Уйдут ли в прошлое авианосцы в 21 веке вслед за линкорами и броненосцами
Когда то, линкоры, огромные бронированные монстры с огромными пушками казались абсолютной силой на море и ни что не может им противостоять. Однако, появившиеся авианосцы отправили их на свалку истории. Чуть раньше туда же отправились их предки – броненосцы. По мнению автора этой статьи, такая же судьба ждёт и сегодняшнюю абсолютную силу – авианосцы. Довода автора спорные, однако думаю они многим будут интересны.
Известно, что именно 11 американских атомных авианосцев, огромных кораблей, с водоизмещением около ста тысяч тонн и экипажем, равным целой дивизии, поддерживают «порядок, основанный на правилах». Благодаря им, «исключительная нация» убеждает в правоте югославов, ливийцев, иракцев и сирийцев, которые в ней сомневаются.
Современный авианосец появился около века назад, когда были созданы первые корабли, предназначенные для размещения палубных самолетов. Даже тогда обладать авианосцем было под силу далеко не всем. Великобритания, США, Япония, Франция… И это всё. Третий рейх так и не завершил строительство своего «Графа Цеппелина».
В клуб стран, владеющих авианосцами, входят не все, а лишь несколько избранных. В их числе США (11), Великобритания (2), Китай (3), Индия (2), Франция (1), Россия (1), Италия (1). У Италии и Таиланда также по одному малому авианосцу.
Если рассматривать историю флота с точки зрения диалектики, то авианосцы уже давно могли бы отправиться на покой, где находятся броненосцы, артиллерийские крейсера, минные катера и эсминцы, эскадренные броненосцы и линкоры с дредноутами.
Тем не менее, в «мире, основанном на правилах», возможность подвести пару авианосцев к берегам третьестепенной страны и безнаказанно разрушить всё позволяет им продолжать своё существование.
Уже 79 лет мир избегает крупных войн, и авианосцам не довелось участвовать в масштабных сражениях, подобных битве у атолла Мидуэй. Насколько они соответствуют современным требованиям войны, остаётся неизвестным, тогда как стоимость последнего из построенных в США авианосцев превысила 11,3 миллиарда долларов.
У стран, противостоящих американскому доминированию, теперь имеется широкий арсенал средств поражения, тоже непротестированных в боевых условиях: от скоростных торпед с ядерными боеголовками до гиперзвуковых противокорабельных ракет. За последние годы значительную роль начали играть различные беспилотники, как воздушные, так и морские.
Пока реальных столкновений не происходило, и строительство авианосцев продолжается. У США на верфях находятся ещё два таких корабля. Кроме того, Япония приступила к преобразованию своих двух суперэсминцев в авианосцы.
Тем не менее, прошлой осенью в игру вступил фактор «Х», представляющий собой хуситов или движение «Ансар Аллах». Это шиитские повстанцы из Йемена, которые носят резиновые шлепанцы и действуют как прокси-силы для иранского Корпуса Стражей Исламской Революции. Эти отчаянные люди, не проявляя никакого почтения к роскошным «роллс-ройсам», разгромили саудовскую армию, оснащенную эффективной современной американской техникой. В настоящее время они установили контроль над Баб-эль-Мандебским проливом, одной из ключевых линий мирового торгового движения. В ответ на это, американские силы начали наносить удары по йеменским поселениям.
Теперь любое судно, не получившее от хуситов пайцзу на проход, рискует получить в борт ракету, БЭК или дрон-камикадзе в надстройку. Десятки судов уже подверглись атакам, некоторые затонули. Стоимость страховки бьет рекорды.
Пытались хуситы поразить и военные корабли международной коалиции, призванные защитить судоходство в Красном море. Одиночные дроны и ракеты не смогли нанести поражение натовским кораблям. Однако у британцев не оказалось подходящего оружия, у датчан тоже не сложилось, в основном, пролив охраняла авианосная ударная группировка во главе с авианосцем «Дуайт Эйзенхауэр».
