Новейший российский истребитель шестого поколения сможет выходить в космос
Попалась интересная статья, в которой первый заместитель генерального директора КБ Сухого, Владимир Михеев, рассказал о возможностях, которыми будет обладать российский истребитель шестого поколения.
Облик пока не раскрывается, так что графика, приведённая в этой статье – абсолютно вымышленная, найденная в сети интернет.
В начале весны КБ Сухого представило вице-премьеру Дмитрию Рогозину первые разработки по боевому самолету 6-го поколения.
Как пишет ТАСС, позже в концерне «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ, входит в «Ростех») сообщили, что уже ведут научно-исследовательские работы по системе радиоэлектронной борьбы для нового поколения летательных аппаратов.
Основная часть боевых самолетов будущего будет беспилотной. Аппараты, вооруженные электромагнитными пушками и способные развивать гиперзвуковую скорость, смогут сбиваться в стаи, где человек останется необходимым, но самым слабым звеном. Беспилотные истребители смогут неделями барражировать в воздухе, при необходимости выходя в ближний космос.
Об этом и многом другом рассказал в интервью ТАСС советник первого заместителя генерального директора КРЭТ Владимир Михеев.
— Что будет представлять собой самолет 6-го поколения?
— Боевой самолет 6-го поколения мы сегодня представляем в виде комбинированного летательного аппарата, то есть в двух вариантах — пилотируемом и беспилотном.
Основной принцип применения этого самолета — так называемая стая, коллективное решение любой задачи. В группе таких самолетов будет один-два пилотируемых, остальные — беспилотные. И те, и другие смогут в автоматическом режиме выполнять все полетные функции, начиная от взлета до выполнения боевых задач и посадки. Пилотируемый самолет 6-го поколения получит урезанные на программном уровне характеристики, но у летчика будет возможность управления, чтобы принять решение в сложной тактической ситуации.
Полными техническими возможностями будет обладать только беспилотный вариант. Это будут характеристики, недостижимые для 5-го поколения: самолет-беспилотник должен быть гиперзвуковой, со скоростью полета 4–5 Маха, иметь возможность выходить в ближний космос, делая космический скачок, потом в нужном месте войти в атмосферу.
— Что будет представлять собой его система радиоэлектронной борьбы (РЭБ), которую вы собираетесь разрабатывать?
— КРЭТ будет делать для этих летательных аппаратов весь «борт» (бортовое радиоэлектронное оборудование — прим. ТАСС). Это будет так называемый интегрированный борт, то есть каждый блок сможет выполнять одновременно несколько функций. Например, один и тот же прибор будет и радиолокатором, и системой радиоэлектронной борьбы, системой передачи данных и средством связи, а также выполнять функции навигации и госопознавания. Кроме того, все эти блоки будут дополнять друг друга, повышая надежность и эффективность всей системы.
— То есть блок РЭБ этого самолета будет не только подавлять системы противника, но и передавать данные?
— Да, он будет заниматься вопросами связи, навигации, госопознавания и радиолокации. Потому что этот блок будет унифицированным и одновременно будет являться приемопередающим устройством, которое имеет систему обработки информации. По сути, это мощный компьютер, у которого на входе и выходе имеются цифровые радиопередающие и радиоприемные устройства. И работать этот блок РЭБ будет с учетом коллективных действий.
— Как будет действовать стая самолетов 6-го поколения?
— В каждой стае будет главный аппарат, дальше по иерархии будут аппараты-исполнители, решающие какую-то конкретную задачу, например нанесение удара по наземным целям, уничтожение самолетов противника, разведка и т. д.
Беспилотники будут прикрывать самолет, в котором находится человек. Человек сел в самолет 6-го поколения, самолет опознал, кто это сел — командир эскадрильи или летчик. Соответственно статусу он получает несколько подчиненных беспилотных летательных аппаратов. Они в свою очередь поняли — нужно защищать, например, лейтенанта Петрова. А если сел полковник Иванов, то у него количество подчиненных аппаратов должно быть больше, и так далее.
— Как будет работать система опознавания?
— Летчик интегрирован в пилотажно-навигационный комплекс и подключен к бортовой системе через свой шлем и специальный летный костюм. Все его физиологические данные учитываются. Какую он выдержит перегрузку, какая у него обученность. В зависимости от этого количество задач ему будет ставиться больше или меньше.
Натренированный пилот значительно больший объем информации успевает «переварить», «переварить» на бессознательном уровне. Вся эта беспилотная стая — роботизированный комплекс, и человек — только одна из его составляющих.
