Китайские сны славного корабля. Легкие крейсера «Аврора». Великобритания

15

Британская империя могла позволить себе линкорные каникулы в период Интербеллума, но крейсера Англия строила всегда, их по тем временам много не бывало.

Лондонский морской договор по ограничению военно-морских вооружений 1930 года впервые ограничил и легкие крейсера ведущих держав. Ограничены были лимиты водоизмещения на планируемые к а=постройке корабли. Британии можно было построить легкие крейсера (пушки до 155 мм) общим водоизмещением в пределах 192 200 тонн.

Китайские сны славного корабля. Легкие крейсера «Аврора». Великобритания

Исходя из ситуации, Адмиралтейство решило действовать по принципу-«числом поболее, ценою подешевле» и заказало четыре небольших крейсера водоизмещением до 6700 тонн. Четверка легких крейсеров типа «Аретьюза» предназначалась для замены устаревших крейсеров типов «С» и «D».

Это были крейсера типа «Аретьюза» (Arethusa): «Аретьюза», «Галатея», «Пенелопа»«Аврора». Это был уменьшенный вариант удачных крейсеров типа «Линдер» (слишком крупных для лидирования эсминцев), отличающийся эшелонным размещением энергетической установки, двумя дымовыми трубами, тремя башнями главного калибра и более тонкой броней. Благодаря отсутствию 4-й башни  новые корабли оказались примерно на 15 метров короче. Система бронирования сохранялась, но пояс в 35% длины был тоньше, до 57 мм.Всего 618 тонн гомогенной, нецементированной брони типа NC.

Главный калибр крейсера- шесть 152-мм/50 орудий Mk.XXIII, с ручным досыланием и запиранием ствола, что значительно затрудняло работу артиллеристов. Вес бронебойного и фугасного снарядов 50,8 кг, дальность стрельбы при угле возвышения ствола 45 градусов — 23 300 м. Практическая скорострельность – 8 выстрелов в минуту. Торпедное вооружение состояло из двух трехтрубных 533-мм торпедных аппаратов, использовались парогазовые торпеды Mk.IX (общая длина 7,27 м, масса заряда 327 кг, дальность хода 13 700 м при скорости 35 узлов).

В процессе постройки ПВО крейсеров решили усилить, вместо одноствольных (которые остались только на двух первых) установить двуствольные зенитные 102 мм установки Mk.XIX. Их получили «Пенелопа» и «Аврора».

Китайские сны славного корабля. Легкие крейсера «Аврора». Великобритания

«Аврора», десятый корабль этого имени в Королевском флоте с 1758 года (и второй легкий крейсер). Он обошелся казне в почти 1,25 миллиона фунтов стерлингов. Девиз- Post Tenebras Lux ( ‘Свет после тьмы’). Значок- восходящее солнце на красном фоне с серебром и золотом. Крестной матерью крейсера стала леди Фишер, жена адмирала «Джеки» Фишера.

«Аврора», заложенный по программе 1934 года, достраивался как флагманский корабль для эсминцев Флота Метрополии и не имел катапульты, на ее месте располагалась надстройка для штаба.

Благодаря широкому использованию сварки крейсера получились легче проекта более чем на 200 тонн. На клепке остались только самые ответственные элементы конструкции.

Уменьшение размеров позволило создать не только более подходящего эскадренного разведчика, но и втиснуть в оставшийся до 1936 года лимит 91000 тонн еще два крейсера типа «Саутгемптон».

В 1940 – 1941 годах . на «Аврора», «Аретьюза», «Галатея», «Пенелопа» были установлены 2х4 40-мм зенитные автоматы “пом-пом”. В 1942 году с «Аврора» и «Пенелопа» сняли 12,7-мм пулеметы и установили от 4 до 8 20-мм автоматов “эрликон”, к 1944 году на«Аврора» их число возросло до 9. В конце войны полное водоизмещение «Аврора» и «Аретьюза» с учетом модернизаций составляло 7180 — 7400 тонн.

Остальные, «Галатея» и «Пенелопа» погибли.

Китайские сны славного корабля. Легкие крейсера «Аврора». Великобритания
Кстати, «Аврора» была и в серии легких крейсеров типа «Аретьюза» периода первой мировой войны. Тогда в серии было 8 единиц.

«Аврора» HMS Aurora. Королевская верфь Портсмута, Портсмут. Заложен 23(27) июля 1935 года. Спущен на воду 20 августа 1936 года. Вступил в строй 8 (12) ноября (11 сентября) 1937 года.

