Проект реактивного тяжелого истребителя Nakajima J1N Gekko. Япония

1

Весной 1938 года IJN выдал спецификацию 13-shi, требовавшую истребитель дальнего действия. Выдаче спецификации способствовал опыт боевого применения авиации в Китае, показавший, что японские истребители не имели достаточной дальности для сопровождения бомбардировщиков в налетах вглубь китайской территории, в результате чего бомбардировщики G3M несли большие потери. Ответ компании Накадзима на данную спецификацию был бы полным провалом, если бы не одна особенность.

Спецификация 13-shi была весьма строгой с рядом очень жестких критериев. В соответствии с ее требованиями инженер компании Накадзима Кацудзи Накамура (Katsuji Nakamura) разработал первоначальный прототип самолета. Он представлял собой аэродинамически чистый моноплан с низкорасположенным крылом, к консолям которого крепились два 1130-сильных радиальных двигателя Nakajima Sakae. Для уменьшения крутящего момента на одну консоль устанавливался двигатель Sakae 21, а на другую — Sakae 22, винты которых вращались в противоположных направлениях. В дополнение к расположенному в носу вооружению за кабиной пилота были расположены две дистанционно управляемые турели, каждая из которых была оснащена парой 7,7-мм пулеметов Type 97. Два прототипа, получившие обозначение J1N1, были поставлены Императорскому флоту (IJN) для проведения испытаний, в ходе которых было выявлено множество проблем: самолет был перетяжелен, новейшие механизмы винтов вызывали многочисленные трудности, гидравлическая система была слишком сложной, наведение турелей было неточным, а сами башни — слишком тяжелыми. В довершение ко всему маневренность была недостаточной; дальность была единственным, что соответствовало требованиям спецификации.

Отвергнутый как тяжелый истребитель, J1N получил новую жизнь в качестве самолета-разведчика. Компания Накадзима удалила с самолета турели с вооружением, сократила запас топлива (который, в частности, включал подвесные баки) и в силовой установке заменила Sakae 21 двигателем Sakae 22. Вооружение состояло из одного стрелявшего назад 12,7-мм пулемета Type 2, огонь из которого вел радист. C новым обозначением J1N1-C (С — палубный разведчик) самолет успешно прошел испытания и после утверждения с августа 1942 года стал поступать на вооружение разведывательных подразделений IJN. Встретившись с ним в бою, союзники, решив что это истребитель, присвоили ему кодовое обозначение Irving. Некоторые экземпляры, оснащенные башней с 20-мм пушкой Type 99 Model 1, были переименованы Императорским флотом в J1N1-R.

В начале 1943 года коммандер (капитан 2-го ранга) Ясуна Козоно (Commander Yasuna Kozono) – командир 251-го кокутая, действовавшего с аэродрома Вунаканау, Рабаул, Папуа-Новая-Гвинея – решил, что из J1N1-C может получиться отличный ночной истребитель. Механики заменили место наблюдателя парой 20-мм пушек Type 99, которые стреляли вперед-вверх под углом 30° и в дополнение были установлены еще две 20-мм пушки, стрелявшие вперед-вниз под тем же углом. Полевая модификация, получившая обозначение J1N1-C Kai, имела успех и вместе с тем успехом пришла заинтересованность со стороны руководства IJN.

В короткие сроки IJN поручил компании Накадзима изготовить J1N в версии ночного истребителя. К августу 1943 года на заводе Накадзимы в Коидзуми началась сборка первого экземпляра J1N1-S Gekko (月光 — «лунный свет»). Основными изменениями конструкции были сокращение остекления кабины экипажа и удаление кольцевого выхлопного коллектора, замененного отдельными выхлопными патрубками. Кроме того, вскоре стало ясно, что установленные вниз пушки были неэффективными и на модификации J1N1-Sa они были удалены. В носовой части некоторых машин модификаций J1N1-S и J1N1-Sa устанавливался сантиметровый радар, внешняя антенна которого устанавливалась в кончике носа. На другие машины в нос устанавливались прожекторы, хотя на ряде самолетов радар и прожектор заменялись установленной для стрельбы вперед 20-мм пушкой Type 99.