— Сейчас на самолетах есть похожие интегрированные системы, например на ПАК ФА?
— Да, мы сейчас отдельные решения, которые будут стоять на 6-м поколении, уже отрабатываем и на 5-м поколении, и на наземной технике. На ПАК ФА отдельные элементы пилотажно-навигационной системы уже стоят.
— Что это за элементы?
— К примеру, радиолокационная станция на ПАК ФА должна быть и локатором, и системой разведки, и РЭБ, а комплекс РЭБ, в свою очередь, должен заниматься вопросами радиолокации. То есть интеграция и перераспределение функций на ПАК ФА уже происходит.
Вопрос такой интегрированной аппаратуры очень плотно отрабатывается на многих летательных аппаратах. Наши вероятные друзья идут примерно по тому же пути.
— То есть на американском F-22 похожую систему отрабатывают?
— Я думаю, да, и на F-35 тоже.
— Эта красивая концепция самолета 6-го поколения только ваш инициативный аванпроект или уже есть набор параметров от заказчика, то есть Минобороны РФ?
— Да, на данный момент это наш инициативный аванпроект совместно с ОАК.
С другой стороны, есть общий подход к так называемым поколениям самолетов. Все они, конечно, условные, однако, скажем так, достаточно ранжированные. Например, мы четко понимаем, что самолет 5-го поколения должен обладать сверхзвуковой крейсерской скоростью и технологиями снижения радиолокационной заметности.
По 6-му поколению, и с этим все соглашаются, основной отличительной чертой будет их беспилотность. Потому что у этих самолетов будут такие характеристики, что человек в определенные моменты станет лишним. Летчик будет ограничивать характеристики машины, так как он не может выдержать большую перегрузку во время маневров, для него губительно рентгеновское излучение ближнего космоса.
Также маловероятно, что на пилотируемом варианте самолета 6-го поколения будет использоваться электромагнитное оружие, или СВЧ-оружие (сверхвысокочастотное — прим. ТАСС). В частности, электромагнитный импульс, которым будет вести стрельбу СВЧ-оружие, будет такой мощности, что крайне сложно защитить человека, летчика от собственного вооружения. Как бы хорошо мы ни экранировали кабину, этот электронный импульс будет туда проникать. А так как человек — это тоже в какой-то степени «прибор», работающий на основе приема и передачи электромагнитных сигналов, то такое оружие может нанести сильный ущерб здоровью пилота.
Защита делается уже сегодня — экранировка, специальные очки, стеклянный фонарь кабины покрывается золотым напылением, чтобы снизить это излучение. Однако 100% защиту обеспечить пока не удается.
Кроме того, боевой самолет 6-го поколения также ограничат по перегрузке, скорости и высоте полета. 6-е поколение боевых летательных аппаратов — это прежде всего беспилотная авиация. Стая, в которой на один пилотируемый самолет будет приходиться 5–10 беспилотных.
— Эти стаи как-то между собой будут взаимодействовать?
— Да, конечно. И здесь важный момент — возможность передачи управления. В этом квадрате, к примеру, один летчик выполняет задачи со своей группировкой аппаратов, а за тысячу километров от него — другой. Допустим, одну стаю потрепали. Тогда вторая группа может поделиться с ней аппаратами. Здесь как раз очень важно иметь беспилотные самолеты с гиперзвуковой скоростью полета и возможностью выхода в ближний космос, тогда за небольшой промежуток времени они могут быть переброшены и пополнить ряды потерявшей летательные аппараты стаи.
— Правильно ли я понял, что ОАК параллельно с вами готовит аванпроект по самому самолету?
— Да, все верно. А мы должны обеспечить его необходимым перспективным бортовым радиоэлектронным оборудованием.
— К какому приблизительно году должен состояться весь этот проект?
— Было заявлено, что первый полет самолет 6-го поколения совершит до 2025 года. Соответственно, нам к 2020–2021 году уже нужно иметь научно-технический задел по этой теме, а отдельные элементы обкатать на 5-м поколении.
— Вы говорили об электромагнитном оружии, расскажите подробнее.
— Во многих боевых уставах вооруженных сил разных стран, в том числе в боевом уставе армии Российской Федерации, уже прописано «радиоэлектронное поражение», и только в скобках «радиоэлектронное подавление».
Уже сегодня системы РЭБ наносят противнику именно радиоэлектронное поражение, то есть облученный прибор, в частности радиолокационная станция, не может полноценно работать.
