АльтСССР. Кировская весна. Сторожевые корабли (СКР) типа Ураган.
С благодарностью посвящаю продолжение моей версии АИ коллеге Ансару, натолкнувшего меня на преимущественное строительство миноносцев как основы ВМС РККА.
Сторожевые корабли (СКР)
СКР типа Ураган первой серии
Строительство сторожевых кораблей велось в СССР по утвержденному 23 июня 1927 года техническому заданию: водоизмещение на испытаниях — 400 т, длина между перпендикулярами 70, ширина — 7,1, осадка — 1,9 м, главные механизмы — быстроходные турбины с зубчатой передачей, максимальная скорость при нормальных запасах топлива и воды — 29 уз., два 102-мм орудия, три 40-мм автомата системы Виккерса, три крупнокалиберных пулемета, один трехтрубный 450-мм торпедный аппарат, мины, глубинные бомбы, параваны, тралы (для проводки линкоров через минные заграждения противника). Они предназначались для охраны соединений кораблей и конвоев от атак подводных лодок, торпедных катеров и несения дозорной службы.
В проекте СКР типа «Ураган» имелось много конструктивных новшеств. Впервые в отечественном флоте ГЭУ работала на перегретом паре, прямодействующие, низкооборотные турбины были заменены на ГТЗА с высокооборотными турбинами. Установка отличалась компактностью, а эшелонное размещение повышало ее живучесть. Впервые набор корпуса выполнялся по продольной системе. Также впервые были применены оцинковка корпусных конструкций и сварка (неответственных деталей). Корпуса СКР, несмотря на облегчение, оказались достаточно прочными.
Первую серию из 8 кораблей заложили в 1927 году и спустили на воду в период 1929-1930 года. Весной 1931-го на момент предъявления СКР к сдаточным испытаниям водоизмещение достигло 465,3 т. против проектных 400. При полном водоизмещении 610 т корабль имел наибольшую длину 71,5 м, ширину 7,4 м и осадку 2,3 м. Наиболее существенным недостатком оказался значительный недобор скорости хода. По различным причинам максимальная скорость хода составила всего 25,8 уз. На экономическом 16-узловом ходу дальность плавания составила 1200 миль.
7 из 8 сторожевых кораблей проекта 2 (СКР типа Ураган) вступили в строй в период 1931-1933, и последний – 5.03.1933.
При приемке СКР типа Ураган первой серии, оценивая мореходность и маневренность, было отмечено, что малая осадка в сочетании с большой парусностью высокого полубака и надстроек делала корабль при сильных ветре и волне очень валким, а маневрирование в узкостях — весьма затруднительным. Мореходность ограничивалась волнением в 6 баллов, в противном случае появлялись интенсивное заливание полубака, перебои винтов и снижение управляемости. Качка при этом оказывалась сильной и стремительной, что очень затрудняло обслуживание механизмов и делало невозможным использование оружия. Поворотливость при движении кормой вперед признавалась неудовлетворительной, а на полном заднем ходу перекладывание руля становилась и вовсе невозможным.
В целом остойчивость признавалась удовлетворительной и считалось, что корабли могут безопасно плавать в акватории Балтийского моря. Из-за непродуманного размещения подвижных грузов на кораблях отмечался эффект «качелей» — при стандартном водоизмещении они имели дифферент на корму 0,173 м, а в случае приемки максимального количества топлива появлялся дифферент на нос до 0,215 м.
СКР типа Ураган второй серии
Перед закладкой второй серии СКР наркомвоенмор Уборевич утвердил на СКР новое оперативно-тактическое задание. Охрану соединений кораблей от атак подводных лодок и торпедных катеров Уборевич из списка задач вычеркнул, за неимением (по его мнению) таковых соединений в составе ВМС РККА. К задачам добавилось ПВО конвоев. Теперь СКР предназначались для охраны конвоев от атак самолетов, подводных лодок и торпедных катеров, а также несения дозорной службы.
Этим простым решением недобор скорости полного хода из животрепещущей проблемы, требовавшей незамедлительного решения, превращался в вопрос третьестепенной важности. Вопрос этот, к слову, в дальнейшем так и не был решен. Более серьезным был признан вопрос о посредственной мореходности и ненадежного рулевого устройства.
В проведенных летом 1932 году маневрах выявилось, что 45-мм орудие, которое располагалось между 102-мм орудием и боевой рубкой так неудобно, что глушило расчет 102-мм орудия и пулеметчиков, выводило из строя приборы, установленные на мостике, рвало обвесы.
Выявился и другой, еще более печальный факт: конусы, буксируемые на летних 1932 года учениях ПВО, пробоин от огня зенитные 45мм полуавтоматических орудий СКР не получили. Зенитный огонь в связи с его низкой скорострельностью оказывал на противника только психологический (хотя и достаточно значительный) эффект. Стране требовались автоматические зенитные пушки, но промышленность их пока предоставить не могла.
