Самоходная установка СУ-122-54. СССР
Во время Великой Отечественной Войны самоходки с передним расположением боевого отделения, такие как СУ-100 или ИСУ-152, получили широкое распространение во всех воюющих армиях. Выгода понятна – без глубокой переделки на танковую базу можно было установить более мощное орудие, которое не могло влезть в башню. Но и недостатки так же очевидны. Далеко выпирающее вперёд орудие сильно ухудшало проходимость, оно могло банально воткнуться в холм или склон противотанкового рва. Но этот недостаток с лихвой компенсировался предыдущим достоинством. Этот недостаток можно было устранить, разместив боевое отделение сзади, но тогда нужно было переносить двигатель вперёд и вообще достаточно глубоко переделывать танковую базу. Но война закончилась, и казалось, время подобных машин прошло. Однако же нет. В 1954 году на базе послевоенного танка Т-54 была сделана, пожалуй, последняя Советская машина подобной компоновки. Итак, представляю СУ-122-54.
Самоходная установка СУ-122 разрабатывалась на основе опыта создания и боевого применения САУ в годы войны. Была создана в Омске в 1949 г. на базе шасси среднего танка Т-54 конструкторским бюро под руководством И.С. Бушнева. В ходе разработки имела обозначение «Объект 600». Ведущим конструктором проекта являлся А.Е. Сулин. На вооружение машина была принята в 1954 г. и серийно выпускалась в Омске в 1955–57 гг. Всего было изготовлено 77 машин. СУ-122 относилась к типу закрытых САУ. Отделение управления было совмещено с боевым отделением, поэтому все члены экипажа имели свободное общение. В боевой рубке размещались командир машины, механик-водитель, наводчик, правый и левый заряжающие. Пушка Д-49 по характеристикам бронепробиваемости была равноценна пушке тяжелого танка ИС-3. Она имела углы возвышения и горизонтального наведения, равные 16 градусам. Для стрельбы с закрытых огневых позиций у наводчика был установлен прицел с панорамой, а для стрельбы прямой наводкой — телескопический прицел. На вращающейся командирской башенке был смонтирован оптический дальномер ТКД-09 с базой 900 мм. Боекомплект пушки составлял 35 выстрелов раздельного заряжания, а для облегчения работы заряжающих использовался электромеханический досылатель. С целью уменьшения загазованности боевого отделения сначала была применена продувка ствола сжатым воздухом от комрессора, а затем впервые для 122-мм пушек — эжекционная продувка. С пушкой был спарен 14,5-мм пулемет КПВТ с пневматической системой перезарядки, второй пулемет КПВТ был установлен в качестве зенитного. Боекомплект пулеметов составлял 600 патронов. Лобовой броневой лист корпуса и боевой рубки толщиной 100 мм был сплошным и имел угол наклона от вертикали 51 градус. Бортовые листы рубки толщиной 80 мм были наклонены под углом 26 градусов. Силовая установка, трансмиссия и ходовая часть с некоторыми конструктивными изменениями были заимствованы у танка Т-54. В систему воздушного запуска двигателя впервые в нашей стране был введен компрессор АК-150В. Изменена конфигуpация внутpенних топливных баков, вместо тpех наpужных — два. В связи со смещением центра тяжести машины вперед было изменено взаимное расположение опорных катков. ТТХ: Боевая масса, т 36 Экипаж, чел. 5 Длина с пушкой, мм 9970 Длина корпуса, мм 6000 Ширина, мм 3270 Высота, мм 2060 Броня, мм: 20-100 Лоб корпуса и рубки 100 Корма 45 Борт 80 Крыша и днище 20 Скорость максимальная, км/ч: 48 Запас хода по шоссе, км: 400 Источник сайт "Альтернативная история".