Передан националистическому Китаю как Чунцин в 1948 году, перешел на сторону коммунистического Китая как Чунцин в 1949 году, Хуан Хэ(Хсуан Хо) в 1951(1959) году, Пей Цзин ( Пей Чин) в 1951(1965) году, Куан Чжоу в 1958 году, позже списан. Развалился в 1990-х.

Потоплен самолетом Китайской республики в марте 1949 года в Таку.. Позже снят с мели и переоборудован для других целей. Не ремонтировался, позже служил жилым и складским судном. Списан во время Культурной революции.

Водоизмещение стандартное 5220 -5270 тонн, 6665-6715 тонн полное. Длина 146,3/506 футов (154,2 м). Ширина 51 фут (15,5-16 м). Осадка 13,75-14 футов (4,3 м), 5,6 м.

Двигатели- четыре паровых турбины Wallsend Slipway & Engineering Co. Ltd. с редуктором Parsons, четыре адмиралтейских 3-барабанных жидкотопливных котла, Четыре вала, 64 000 л.с. Скорость 32,3 узла. Запас топлива 1325 тонн мазута. Дальность плавания на 15 узлах — 5500 морских миль. Экипаж 500 человек.

Броня: Первоначальная конфигурация: от 1 до 3 дюймов (76 мм) — защита погребов, 2,25 дюйма (70мм)— пояс(только напротив МО и КО), 1 дюйм(25 мм) – палуба , башни, барбеты и траверсы

Вооружение:

Первоначальное: 6 × 6-дюймовых (152-мм/50) орудий, 4х2 QF 4-дюймовых (102-мм/45) зенитных орудия Mk V, 2х4 0,5-дюймовых (12,7 мм) пулемета, 2 ×3 21-дюймовых (533 мм) торпедных аппарата.

Для апреля 1941 г .: 3х2 6-дюймовых (152-мм/50) орудия, 2 × 2-фунтовые (40-мм) счетверенные зенитные орудия помпом, 3 × 20-мм одиночные зенитные орудия Oerlikon, 2 × 0,5-дюймовых счетверенных пулемета, 2 ×3 21-дюймовые (533 мм) торпедных аппарата.

Для декабря 1943 г.: 3х2 6-дюймовых (152-мм/50) орудия, 2 × 40-мм счетверенных зенитных орудия Bofors, 4 × 20-мм зенитных орудия Oerlikon с двойным механическим приводом, 3 × 20-мм одиночные зенитные орудия Oerlikon, 2 × 0,5-дюймовых счетверенных пулемета, 2 ×3 21-дюймовые (533 мм) торпедных аппарата

Модернизации:

Крейсер «Аврора» в июне 1940 года получил 2×4 40-мм «пом-пома» и 20-ствольную установку неуправляемых ракет «UP» (снята во второй половине 1941 года). В апреле 1941 года смонтированы РЛС обнаружения целей и управления огнем типов 290 и 284; в августе – 6×1 20-мм/70 «Oerlikon», одновременно демонтированы 12,7-мм пулеметы. В июне 1942 года снято 3 20-мм автомата и РЛС типа 290, установлены РЛС типов 273, 281, 285. В начале 1944 года 4×1 20-мм/70 «Oerlikon» заменены на 2×2; в 1945 году – еще 3×1 заменены на 1×2.

Британская «Аврора» начала службу во Флоте метрополии. На сентябрь 1939 года она входила во 2-ю эскадру крейсеров, с началом мировой войны сопровождала конвои в страны Скандинавии, участвовала в охоте на немецкие линкоры «Шарнхорст» и «Гнейзенау», обстреливала немцев в Нарвике. 7 мая «Аврора» получила прямое попадание 250-кг бомбы с немецкого бомбардировщика и была вынуждена уйти на ремонт. После операций в Норвегии она вместе с крейсером «Кения» сторожила «Бисмарк», а в мае 1941 года в составе охранения авианосца «Викториез» прикрывала охоту на «Бисмарк».

Затем британский флот начал охоту на разбросанные по Атлантике немецкие суда снабжения, услугами которых пользовались немецкие рейдеры и подводные лодки. 3 июня 1941 года крейсер перехватил один из немецких кораблей снабжения танкер «Белхен».

В период с июля по август 1941 года в составе Соединения «K» с Флотом метрополии крейсер участвовал в операции «Рукавица» по оккупации Шпицбергена и острова Медвежий. На Шпицбергене был организован пункт снабжения для арктических конвоев в СССР.