Изменение ОТЗ, разумеется, повлекло за собой и изменения в сам проект второй серии строительства СКР типа «Ураган». Заложенные в 1933 году 8 СКР строились по проекту, который отразил выявленные в процессе затянувшейся постройки и сдачи ошибки первой серии. Надежность ГТЗА с высокооборотными турбинами повысилась, как за счет модификации проектной документации на отдельные узлы и детали, так и за счет повышения культуры производства. Изменили конструкцию винтов. Внесли изменения в конструкцию рулевой машины. Днищевую топливную цистерну разделили на три, и установили синхронный забор топлива из цистерн, что несколько улучшило мореходность за счет исключения вышеупомянутого эффекта «качели».
Вооружение СКР в сравнении с первой серией также изменили. Эффективно противостоять современным эсминцам, а тем более крупным кораблям, в бою 26-узловой сторожевой корабль все равно не мог, и в таком случае ему предписывался маневр уклонения. С учетом того, что противником сторожевиков на море были определены самолеты, подводные лодки и маломерные суда, 102мм артустановки были признаны избыточными по калибру и недостаточными с точки зрения универсальности. Взамен 102мм пушки Заводу № 8 было предписано срочно спроектировать и поставить ВМС универсальную 76мм пушку, на основе 76мм полуавтоматической зенитной пушки, которая в свою очередь была разработана в 1931—1932 годах на указанном заводе № 8 по образцу 7,5-см зенитной пушки немецкой фирмы «Рейнметалл». Отличие пушки от зенитной состояло в основном в применяемых материалах, и принятие универсальной 76мм морской пушки на вооружение состоялось уже в 1933 году.
Вооружение СКР «Ураган», лишившегося в связи с изменением ОТЗ торпедного аппарата, таким образом, составило три 76мм универсальные пушки и три 45мм зенитные полуавтоматические пушки:
Всего было заложено в 1933 году 8 кораблей, которые были спущены на воду в 1934 году и вступили в строй в 1935 году.
Однако, прошедшие в 1934 и 1935 учения Краснознаменного Балтийского и Черноморского Флотов по противолодочной обороне конвоев выявили совершенно недостаточный боекомплект основного оружия СКР – глубинных бомб. Наблюдатели на подлодках ударов учебных глубинных бомб не зафиксировали. Было необходимо увеличить число бомб в серии, общее число бомб и интенсифицировать боевую учебу. Необходимым было признано и наличие на борту шумопеленгатора.
СКР типа Ураган третьей серии
Меры, предпринятые для повышения мореходности второй серии СКР, были признаны недостаточными. Корабли получились пригодными исключительно для Черного и Балтийского моря. Для Тихоокеанского и Северного флотов мореходность в 6 баллов была признана недостаточной.
Проект СКР для третьей серии был переработан более существенно. Осадка увеличилась с 2,1 до 3,2 метров, длину нарастили на 3 метра и на 1 метр увеличили ширину. Нормальное водоизмещение выросло с 470 тонн до 800 тонн. Скорость упала до 21 узла.
Универсальные 76мм пушки были заменены на универсальные 85мм, что в немалой степени облегчалось тем, что лафет у орудий был идентичный – менялась только качающаяся часть орудия. Орудия получили корабельные щиты толщиной 8мм. Среднее орудие заменили на существенно увеличенный запас глубинных бомб, который располагался на палубе в средней части корабля.
Появилась закрытая рубка.
Кормовая надстройка получила аэрогнездо, которое предполагалось вооружить двумя одноствольными 37мм артавтоматами. Еще два артавтомата были размещены на пилонах рубки над полубаком. Однако к 1936 году 37мм артавтоматы промышленность не освоила, и этот вид вооружения пришлось закупить в Швеции. Таким образом, вместо 4 единиц 45мм полуавтоматических зенитных пушек на СКР появились четыре одноствольных 40мм артавтомата Бофорс, а также были установлены пять 20мм швейцарских автоматических пушки Эрликон, взамен пулеметов.
Малокалиберная зенитная артиллерия СКР вызвала такой восторг советских моряков, что у Бофорса и Эрликона купили лицензию, и в дальнейшем два этих вида оружия производили на советских заводах.
Всего в 1935 году было заложено 16 кораблей третьей серии, которые были спущены на воду в 1936 году и вступили в строй в 1937 -1938 годах.
Еще 16 кораблей третьей серии заложили в 1936, сразу после спуска на воду первой группы кораблей третьей серии, спустили в 1937..1938 и ввели в строй в период 1938..1939.
В 1940 году все СКР третьей серии были дополнительно укомплектованы бомбометами БМБ-1.
Итоговое число СКР на 1941 год составило 48 единиц. ТОФ и СФ были укомплектованы по 12 СКР третьей серии, а ЧФ и КБФ – по 8 СКР второй серии и по 4 СКР третьей серии.
Приложения
Освободившиеся в 1936 году после завершения производственной программы строительства СКР стапельные мощности были использованы для строительства тральщиков и десантных кораблей.