Оригинал статьи расположен здесь: http://doktorkurgan.livejournal.com/10356.html
Индусы, однако, не только перелицованного "Горшкова" (он-же "Vikramaditja") ожидают, но и свое, родное, авианесущее запиливают.
В перспективе ожидаеться два корабля данного проекта, призванные заменить старые авианосцы британской постройки типа "Гермес".
Английский авианосец R49 Hercules в 75-процентной готовности строительства (заложен 12.10.1943, спущен на воду 22.09.1945) продан Индии в январе 1957 года. Вступил в состав ВМС Индии 4.03.1961 и получил название INS "Vikrant". Авиагруппа (1971 г.): 10 истребителей Sea Hawk, 4 самолета ПЛО Alize, 2 вертолета SH-3. Модернизирован в 1979-1982 гг. (обновлено РЭО, появился трамплин), авиагруппа на 1990 г.: 12 штурмовиков Sea Harrier, 7 вертолетов SH-3. Списан 31.01.1997 (за 36 лет службы корабль прошел 499066 морских миль).
Второй корабль того-же типа продан Индии в 1986 г., вступил в состав ВМС Индии 12.05.1987 и получил название INS "Viraat". В 1997 году отправлен в Мумбаи на 2-летний капитальный ремонт, однако работы были начаты в июле 1999-го и завершены в июне 2001 года. Поставлен на ремонт в середине 2003 г. и возвращен в состав флота в ноябре 2004 г. (установлен ЗРК Barak). В середине августа – сентябре 2009 г. прошел ремонт по продлению срока службы до 2015 г. (установлена новая обзорная РЛС).
Тем не менее планы по обновлению авианесущей составляющей индийских ВМС имеют место быть, и, помимо введения в состав флота изрядно перестроенного "Горшкова", прорабатываеться и проект перспективного легкого авианосца.
Точнее, проработки начаты еще в конце 80-х годов. Перврначально (в 1989-м и 1991-м) прорабатывались проекты кораблей водоизмещением 27 тыс. т. и 17 тыс. т. (подозреваю, что в качестве прототипов могли рассматриваться британский "Инвинсибл" и испанский "Принц Астурийский", по водоизмещению вроде подходят).
Впоследствии ТТЗ прорабатывалось более тщательно, водоизмещение, соответственно, росло; к 1999 г. (проект ADS — Air Defense Ship) предполагалось уже строить корабль стандартным водоизмещением 30 тыс. т. К проектированию привлекли итальянских специалистов фирмы Финкатьери (нужно сказать, что некоторые варианты индийского авианосца напоминают итальянский "Конти ди Кавур").
Модель одного из вариантов "Викранта".
Итальянский авианосец "Конти ди Кавур"
До кучи к проектированию подключили Невское ПКБ (подозреваю, что у итальянских корабелов и их индийских коллег возникли проблемы с рассчетом трамплина для взлета палубных самолетов класса МиГ-29), в итоге в 2005 начали строить корабль со следующими характеристиками:
Стандартное водоизмещение 37500/ полное ок. 40000 т. С носовой рампой, аэрофинишерами, 2 бортовыми подъемниками. Длина – 260 м, ширина – 60 м, осадка – 8,4 м. ЭУ – 4 ГТУ GE LM2500, 120000 л.с. Скорость – 28 уз. Дальность плавания – 7500/18. Экипаж – 1600 чел. 4 76-мм АУ OTO Melara Super Rapid, УВП ЗРК (судя по всему, планируеться установка ЗРК израильского производства "Барак-8", но о нем чуть попозже).
Авиагруппа должна быть представлена 30 ЛА: истребителями МиГ-29К либо HAL Tejas-Navy:
МиГ-29К:
С 2008 г. самолеты данного типа поставляються в Индию, есть изображение самолета с опознавательными знаками индийской морской авиации:
Оморяченный вариант национального индийского истребителя HAL Tejas (так же известного ранее, как LCA ) в настоящее время находиться в разработке, известны только его изображения и макеты. представляемые на международных авиафорумах.