Во втором северном походе, 5 сентября 1941 года, вместе с крейсером «Нигерия» у берегов Северной Норвегии был перехвачен немецкий конвой с пополнением для корпуса Дитля под Мурманск (2 больших транспорта в сопровождении учебно-артиллерийского корабля «Бремзе» и нескольких вооруженных траулеров). В ходе боя потоплен немецкий учебный корабль «Бремзе» (4 орудия 127-мм), но транспорты успели укрыться в фиордах.

Осенью 1941 года крейсер вместе с однотипным крейсером «Пенелопа» и эсминцами «Ланс» и «Лайвли» перевели на Средиземное море и 21 октября он прибыл на Мальту. Корабли образовали Соединения «K», задачей которого было, базируясь на Мальту, перекрыть коммуникации войскам противника в Северной Африке.

9 ноября 1941 года, в качестве флагмана Соединения «K» ( HMS  Penelope , HMS  Lance и HMS  Lively) «Аврора» участвовала в уничтожении итальянского конвоя «БЕТА» («Дуйсбургский конвой»), 2 тяжелых крейсера («Тренто» и «Триест»), 10 эсминцев и 7 торговых кораблей. В ходе боя был потоплен итальянский эсминец  «Фульмине» , а также немецкие транспорты «Дуйсбург» и «Сан-Марко» , итальянские транспорты «Мария», «Сагитта» и «Рина Коррадо», итальянские «Конте ди Мисурата» и «Минатитлан». Повреждены итальянские эсминцы Грекале и Евро.

24 ноября Соединение «K», в том же составе, перехватило конвой Оси из Эгейского моря в Бенгази примерно в 100 морских милях к западу от Крита. Два немецких транспорта Maritza и Procida, были потоплены HMS Penelope и HMS Lively, несмотря на присутствие итальянских миноносцев Lupo и Cassiopea, которые отошли, не приняв боя.

1 декабря 1941 года Соединение «K» (HMS Aurora, HMS Penelope и HMS Lively) атаковало небольшой итальянский конвой. Танкер «Иридио Мантовани» с 8600 тоннами топлива для сил Оси в Северной Африке шел под охраной итальянского эсминца Alvise Da Mosto. Танкер уже был поврежден при атаки британских бомбардировщиков Bristol Blenheim. Эсминец пытался взять танкер на буксир, но тот был добит при очередном налете. Во время спасения выживших эсминец и был атакован Соединением «К». Попытка отбиться не удалась, получив несколько попаданий, в том числе в артпогреб, эсминец быстро затонул примерно в 75 милях к северо-западу от Триполи, после чего британцы добили горящий и тонущий танкер.

«Аврора» также участвовала в Первом сражении при Сирте 17 декабря 1941 года. 19 декабря,на пути от Триполи, она подорвалась на минном поле и была сильно повреждена (набор корпуса поврежден на протяжении 40 метров, заклинило элеваторы носовых башен, пострадало электрооборудование, скорость упала до 10 узлов). Тогда погибли крейсер «Нептун» и эсминец «Кандагар». Для ремонта крейсер вернулся на Мальту, три месяца под немецкими бомбами его латали, а потом он ушел в метрополию для полного ремонта, который завершился в июле 1942 года..

После ремонта крейсер вошел в состав Соединения «Н», а в ноябре в оперативную группу по высадке в Северной Африке (операции «Факел»).

В ходе операции у побережья Орана крейсер 8 ноября 1942 года союзников атаковали французские эсминцы «Трамонтана», «Торнадо» и «Тайфун». Огнем с крейсера первый был потоплен, а второй, получив повреждения, выбросился на берег. Третий укрылся в порту. 9 ноября лидер «Эпервье» и эсминец «Тайфун» попытались прорваться в море. «Аврора» метким огнем сильно повредила «Эпервье» и он тоже выбросился на берег, «Тайфуну» удалось уйти под прикрытие береговых батарей.

В декабре крейсер действовал в составе Соединения «Q» в Боне против эвакуации войск Оси и конвоев снабжения между Трапани иТунисом .

В ночь на 2 декабря 1942 года, когда Соединение «Q» (крейсера «Аврора»«Аргонавт» и «Сириус» с эсминцами «Киферон» и «Квентин») атаковало итальянский конвой( четыре транспорта в сопровождении трех эсминцев и двух миноносцев). В артиллерийском бою был потоплен эсминец «Фольгоре» и все 4 транспорта. На дно ушло 32 автомобиля, 4 танка, 12 88-мм пушек и 698 тонн других грузов, 2200 моряков и солдат.

