Сразу напомню, что я являюсь убежденным противником сталинизма и его методов. Поэтому данную статью надо рассматривать как попытку непредвзятого взгляда на мрачную и героическую эпоху, пережитую нашей Родиной.
Новомученик прот. Николай Кулигин, пресвитер села Рыбацкое (1870-1937)
Николай Петрович Кулигин родился в селе Посолодино Лужского уезда Санкт-Петербургской губернии, в семье священника. В 1892 году он закончил Санкт-Петербургскую духовную семинарию, затем, в 1896 году, академию.
Вскоре он занял место своего отца в родном селе, став настоятелем местного храма. При отце Николае была построена новая каменная церковь, взамен пришедшей в ветхость прежней, деревянной.
На энергичного пастыря обратили внимание и в 1902 году он был назначен настоятелем Большеохтинской Свято-Духовской церкви в Санкт-Петербурге. Прекрасное начало карьеры!
Но, уже в 1905 году отец Николай добровольно «идет на понижение», попросив назначить его настоятелем Покровской церкви села Рыбацкое, являвшегося в то время уездным населенным пунктом, расположенном за городской чертой. Вероятно, столичная жизнь пришлась не по вкусу выходцу из рядов сельского духовенства, и при первой возможности он покинул шумный город, удалившись на место более спокойное и в большей мере отвечающее его духовному складу.
В Рыбацком он и прожил всю свою оставшуюся жизнь.
«Пролетарская революция 17-го года вызвала на поверхность жизни самые низменные инстинкты в человеке, отравив русский народ ядом безверия, кощунства и заменив идеалы Христа несбыточными идеалами социалистического утопизма». (Священник Владислав Кумыш «Новомученик прот. Николай Кулигин»).
К моменту ареста отца Николая, последовавшего 26 июня 1937 года, Покровская церковь была уже закрыта. Службы теперь совершались в кладбищенском храме Казанской иконы Богоматери.
На допросах арестованному протоиерею зачитали выдержки из показаний двух свидетельниц, одна из которых была певчей приходского хора, а другая – старейшей прихожанкой, знавшей отца Николая на протяжении 32 лет. Однако священник категорически отрицал все обвинения в антисоветской пропаганде и все два месяца в течении которых велось следствие так и не признал свою вину.
7 октября 1937 года, особой тройкой управления НКВД по Ленинградской области был вынесен приговор, приведенный в исполнение 14 октября, в день праздника Покрова Пресвятой Богородицы – престольного праздника церкви, в которой прошло земное служение пастыря.
Вот так.
Да, так. Но не совсем.
Вот что пишет уже упомянутый священник Владислав Кумыш, в официальном издании Санкт-Петербургской епархии:
Интересная интерпретация! Значит пророчество (тем более впоследствии сбывшееся), не является антисоветской агитацией, а ведь ничего другого злые следователи НКВД, как ни старались, не нашли.
Автор выражает признательность директору Рыбацкой библиотеки (Санкт-Петербург) Н. В. Перхальской и заведующей залом краеведения при этой библиотеке В. М. Глушковой за предоставленные ими материалы.