Данная статья из жж одного из ведущих российских историков авиации Вячеслава Кондратьева посвящена первым в мире бомбардировщикам и бомбардировкам.
170 лет назад, 28 августа 1849 года, австрийцы под командованием маршала Радецкого после долгой осады полностью овладели Венецией, ликвидировав просуществовавшую 17 месяцев Венецианскую республику Святого Марка. Город стойко выдерживал артобстрелы, голод и эпидемию холеры, но последней каплей, сломившей упорство его защитников, стала первая в истории массированная воздушная бомбардировка, осуществленная австрийцами 20-21 августа. На следующее утро парламентер привез Радецкому письмо от штаба обороны города с согласием на капитуляцию. По другим данным, бомбардировка началась 22 августа, продолжалась всего один день и в тот же день венецианцы решили капитулировать. Как бы то ни было, а после согласования условий сдачи 27 августа в Венецию по единственному мосту, соединявшему ее с материком, вступили австрийские войска.
Поскольку дело происходило в середине позапрошлого века, бомбежка осуществлялась с воздушных шаров, причем — беспилотных и одноразовых. Идея их применения возникла у артиллерийского лейтенанта Франца фрайхерра фон Ухатиуса. Как и другие австрийские артиллеристы, он был раздосадован тем, что, из-за расположения Венеции на островах посреди лагуны, осадные орудия с берега могли обстреливать только ее окраины, не добивая до центральных кварталов. Нарезных орудий тогда еще не было, а дальнобойность гладкоствольных пушек не превышала полутора километров.
Предложенная Ухатиусом аэробомба — так он назвал свое изобретение — представляла собой матерчатый аэростат-монгольфьер, наполняемый горячим дымом от жаровни. К нему подвешивалась круглая чугунная осколочно-фугасная граната, снабженная запальной трубкой и фитилем. Длина фитиля рассчитывалась таким образом, чтобы в заданной точке он пережог крепежную веревку и одновременно воспламенил прессованную пороховую мякоть в запальной трубке. После этого бомба падала вниз и через несколько секунд — взрывалась, а облегченный баллон взмывал в небеса.
Диаметр шара составлял 23 фута, то есть 6,9 м, а масса бомбы — 33 фунта или примерно 15 кг. Первый пробный запуск двух аэробомб состоялся 12 июля, но внезапно изменившийся ветер унес их в море. Через три дня с палубы парохода были запущены еще два баллона. На этот раз эксперимент завершился удачно, оба шара сбросили бомбы на город, причем на тот его район, который считался неуязвимым для австрийской артиллерии.
Вдохновленный результатом маршал Радецкий поддержал инициативу Ухатиуса и распорядился срочно начать массовое производство аэробомб. К середине августа их сделали более 200 штук. 20 или 22 августа, дождавшись нужного направления и силы ветра, австрийцы нанесли свой авиаудар. И хотя многие бомбы не сработали, остальные произвели на итальянцев такое впечатление, что в городе началась паника, а командование гарнизона, как уже говорилось, решило прекратить сопротивление.
Несмотря на успешность этого опыта, в дальнейшем никто не пытался его повторить вплоть до Второй мировой войны, когда японцы разработали программу бомбардировки США с воздушных шаров-автоматов. А Ухатиус продолжил изобретательскую деятельность в различных областях, не связанных с воздухоплаванием. В частности, он запатентовал стробоскоп, стереоскопический волшебный фонарь для демонстрации «объемных» диапозитивов и новый состав артиллерийской бронзы.
Вячеслав Кондратьев «Шарики воздушные, ветерку послушные»