Подавляющий цифровой помеховый сигнал не только оказывает ложное дезинформирующее воздействие, но и способен вывести работу радиоприемного устройства за рамки динамического диапазона, когда на его входе находится сигнал такой мощности, который препятствует получению полезной информации. Если мощность этого сигнала еще повысить, то мы загоним радиоприемный тракт в режим так называемого насыщения — это могут быть секунды, а могут быть минуты и даже часы. Мы уже сняли свою помеховую нагрузку и улетели пить кофе, а приборы противника по-прежнему не работают — не успели восстановиться.
С дальнейшим развитием это радиоэлектронное поражение будет уже приводить к прямому разрушению электронно-компонентной базы, то есть приемный тракт прибора противника будет полностью выведен из строя.
— Насколько такую электромагнитную пушку можно сделать портативной и где брать энергию для ее использования на самолете?
— На самом деле она не такая уж и портативная. А каждый современный самолет — это летающая электростанция, вырабатывающая десятки киловатт электроэнергии. Преобразовав ее в СВЧ-сигнал, с учетом усиления антенными устройствами, мы на выходе получаем сотни мегаватт или даже гигаватты так называемой эквивалентной изотронно-излучаемой мощности. Соответственно, в том месте, куда мы эту энергию сфокусировали и перебросили, мы можем физически разогревать любое тело, мощность в том месте будет очень высокая.
— На какую дальность такое электромагнитное оружие сможет действовать?
— Эффективно обычное СВЧ-оружие уже сегодня действует на десятки километров.
— То есть образцы электромагнитных пушек существуют уже сегодня?
— Сейчас есть определенные разработки и отдельные образцы. Но уже разрабатывается защита от этого оружия — на сегодняшний день радиоприемные тракты многих локаторов, головки наведения ракет оснащаются специальными фильтрами. Это извечная борьба меча и щита.
— Вся эта система — электромагнитное оружие и стая беспилотных аппаратов — по всей видимости, будет стоить беспрецедентно дорого?
— Нет ничего дороже человеческой жизни, и любой беспилотник будет всегда дешевле, чем пилотируемый летательный аппарат. При серийном выпуске не все самолеты 6-го поколения будут оборудоваться пилотажным комплексом и системами жизнеобеспечения для человека, будут и полностью беспилотные самолеты. Экономия будет достигаться за счет производства чистых беспилотников.
С другой стороны, нужно понимать, что перспективное оружие никогда не будет дешевым. Так что да, такие ударные комплексы будут иметь серьезную цену, учитывая, что это будет высокотехнологичное оружие — самолеты, одновременно сочетающие гиперзвуковую скорость полета, малую заметность, высокую защищенность, искусственный интеллект, чтобы работать в группе, и самое современное оружие, в том числе и электромагнитное. Также в арсенале 6-го поколения будут новейшие системы управления оружием, разведки, РЭБ, наведения, навигации и госопознавания.
— Как еще может применяться такой беспилотный самолет?
— Беспилотный самолет может летать сутками — нет пилота, которому требуется время на восстановление и отдых. Поэтому они могут эффективно применяться для охраны государственной границы. Беспилотный самолет становится в приграничную зону на оптимальной высоте, тратит незначительное количество топлива, ведет электронную разведку и наблюдение.
Для России это всегда актуально, если учесть огромную протяженность ее границ в арктических широтах. Для этого на базе наработок по самолету 6-го поколения можно создать специализированный летательный аппарат разведки и наблюдения. Он сможет барражировать неделями, передавая на землю информацию. Все эти варианты также просматриваются и прорабатываются.
— Как относится ко всем этим идеям Минобороны РФ?
— По направлению перспективных проектов головные профильные научно-исследовательские институты ВВС совместно с нашими предприятиями работают рука об руку и обмениваются информацией. Они вносят свои корректировки, работа идет постоянно.
И это не только бумажная работа. Мы планируем, что после 2020 года у нас будет необходимый научно-технический задел. А дальше мы получим от Минобороны техническое задание и все свои заделы превратим в конкретные изделия.
К этому времени отдельные элементы уже обкатаются и на военных, и на гражданских самолетах. Мы поймем, насколько они эффективны, работают ли принципы локации, навигации, наведения, защиты, связи и управления, на какие расстояния, в каких диапазонах, какие объемы информации на борту этого боевого самолета нужно обрабатывать, где у нас будут обычные локаторы, а где фотонные радары.