«Дуайт Эйзенхауэр» — атомный авианосец типа «Нимиц», второй в этой серии. Введен в эксплуатацию в 1977 году. Назван в честь 34-го президента США Дуайта Эйзенхауэра. Водоизмещение 97 тыс. т, длина 340 м, ширина почти 77 м. Авиационная группа состоит примерно из 90 самолетов. Стоимость авианосца на момент ввода в строй составила $679 млн, или $5,3 млрд на 2023 год с учетом инфляции. Прозвища: «прекраснейший пятизвездочный авианосец» и «Могучий Айк». Срок его эксплуатации по расчетам-до 2027 года.
Вплоть до 31 мая 2024 года, когда в СМИ началась буря. Хуситы сообщили, что успешно поразили американский авианосец в Аденском проливе баллистическими и крылатыми ракетами (Al Masirah со ссылкой на вооруженные силы Йемена).
Военный представитель хуситов Яхья Сариа заявил, что ракеты попали в цель, попадание было «прямым и точным». Сариа назвал удар по авианосцу ответом на продолжающиеся бомбардировки Йемена и «угнетение палестинского народа».
Американцы категорически промолчали. А потом начали отрицать и даже 2 июня уведомили о продлении пребывания авианосца в регионе до середины лета.
Центральное командование США заявило: «Слухи о том, что хуситы нанесли удар по авианосцу «Эйзенхауэр» с помощью дронов или ракет, не соответствуют действительности».
«Министр обороны США распорядился об очередном продлении срока действия авианосца «Дуайт Эйзенхауэр», который находится на Ближнем Востоке уже более семи месяцев, поскольку он выполняет миссию по сдерживанию поддерживаемых Ираном хуситов от нападения на корабли в Красном море.
Атомный корабль, также известный как «Айк», был продлен еще на месяц, сообщил представитель Министерства обороны США в интервью Al Arabiya English. Это происходит на фоне очередного роста числа нападений хуситов на Ближнем Востоке».
Хуситы через сутки повторили атаку, на этот раз по «Могучему Айку» и сопровождавшему его эсминцу прилетели ракеты и беспилотники.
Обе высокие стороны обменялись фейками. Хуситы представили фото авианосца с развороченной палубой, американцы ответили фото и видео корабля от марта 2024 года. Потом арабы обнародовали видео ночной атаки на авианосец и эсминец охранения.
Фактом явилось лишь то, что авианосец покинул зону патрулирования, ушел на север, аж на 200 км, до саудовской Джидды. Навигационные сайты показали, что процесс буксировки американского авианосца шел очень медленно, сначала до Джидды, а затем дальше в сторону Медины.
Рейтер сообщил, что авианосец якобы покинул Красное море через Суэцкий канал «в пятницу после того, как оказал помощь возглавляемой США коалиции в защите коммерческого судоходства». Потом новость была удалена. Однако ни одной фотографии прохода авианосца по каналу не обнародовано.
Более того, фотографий после 31 мая, которые бы показали текущее состояние корабля тоже почему-то не публикуют .
Интрига сохраняется. И «свободные» западные СМИ даже не пытаются разгадать эту загадку.
Кому верить в данном споре, неполживым американцам или хуситам… вопрос сложный. Полностью никому, но хуситы пока врали гораздо меньше.
Недавно нашим Президентом в качестве предостережения западным партнерам было сказано о передаче современного российского оружия тем, кто не дружит с западом. Хуситы уже обрадовали мир тем, что гиперзвук у них уже есть. Так что если что — мы не при делах.
Тем не менее, если в данном инциденте есть хоть доля правды, то, на мой взгляд, это начало завершения цикла господства авианосцев на море. Он и так слишком затянулся благодаря долгому периоду мира во всем мире. К сожалению, этот период на исходе. Что придет на смену авианосцам в качестве властелинов морей… время покажет.
PS. В заключение выскажу свой личное мнение на этот вопрос. Что такое авианосец? Это плавучий аэродром. Его ударная сила — это самолёты. Пока ситуация будет такой оставаться ни куда авианосцы не денутся.
Но тут главный вопрос, что доминирование самолётов на море стал под вопрос. Если с самолётами на море будет дело обстоять так же как с ними же на Украине, то зачем они нужны? Тут нужны дрононосцы. Так хороши перспективы у ракетных крейсеров, причём с большим количеством ракет имеющих мощное ПВО и ПРО.
По материалам — https://dzen.ru/a/Zm1Z2BPCWmaqBITj