Учебно-тренировочные летающие лодки SCAN 20. Франция

1

 

На немалое количество типов французских самолетов повлияло, причем на некоторые машины значительно, объявление Францией войны Германии. Ряд самолетов, разработка которых была начата до начала Второй мировой войны, до поражения Франции и подписания Перемирия находились на стадии изготовления прототипов или их летных испытаний. Над одними машинами продолжились испытания и экспериментальные работы под надзором немецких оккупационных властей, в то время как другие машины были спрятаны французами до лучших времен и о них немцы не имели никакой информации.

Лучшие времена наступили летом 1944 года, когда союзники начали освобождение Франции, и в качестве идеального примера следует привести легкую учебную летающую лодку SCAN 20. Этот самолет был построен в соответствии с требованиями спецификации ВМС Франции (Marine Nationale) для летных школ авиации флота (Aéronautique navale), которым требовалась четырехместный морской самолет для обучения членов экипажей состоящих на вооружении летающих лодок: как пилотов, так и штурманов и радистов. В1940 году незадолго до падения Франции командованием авиации ВМС был объявлен конкурс на учебную летающую лодку, одним из условий которого было разрешение компании-победителю выпускать летающие лодки данного типа для гражданского рынка туристических самолетов.

В конкурсе приняли несколько участников, и победа досталась проекту объединения SCAN (Société de Constructions Aéro-Navales de Port-Neuf), разработанному Бернардом Девизом (Bernard Devèze) – бывшим сотрудником компании Potez. Объединение SCAN сконцентрировало в себе персонал и идеи бывшей компании Schreck-F.B.A. после того как последняя в 1935 году была приобретена компанией Avions Bernard. Рабочее проектирование летающей лодки SCAN 20 было завершено в начале 1941 года и постройка прототипов продолжалась даже после того как немцы оккупировали [1] ту территорию Франции, которую контролировал режим Виши. Продолжавшее функционировать правительство Виши не контактировало с немцами относительно ведшихся работ и поэтому строившийся самолет удалось скрыть.

Учебно-тренировочные летающие лодки SCAN 20. Франция
схемы учебно-тренировочной летающей лодки SCAN 20

Летающая лодка SCAN 20 имела традиционную конструкцию с цельнодеревянным высокорасположенным крылом, корпусом с двумя реданами и водяным рулем, четырехместной кабиной, в которой сиденья были расположены тандемом и друг за другом и двухкилевым вертикальным оперением, установленным на концах стабилизатора, который в свою очередь размещен на вершине пилона. Расположенный в задней части пилон был оснащен вспомогательным рулем направления, который отклонялся вместе водяным рулем во время движения на плаву. В то время как горизонтальное оперение было оснащено подкосами, крыло, получившее элероны и закрылки, было свободнонесущим с довольно толстым профилем.

Силовая установка была установлена на подкосах над корпусом в аэродинамической гондоле округлого поперечного сечения с лобовым воздухозаборником маслорадиатора. Силовая установка состояла из шестицилиндрового рядного инвертированного двигателя воздушного охлаждения SMB Béarn 6D, развивавшего взлетную мощность 390 л.с. (287 кВт) и вращавшего трехлопастный металлический винт фиксированного шага Ratier. В гондоле были расположены топливный бак емкостью 125 литров и маслобак емкостью 25 литров. Основной топливный бак емкостью 560 литров размещался в фюзеляже вблизи центра тяжести самолета.

Постройка первого прототипа SCAN 20.01 была завершена еще в 1941 году, а постройка второго прототипа SCAN 20.02 была на довольно продвинутой стадии. Поскольку немцы намеревались превратить Порт-Нёф (Port-Neuf) в узел обороны, то руководству объединения SCAN ничего не оставалось как разобрать летающие лодки на части и, опасаясь любопытных, спрятать подальше от берега в амбарах нескольких надежных крестьян. Оба прототипа удалось так хорошо спрятать от немцев, что оккупационные власти не имели ни малейшего представления о них. Самолеты без серьезных повреждений дожили до освобождения Франции. Еще до прекращения работ первый прототип был утвержден режимом Виши (постановление 2113/43 от августа 1943 года), тогда как работы над вторым прототипом были завершены в октябре 1945 года.