В составе 15-й эскадры крейсеров «Аврора» участвовала в захвате островов Пантелерио и Лампедуза, во вторжении на Сицилию и высадке в Салерно (операция «Лавина»), а в октябре 1943 года перешла в Эгейское море, где занималась обстрелом занятых немцами островов. 30 октября она была атакована немецкими самолетами Junkers 87 и 88 у Кастеллоризо, выдержав попадание 500-килограммовой бомбы позади кормовой трубы. В результате взрыва и пожара погибли 47 членов экипажа.

«Аврора» была вынуждена уйти в Таранто на ремонт, где находилась до апреля 1944 года. В августе 1944 года крейсер участвовал в высадке на юге Франции (операция «Драгун»), затем вернулся в Эгейское море, помогал в освобождении Афин.

В экипаже крейсера в это время служил актер Кеннет Мор, который хорошо поставленным театральным голосом через систему громкой связи сообщал трюмным о происходящем наверху.

Китайские сны славного корабля. Легкие крейсера «Аврора». Великобритания

Китайские сны славного корабля. Легкие крейсера «Аврора». Великобритания
Китайские сны славного корабля. Легкие крейсера «Аврора». Великобритания
Часть флота вторжения в рамках операции «Драгун», вторжения в Южную Францию, у французского побережья Средиземного моря, примерно в августе 1944 года.
HMS_Aurora в Северной Атлантике в ноябре1940


HMS Aurora в Северной Атлантике в ноябре 1940

После войны дальнейшая судьба двух оставшихся крейсеров типа «Аретуза» была предсказуемой, небольшие корабли не имели резерва для модернизации и должны были пойти под нож. «Авроре», однако, повезло.

В Китае продолжалась гражданская война между Гоминьданом, за которым стоял Запад и коммунистами, за которых был СССР. 19 мая 1948 года крейсер «Аврора» был продан гоминьдановскому правительству Китая. Формально-в качестве компенсации за шесть китайских таможенных патрульных кораблей и один грузовой корабль , приватизированные британцами в Гонконге во время японо-китайской войны и потерянные во время войны мировой.

10 июня на Мальте в командование кораблем вступил один из лучших морских офицеров Гоминьдана 46 летний Дэн Чжаосян.

В том же году крейсер, переименованный чанкайшистами в «Чунцин» (Chung King) в честь китайской столицы военного времени, прибыл в Китай и принял участие в боях на стороне гоминьдановцев. Он стал флагманом военно-морского флота Китайской Республики.

Осенью 1948 года орудия крейсера обстреляли части 4-й колонны (с конца 1948-начала 1949 года- 41-й корпус НОАК) 2-й Народно-освободительной Армии Китая. Во время Цзиньчжоуской операции по Ташаньским позициям, занятым 10-й, 11-й и 12-й дивизиями красных за 6 суток битвы было выпущено до 1500 снарядов главного калибра. По признанию командования НОАК, 4-я колонна потеряла более 10 тысяч человек, но все-же отбила наступление гоминьдановцев. Потом «Чунцин» действовал в устье реки Янцзы с целью недопущения бегства гоминьдановского флота в море.

Крейсер «Аврора» в составе флота Китайской республики (Сингапур, 1948 год).


Крейсер «Аврора» в составе флота Китайской республики (Сингапур, 1948 год).

Но оказалось, что в экипаже корабля действовала сильная коммунистическая «Организацией по освобождению крейсера «Чунцин», в которую входил и командир крейсера Дэн Чжаосян. Из экипажа крейсера в около 600 человек многие сочувствовали Красной армии. В начале 1949 года сформировалась подпольная коммунистическая группа в составе 17 человек, вскоре к ним присоединились еще 16 членов экипажа. Ну а переход Дэн Чжаосяна на сторону революционеров вообще резко изменил ситуацию.

Крейсер служил в гоминдановском флоте плохо, дезертирство составляло до 50%, уровень подготовки его матросов и офицеров был очень низким , с вверенной техникой они обращаться не умели.

25 февраля (по другим данным 2 марта)1949 года экипаж вместе с кораблем перешел на сторону коммунистов. Крейсер перешел из гавани Усункоу (рядом с Шанхаем) и в порту Вэйхай (Шаньдун) или Янтьтань(они все рядом) был сдан войскам Народно-освободительной армии. На корабле был поднят красный флаг. То ли по инициативе командира, то ли одного из унтер-офицеров, тут, как всегда, есть варианты. Даже имя корабля не меняли. Командиром остался Дэн Чжаосян.

Чан Кайши, узнав о переходе к коммунистам своего самого крупного корабля, лично отдал приказ уничтожить его любой ценой. «Чунцин» ушел на север Ляодунского залива, но укрыться не смог. 17-19 марта его бомбили гоминьдановские бомбардировщики В-24, от близкого разрыва тяжелой бомбы по правому борту была выведена из строя система управления артиллерийским огнем, 4 человека погибло. По приказу из Пекина поврежденный крейсер 20 марта был затоплен у восточной стенки пирса №3 порта Хулудао. Экипаж был распределен по другим кораблям.