Gekko показали себя в целом удовлетворительно в боях против бомбардировщиков Consolidated B-24 Liberator, но в противостоянии более быстрым Boeing B-29 Superfortress ночным истребителям было трудно сделать даже один заход. Поэтому не следует удивляться, что J1N считался кандидатом на оснащение двумя турбореактивными двигателями. Успешному J1N в вариантах разведчика и ночного истребителя замена радиальных двигателей на турбореактивные обеспечила бы превосходную скорость, которая сделала бы самолет эффективным в любой роли.

Проект реактивного тяжелого истребителя Nakajima J1N Gekko. Япония


рисунок гипотетического варианта J1N, оснащенного реактивными двигателями

Современная иллюстрация оснащенного турбореактивным двигателем J1N показана с фюзеляжем J1N1-Sa. На рисунке отсутствуют стреляющие вверх пушки и радар, что свидетельствует о том, что основным вооружением были установленные в носу пушки. Возможно, при выполнении боевых заданий машины с ТРД применялись бы в сочетании с оснащенными радаром и/или прожектором J1N1-S и J1N1-Sa. Также возможно, что реактивный Gekko мог рассматриваться в качестве скоростного специального штурмовика, оснащенного двумя 250-кг бомбами (подобно оставшимся к концу войны самолетам J1N). Крыло, скорее всего, было бы прежним за исключением изменений, необходимых для установки гондол турбореактивных двигателей. Неизвестно, когда должны были быть установлены реактивные двигатели. Kugisho Ne 20 был кандидатом на эту роль, также как и Nakajima Ne 230. Адаптация J1N к реактивной силовой установке, скорее всего, была бы более легкой задачей, чем попытка Kugisho переделать P1Y1 Ginga в турбореактивный бомбардировщик Tenga.

Неизвестно, когда именно было сделано предложение об переделке J1N в турбореактивный самолет. Известно только, что этот проект не вышел из стадии проектирования.

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ [1]

Современники: Curtiss XP-87 Blackhawk (США), Messerschmitt P.1099 (Германия)

Тип: ночной истребитель

Экипаж: 2 человека

Силовая установка: два радиальных четырнадцатицилиндровых двигателя воздушного охлаждения Nakajima NK1F Sakae 21, развивавших 1130 л.с. на взлете, 1100 л.с. на высоте 2850 м, 980 л.с. на высоте 6000 м и вращавших трехлопастные металлические винты постоянного числа оборотов

Размеры:

размах крыла 16,97 м
длина 12,74 м
высота 4,54 м
площадь крыла 40 м²
удельная нагрузка на крыло 175,27 кг/м²
удельная нагрузка на мощность 3,62 л.с./кг

Вес:

пустого 4840 кг
с полной нагрузкой 7010 кг
максимальный 8184 кг

Летные характеристики:

скорость на высоте 5840 метров 507 м/ч
крейсерская скорость на высоте 4000 метров 333 км/ч
время подъема на высоту 5000 метров 9 мин 35 сек
дальность 2544 км
максимальная дальность 3779 км
предельный потолок 9330 м

Вооружение: установленные в фюзеляже для стрельбы вверх две 20-мм пушки Type 99 и для стрельбы вниз две 20-мм пушки Type 99

Развертывание: нет. Оснащенный турбореактивными двигателями J1N остался бумажным проектом


  1. точные характеристики оснащенного турбореактивным двигателем J1N не известны, нижеприведенные характеристики даны для J1N1-S

источник: Edwin M Dyer "Japanese Secret Projects: Experimental Aircraft of the IJA and IJN 1939-1945"

Подписаться
Уведомить о
guest

3 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account