Учебно-тренировочные летающие лодки SCAN 20. Франция
производство прототипа SCAN 20.01 было завершено в 1945 году, после чего самолет был окрашен по стандартной схеме авиации ВМС Франции. Верхние поверхности крыла и фюзеляжа были выкрашены в темный серо-голубой цвет, боковые и нижние поверхности были светлыми серо-голубыми. Днище корпуса и поплавков были выкрашены в бледно-красный цвет

После освобождения Франции постройка и сборка обоих прототипов была окончательно завершена, и на первую машину был установлен двигатель Béarn 6D довоенной производства. Поскольку компания SCEMM – послевоенный производитель двигателей – отставала от графика, то второй прототип был оснащен альтернативным вариантом силовой установки: 450-сильным (331 кВт) восьмицилиндровым V-образным рядным двигателем воздушного охлаждения Potez 8D-30, установленным в гондолу измененной формы.

Учебно-тренировочные летающие лодки SCAN 20. Франция


схемы, показывающие сравнение гондол первого и второго прототипов

Первый прототип SCAN 20.01 впервые поднялся в воздух 6 октября 1945 года и спустя полгода был передан для тестирования в центр летных испытаний (Centre d'Essais en Vol – CEV), Мариньян, где позднее к нему присоединился второй прототип SCAN 20.02. Испытания на мореходность были выполнены в Бискарросе (Biscarrosse) и Уртене (Hourtin). Испытания были признаны удовлетворительными, и командование авиации ВМС вернулось к своему договору 1940 года, утвердив заказ на 23 самолета SCAN 20 с двигателями Béarn 6D. Серийное производство было выполнено на заводе компании в Аржантёе (Argenteuil), но готовые летающие лодки ждали свое двигатели до начала 1951 года!

Учебно-тренировочные летающие лодки SCAN 20. Франция
первый прототип SCAN 20.01 незадолго до первых полетов; Аржантёй, 1945 года
Учебно-тренировочные летающие лодки SCAN 20. Франция
Учебно-тренировочные летающие лодки SCAN 20. Франция
второй прототип SCAN 20.02 во время испытаний двигателя Potez 8D-30 (сверху) и на выкатной тележке

К этому времени уже были летающие лодки SCAN 30, которые представляли собой летающие лодки Grumman Widgeon,изготовленные по лицензии и оснащенные 220-сильными (162 кВт) двигателями Mathis 8Gb либо 240-сильными (177 кВт) двигателями Salmson As-10C. В апреле 1948 года на одной из этих лицензионных машин погиб глава объединения SCAN Леон Дозьи (Leon Dauzille) [2], после чего дела компании пошли на спад.

Серийные летающие лодки SCAN 20 отличались от прототипов не только более современным приборным оборудованием, но и формой рулей направления, подкрыльевых поплавков и их стоек. Самолеты эксплуатировались в составе эскадрильях 53.S и 33.S, базировавшихся в Карубе (Karouba), Тунис, и в Сен-Мандрие-сюр-Мер, Тулон, соответственно. Однако эти самолеты летали мало, так как их деревянные конструкции быстро старели и приходили в негодность под воздействием морской воды. Тем не менее, время гидросамолетов подходило к концу и в 1953 году летающие лодки SCAN 20 были списаны.

Учебно-тренировочные летающие лодки SCAN 20. Франция
Учебно-тренировочные летающие лодки SCAN 20. Франция 
серийный SCAN 20 из состава эскадрильи 53.S в полете

Учебно-тренировочные летающие лодки SCAN 20. Франция
серийный SCAN 20 из состава эскадрильи 53.S, Каруба, подвешен на кране; на заднем плане летающая лодка Dornier Do24T

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: SCAN 20

Назначение: учебно-тренировочная летающая лодка

Компания-производитель: Société de Constructions Aéro-Navales de Port-Neuf, Порт-Нёф (прототипы) и Аржантёй (серийное производство)

Экипаж: 4 чел.

Силовая установка: шестицилиндровый рядный инвертированный двигатель воздушного охлаждения SMB Béarn 6D, развивавший взлетную мощность 390 л.с. (287 кВт) и вращавший трехлопастный металлический винт фиксированного шага Ratier

Размеры:

размах крыла 15,00 м
длина 11,70 м
высота 3,62 м
площадь крыла 32,00 м²

Вес:

пустого 1780 кг
взлетный 2550 кг

Летные характеристики:

максимальная скорость на уровне моря 220 км/ч
крейсерская скорость 200 км/ч
посадочная скорость 80 км/ч
практический потолок 5000 м
дальность полета 1000 км

Количество изготовленных: 2 прототипа и 23 серийных


  1. 11 ноября 1942 года немцами была начата оккупация «Свободной зоны» Франции, 27 ноября немецкие танки вошли в Тулон 
  2. летающая лодка возвращалась с деловых переговоров в Лиссабоне и в Испании врезалась в гору

источник: Text: Miroslav Balous Výkres: Petr Kolmann «Letadla 39-45 SCAN 20» «L+K» listopad 2014

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account