Про штаты и не только…
Вступление
Во многих, даже «заклёпочных» АИ, посвящённых общей идее под названием: «достойно встретим 41-й», часто затрагивается вопрос штатных расписаний подразделений, частей, соединений. Поскольку в своё время имел отношение к штатам разных в/ч, то опишу своё видение в вопросе формирования/комплектования штатов частей РККА в период конца 20-х – начала 40-х. Ну-с, начнём, помолясь…
Кадры решают всё…
Часть I , военно-комиссарская.
Как известно, любое, даже самое совершенное железо не воюет без людей, военнослужащих. Это театр начинается с вешалки, а армия, по крайней мере у нас, с военкомата. Им же как правило и заканчивается. Предлагаю кратко вспомнить, как обстояло с «человеческим фактором» в РИ в 20-е года 20-го же века на ориентировочно 1/8.
История создания военных комиссариатов уходит в далекое прошлое нашей страны. Одним из центральных вопросов в истории русской армии 19-го века были военные реформы, главный смысл которых заключался в стремлении к резкому сокращению численности войск в мирное время и созданию условий для максимально быстрого развертывания вооруженных сил во время войны. Постепенный рост обученных резервов потребовал создания органов, которые могли бы их учитывать и направлять в войска для прохождения учебных сборов и по мобилизации.
Для руководства формированием армии Республики Советов с января 1918 года организацией Красной Армии занимались военные отделы Советов. Но уже по материалам мартовского совещания губернских военных отделов Московского военного округа СНК издал Декрет от 8 апреля 1918 года «О волостных, уездных, губернских и окружных комиссариатах по военным делам». Хотя кое-где военные комиссариаты были образованы раньше.
Отдельно проводилась работа по учёту военнослужащих бывшей царской армии. За сбор сведений о бывших офицерах царской армии, проживавших на территории волостей, отвечали волостные военкоматы. В военкомате велись также специальные списки русских солдат, вернувшихся из плена.
Отгремела гражданская война. Введение территориально-милиционной системы в 1924 году потребовало улучшить работу с военнообязанными, в том числе проведение всеобщего военного обучения, служившего источником формирования обученных резервов для армии. В сём нелёгком деле с 1927 г активно помогает ОСОАВИАХИМ .
Над комиссариатами в управленческой иерархии состояли соответствующие управления военных округов. Которые в свою очередь замыкались на военный наркомат. Так и жили они щасливо и регулярно (шутка).
Вот с ентого моменту и начну АИ. А начну с жуткого валюнтаризьму, издалека и самого-самого верху. С ЦКа. А суть валюнтаризьму следующая: году так в 26-27 один из «недостреляных» военспецов пишет на имя Наркомвоенмора докладную записку, в коей указывает в том числе на фактический развал армии, идущий после реформы т. Фрунзе с 24 года, отсутствие подготовленного резерва, крайне запущенную подготовку специалистов технических специальностей и т.п. Данный «крик души» имел адресатом в копии в том числе председателя ОГПУ т. Менжинского В.Р. и ЦК. Так что игнорировать докладную Климент Ефремович не мог! На специально созванном совещании в 27-м было принято решение, под названием: «О внешних угрозах СССР и мерах по их преодолению». Фактически – военная доктрина СССР! Также были согласованы и утверждены документы: «Закон про военную службу в рядах РККА и ВМФ», «План по военной подготовке граждан СССР» и «План реорганизаций для обеспечения подготовки кадров для РККА и РКМФ».
Вот согласно последнему и предполагалось создание системы по ПЛАНОВОЙ подготовке этих самых кадров! Во главе сего процесса – Организационно-мобилизационное управление при Народном комиссариате по военным и морским делам СССР. Одна из задач данного управления – формирование планов по подготовке специалистов различных специальностей, но главное – определение цифры этих военспецов по каждой отдельно. Причём как для мирного времени, так и по войне! Сии потребности «спускались» в аналогичные управления военных округов, где распределялись по областным ВК. Последним были подчинены РВК, занимающиеся отбором кандидатов, и территориальные общества ОСОАВИАХИМ.
Вот последние и занимались обучением будущих кадров с ЧАСТИЧНЫМ ОТРЫВОМ (по 8-10 часов в месяц) от производства. После первичной – без отрыва от производства (последняя по большей части теоретическая). Эта так называемая начальная подготовка запланирована в объеме 1-2 часа/неделю в трудовых коллективах и в основном по месту проживания. Причём сдача итоговых зачётов – командирам частей, находящихся на административной территории. По окончании, как и в РИ – справка-удостоверение и запись в военном билете.
А раз в 2 года – призыв на месячные сборы. Причём по годам рождения и специальностям. Все эти «движения» на базе кадрированных частей – фактически «учебки». Чаще в те годы, не особо напрягая экономику – вряд ли. Кроме того, для комплектования частей постоянной готовности и постоянного состава других частей проводится ежегодный «добровольно-принудительный» призыв на срочную службу. Сроки службы для пехоты – 1,5 года. Для сержантов и технических специальностей – 2,5 года (в связи с необходимостью фактически дать знания по техническим и командирским специальностям). Морфлот и авиация – 3 года (тоже учить долго).
Отдельная песня — сверхсрочная служба. На неё брать на срок не менее 3-х лет тех, кто отслужил хотя-б 1 год в РККА по призыву. Для участников ПМВ и ГВ обязательно после прохождения "учебки" – не менее 6 месяцев. Сверчки – первые кандидаты как в младшие командиры, так и с льготами в командирские училища. Причём приоритет в льготах – в профильные по существующему ВУСу!
Таким макаром худо-бедно можно подготовить рядовых бойцов и частично сержантов. Про подготовку командирских кадров и материальное обеспечение, а также типичные штаты полагаю в следующих частях.