«Британское правительство в феврале 1948 года передало Гоминьдану тяжелый крейсер «Чунцин», величайший крейсер гоминьдановского флота. 25 февраля 1949 года офицеры и команда крейсера восстали, порвали с реакционным гоминьдановским правительством и присоединились к Китайскому Народному флоту. 19 марта империалисты США и гоминьдановские бандиты послали тяжелые бомбардировщики и потопили «Чунцин» в Хулутао, в Ляодун-ском заливе в северо-восточном Китае».

С другой стороны, контр-адмирал А.Кузьмин писал, что «Крейсер… в целях сохранения был затоплен своим экипажем». Видимо, посажен на мель.

Бывший британский крейсер, обращаясь к английскому премьер-министру, упомянул в произнесенной 30 апреля 1949 года речи Мао Цзэдун: «Может ли быть, что мистер Этли не знает, какая страна передала Гоминьдану «Чунцин», тяжелый крейсер, который был недавно потоплен?».

Постановка крейсера на ровный киль, май 1951 года.


Постановка крейсера на ровный киль, май 1951 года.

С помощью советских специалистов ЭПРОНа корабль в 1951 году подняли, но целиком восстанавливать не стали.

«Любопытным в инженерном отношении является и подъем крейсера «Чунцин» (7322 т). Ко-рабль лежал в одном из портов на глубине 11 м с креном 92° на правый борт. От носовой части его до стенки причала было всего полметра, от кормы — 13м. Поэтому перед поворотом корабль пришлось оттащить от причала с помощью 28 пар 60-тонных гиней, взятых за мертвяки на другом причале.

Для облег-чения крейсера заделали палубные от-верстия, отжали воздухом до 3000 куб. метров воды и остропили четыре 80-тонных понтона. Затем с помощью гиней корабль был поставлен на ровный киль. После установки шахт на палубные отверстия, на-ходившиеся ниже уровня воды, крейсер был осушен и всплыл на поверхность. Работа обошлась почти в три раза дешевле расчетной стоимости. Техническое руководство проектированием и подъемом осуществляли инженеры В.Н.Григорьев и А.И.Завтраков».Н.П.Чикер. «Служба особого назначения».

16 мая 1951 года «Чунцин» был поднят на поверхность и отведен в Дальний, на судоремонтный завод. По итогам заводской инспекции, не пригодными к ремонту, были признаны только зубчатые агрегаты турбин, электрооборудование, средства связи и оптические приборы. Доклад командования китайского флота в 1953 году гласил, что крейсер может быть восстановлен как боевой корабль. Но у КНР тогда не было лишних средств.

Машины крейсера демонтировали и передали Шанхайскому управлению электроэнергетики. Вместо них поставили двигатели с затопленного корабля береговой обороны Hai Yung (бывший цинский крейсер). Корпус использовался как плавказарма и склад.

27 октября 1959 года корабль отбуксировали в Шанхай для переоборудования в спасательное судно «Хуанхэ» ( Желтая река ). Бюджет модернизации составлял по расчетам 3 миллиона йен, но после того как 275 тысяч были израсходованы, от проекта отказались.

В начале 60-х годов китайские коммунисты хотели вернуть кораблю первое название «Аврора» и организовать свой памятник кораблю революции, но после хрущевского переворота отношения КНР с ревизионистами СССР ухудшились и от идеи отказались.

Корабль перевели в июне 1965 года в Тяньцзиньпереименовали в «Бэйцзин» (Pei Ching) и использовали как казарму. Позже корабль переименовывали в «Гуаньчжоу». Корабль был списан в период Культурной революции. Корпус был разделан на металл аж в 90-е годы.

Табличка с ее именем и корабельный колокол сохранились в Военном музее Китайской народной революции.

Китайские сны славного корабля. Легкие крейсера «Аврора». Великобритания

Дэн Чжаосян (1903-1998), кстати, в 1955 году стал вице-адмиралом Народного флота, был награжден орденом «Освобождение» I степени, потом дослужился до заместителя командующего всем военно-морским флотом Народно-освободительной армии.

К сожалению, данные о службе корабля после подъема неполные и с противоречивыми датами. С имеющимися данными окончательно разобраться пока не получается.

Китайские сны славного корабля. Легкие крейсера «Аврора». Великобритания

Источник — https://dzen.ru/a/YskWb44DEDsgXPgZ

boroda
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account