Сухопутный вариант индийского самолета имеет максимальную взлетную массу до 12500 кг., скорость 1.6 М (на высоте 11000 м.), вооружение, помимо встроенной пушки ГШ-23Л, массой до 4000 кг. размещаеться на 7 узлах подвески (одном подфюзеляжном, шести подкрыльевых), может включать в себя УР "воздух-воздух" средней дальности Р-77, а также индийская ракета DRDO ASTRA, которая должна выйти на летные испытания в 2011 году. УР ASTRA 1-го этапа должна иметь максимальную дальность стрельбы, равную 45 км. А более совершенная ракета 2-го этапа должна поражать цели на встречных курсах на дальности до 80 км. Дополняют УР ближнего боя — российская Р-73 и французской Матра «Мажик». Оружие класса "воздух-поверхность" включают российские X-59МЭ, Х-59МК, Х-35 и Х-31. Самолет должен нести корректируемые авиабомбы (вплоть до КАБ-1500), НАР, свободнопадающие бомбы и бомбовые кассеты различных типов (для применения УАБ на специальном восьмом подфюзеляжном узле подвески предполагаеться разместить контейнер «Лайтнинг» с тепловизионной и телевизионной (с высокой степенью разрешения) навигационно-прицельной аппаратурой, а также лазерным дальномером-целеуказателем ).
Дополняют авиакрыло вертолеты:
Ка-31
РЛС (с ФАР, вес антенны — 200 кг, длина антенны — 5.75 м, площадь антенны 6 кв. м ) обеспечивает обнаружение и сопровождение до 20 целей с размерами истребителя на расстоянии 100-150км и 250-285км для надводных целей типа "катер".
Ка-28, вертолет ПЛО:
Кроме того, может базироваться многоцелевой вертолет индийского производства HAL Drhuv (в варианте ПЛО способен нести 2 торпеды; в состав вооружения также могут входить ПКР)
Кроме "Викранта" предполагаеться построить еще один корабль, "Viraat" (для замены одноименного старого авианосца), проект предполагаеться несколько изменить, в частности водоизмещение перспективного авианосца должно достигнуть 50 тыс. т., также решено отказаться от трамплина, но зато установить катапульты; закладка планировалась на 2011 г.
Ну и, конечно, авианосцу не обойтись без экскорта. В этом качестве могут использоваться как имеющиеся на вооружении ЭМ пр. 15, головной корабль "Дели", поддержанные фрегатами УРО пр. 11356 "Тальвар"; так и новые фрегаты пр. 17, головной "Шивалик"; а также перпективные ЭМ УРО пр. 15 А, головной D63 "Kolkata" (строительство начато 13.03.2003, заложен 27.09.2003, спущен на воду 30.03.2006, срок передачи флоту – август-декабрь 2011 г.), всего в серии планируеться три корабля.
Водоизмещение стандартное 5500/ полное 6900 т. Длина – 163,0 м, ширина – 17,6 м, осадка – 6,4 м. ЭУ – двухвальная, 4 ГТУ ДТ-59 (54000 л.с.), 2 дизеля Bergen/GRSE KVM. Скорость – бол. 30 уз. Дальность плавания – 5000/. Экипаж – 360 (40 оф.). 1 100-мм АУ А-190Э, 2 ЗРПК «Каштан», 1х4 533-мм ТА ПТА-53, 2х12 РБУ-6000, 2 вертолета Sea King.
Главным калибром (помимо ПКР "Брамос") должен стать ЗРК израильского производства "Barak II" (если я правильно понял, речь идет о ЗРК, также известном как "Барак-8") — дальность до 70 км., новая ЗУР, входящая в состав комплекса двуступенчатая, твердотопливная, длиной 4.5 м., система управления, насколько я понял, радиокомандная на начальном этапе, на конечном этапе работает активная радиолокационная ГСН. Управление ЗРК осуществляеться при помощи РЛК израильского же производства EL/M-2248 — MF-STAR (4 АФАР, дальность обнаружения воздушных целей 250 км.). Характерной особенностью РЛК являеться сранительно небольшой вес — ок. 7 тонн. Если кто желает — здесь и про ЗРК, и про систему управления, и про локаторы, поподробнее, зато на аглицкой мове: http://defense-update.com/products/b/b
Впрочем, есть изображения и менее продвинутого варианта ЭМ (видимо с учетом того, что ЗРК "Барак-8" пока только проходит испытания):
Видимо в данном проекте в качестве ЗРК может использоваться "вертикальная" версия ЗРК "Штиль", а целеуказание будет идти от РЛК "Фрегат-МА".
Вот такие вот перспективы авианосного кораблестроения в Индии намечаються.
Ссылки:
Основная информация по ТТХ кораблей — http://www.militaryparitet.com/nomen/i
Информация и изображение ЛА — сайт "Уголок неба" www.airwar.ru и статья про HAL Tejas http://vadimvswar.narod.ru/ALL_OUT/A
Информация по ЗРК "Барак-8" http://www.pro-pvo.ru/2009/0
Не обошлось без помощи Гугла.