Про погоны. Но не про те которые на плечах, а про те , которые на крыше корпусов танков.
Недавно, в одном из «танковых» постов, зашла дискуссия о величинах погонов советских танков 30-ых годов. Мистер Хайд потрясал «гроссбухом» и «заданиями», а два мистера «Джекила» приводили в противовес цитаты из танковых историков и какие-никакие чертежи.
Стало интересно, и провел я, в перерывах между матчами ЧМ по футболу, — небольшое исследование. Выводы такие :
1. Круг обслуживания в свету (КОвС) цилиндрических башен Т-26 и БТ-5/7, одинаков и равен 1126мм.
2. КОвС конической башни БТ-7 и башни БТ-7А(с 76,2 мм пушкой) также одинаков и равен 1295мм.
3. КОвС танка А-20 в проекте равен 1380 мм.
Доказательство П.1 простое — выравниваем башни по наружному диаметру и видим, что совпадают (в пределах толщин линий) как размеры погонов, так и размеры орудий(см. рис.). Если бы размеры погонов были разные, то обязательно бы вылезло несоответствии каких-либо размеров. Для ориентира дан отрезок в 70 мм(якобы на эту величину погоны различались).
П.2. Имеются РИ чертежи башни и корпуса БТ-7М из «Альбома фото и характеристик танка БТ-7М» 1940 года издания. Но там где башня, нет погона, а где есть погон , нет башни. Но зато видны несколько размеров : Диаметр башни поверху — 1210мм, высота башни — 636мм, расстояние от низа башни до оси вращения пушки -331 мм, известен также диаметр шарика — 22,22 мм.
Путем несложных расчётов имеем диаметр башни понизу — 1552 мм, следовательно КОвС примерно равен 1295мм. Причём в данном случае КОвС , — это не диаметр между зубьями венца погона, из-за другой конструкции погона в этой башне.
Теперь башня с 76,2 мм пушкой от танка БТ-7А. Её КОвС должен быть равен таковому для конической башни БТ-7 с пушкой 20К. Почему ? Меньше сделать нельзя, из-за трудностей обслуживания 76,2мм пушки. Больше сделать тоже нельзя, из-за размеров корпуса. Как известно, ширина корпуса БТ-7 была 1618мм (у БТ-5 — 1614мм). Соответственно, между внутренними стенками корпуса из 4-ёх мм стали получится — 1310мм. Т.о. КОвС двух башен равны. Ограничивает также КОвС и размер корпуса вдоль продольной оси — между МВ и верхом перегородки МТО.
А откуда, тогда инфа о погоне 1350мм для башни БТ-7А ? Здесь всё просто : если замерить диаметр между зубьями венца погона, то эту величину и получим(см. рис.).
Т.е. проектировщики изменили конструкцию погона и тем самым увеличили пространство для обслуживания 3″-ого орудия, несмотря на ограничения по размеру корпуса танка.
А зачем же было делать башню с 45мм пушкой с КОвС равным башне с 3″-ой? Ведь была же коническая башня от Т-26 с 20К на погоне 1126мм. Логично было бы иметь коническую башню на одном погоне, как это было с цил. башнями Т-26 и БТ-5/7. Вероятно, в этом аспекте и давались «задания», упомянутые коллегой Хайдом. Точного ответа, почему не унифицировали, у меня нет, возможно 183-ий завод предполагал, что вот-вот начнётся выпускатся серией танковая 3″-ка(КТ-28, ПС-3 или Л-10), а у него уже в серии башня под под это орудие.
Интересно, как и почему увеличивали погон на БТ-2/5/7. При установке цил. башни на БТ-5 с 20К на корпус БТ-2, — отодвинули верх перегородки МТО. При установке башни с 3″-кой на БТ-7(изначально он должен был выпускатся именно с этой пушкой) пришлось передвинуть вперед МВ, уширив корпус в носу. Но т.к. серийной 3″-ки для БТ-7 не было, то поставили цил. башню с 45мм пушкой от БТ-5/Т-26. При этом МВ остался сдвинутым вперёд, что позволило потом устанавливать башни с увеличенным погоном.
П.3. Есть два чертежа РИ. По нескольким видимым размерам можно определить КОвС, примерно равный 1380мм(здесь возврат к погону обычной конструкции). Как видим, здесь тот же случай, что и с БТ-7, погон в проекте сразу увеличен под 3″-ое орудие(на тот момент, это вероятно Л-10, т.к. КТ влазила в меньший погон). Необходимо отметить , что КОвС в 1380 мм также соответствует продольному разрезу танка А-20 именно с 45мм пушкой в башне и видно это даже невооружённым взглядом(по растоянию от конца гильзоулавливателя до погона).
Т.о. — утверждение, что погон всегда соответствует орудию в башне , верно только в теории и не подтверждается практикой на танках БТ-7 и А-20, из-за проектировавшейся установки 3″-ых пушек.
Известно, что погон на Т-34 был равен 1420мм, т.е. был увеличен относительно А-20 примерно на 40мм. Вероятно, увеличение получилось из-за размещения в башне орудия Ф-34(в 1939г. Ф-32), которое вдавалось в башню больше чем орудие Л-11(расстояние от оси вращения до конца казённика у Ф-32 было больше примерно на 75мм, чем у Л-11).
А в чём же альтернатива ? Она следует из вышенаписанного : берем танк Т-34, как известно, диаметр отверстия в корпусе под башню было равно 1481мм, применяем погон по типу башни БТ-7А, получим КОвС равный 1481мм. При этом, диаметр между зубьями венца погона получится около 1535 мм. Последняя цифра что-то напоминает, ах да, столько же было у трёхместной башни КВ-1. Смотрим, какой у последней башни был КОвС. Видим, что он примерно равнялся 1490мм из-за толстых захватов и ограждения зубчатого венца. Вполне реально, что и в 1481 мм вместятся три человека (особенно с орудием Л-11), т.о. получим башню с освобождённым командиром для Т-34 с минимумом изменений по корпусу.
Башня, конечно, будет другая(как и погон), но башни на Т-34 меняли как перчатки, только за вторую половину 40 года — первую половину41 года, было четыре типа башен.
Примечания.
Приведенные размеры на чертежах РИ в посте, из-за изменения формата, не сильно хорошо видны, но их можно рассмотреть в сканах книг и самих книгах, приведённых в списке использованной литературы.
Размеры в ряде случаев, указаны как наиболее вероятные и могут иметь отклонения от РИ на 2-5 мм.
Список использованной литературы.
Танк БТ-7.РС 1941г.
Танк БТ-7. Наставление АБТВ РККА 1938г.
Альбом фотографий и характеристика танка БТ-7М. Харьков 1940г.
Танк БТ-5. Наставление АБТС РККА 1935 г.
Танк Т-26. Альбом рисунков.
Т-34. Первая полная энциклопедия. Коломиец М.В. 2009 г.
Ленинградские КВ-1. Коломиец М.В. 2012 г.