Юлия Лиморенко. Вышел Гектор на войну…
Содержание:
…или Ради чего всё это было.
Напомним последовательность событий:
- ахейцы разоряют Фивы Гипоплкакийские
- Хрис взывает к Аполлону, и в греческом лагере начинается чума
- чтобы унять Хриса, Агамемнон возвращает ему дочь и забирает у Ахилла Брисеиду
- Ахилл затворяется в палатке
- ахейцы выгребают люлей, горят корабли
- Патрокл вызывается отогнать троянцев, выходит в доспехах Ахилла на битву и погибает
- Ахилл звереет и распугивает всех своим озверелым видом
- Агамемнон примиряется с Ахиллом, Ахилл соглашается воевать дальше
- Фетида идёт к Гефесту за доспехами для сыночки
- Ахилл надевает новенькие доспехи и…
вот тут случается эпизод со Скамандром, мы про это уже говорили. Но ещё когда Ахилл собирается на эту битву, его упряжные кони не выказывают особенной бодрости. Кони у Ахилла вещие, но говорить умеет только один — Ксанф. Когда Ахилл спрашивает: таки шо, будет стоять или будем ехать? — Ксанф обещает, что герой доездится, потому что его персональный конец уже рядом. Ахилл лупит коня вожжами и несётся истреблять всё, что не успело убежать.
Битва Гектора и Ахилла
Блин, говорят Гектору! Нам так разобьют сейчас нафиг, надо что-то делать. И Гектор, трогательно попрощавшись с Андромахой и сыном (который пугается гребня на отцовском шлеме и плачет), отправляется бить Ахилла. Троянцы спохватываются: они не это имели в виду! Но Гектор уже ушёл. Центральный поединок начинается.
Гектор до того успел уже порадовать ахейцев: по ряду версий, именно он, а не Кикн, убил Протесилая (помните такого?). Он руководил вылазкой, приведшей к поджогу кораблей. Он дважды сражался с Аяксом Теламонычем, а это танк в ахейском войске. Причём мало того что оба ухитрились выжить, они ещё и подарками обменялись!
Но с Ахиллом такие штуки не пройдут. Он в ярости (он всегда в ярости, это нормально) и намерен убить. Тут есть фишка: Ахиллу покровительствует Афина, но и Гектору помогает бог — Аполлон. Он вообще любит троянцев (особенно Кассандру, ага…). Впрочем, Ахилл и так это знает, тормоза у него уже сорвало, он несётся навстречу смерти, как паровоз по рельсам.
Начало поединка довольно странное: увидев идущего к стенам Ахилла, Гектор до того испугался, что побежал от него. Ахилл принялся догонять. Так они трижды пробежали вокруг стен Трои, причём Ахилл понял намерение Гектора добраться до зоны обстрела троянских лучников со стен, но противника туда не пустил.
Боги тем временем решали, кому из героев суждено выжить. И Афина выступила против Гектора: мол, Ахиллу и так мало осталось жизни, и вообще, разве он не наш герой? Зевс почесал затылок, вздохнул и взвесил жребии героев: жребий присудил Гектору смерть…
Сам по себе поединок героев был ещё и неявным поединком богов: Афины и Аполлона. Аполлон, к примеру, придавал бегущему Гектору сил. Афина поняла, что этак никакой битвы не будет, и посоветовала Ахиллу просто постоять и подождать. А сама прикинулась Деифобом, младшим братом Гектора, и сказала: ты чо, в натуре, брат, боишься этого сопляка? Двинь ему, и пусть едет домой в уютной урне с прахом! И Гектор поверил… ну кто бы Афине-то не поверил, она умеет убеждать.
Гектор выходит против Ахилла и предлагаеть уже сразиться как мужик с мужиком, обещая при этом, что над телом побеждённого врага глумиться не станет. А я стану! — свирепо заявляет Ахилл и бросает в него копьё. Удар не попал, и тут бы Гектору развить успех… но Афина снова подаёт Ахиллу копьё.
Гектор тоже бросает копьё и тоже мажет; он просил Деифоба подать новое — а Деифоба-то и нет! Тут Гектор понимает, что боги против него, придётся разбираться своими силами. И он бросается на Ахилла с мечом (в оригинале он назван «ножом»).
Надо понимать, что в момент битвы на Гекторе надеты доспехи самого Ахилла: Гектор, как мы помним, забрал их как трофей, убив Патрокла. И Ахилл прекрасно знает, где у этих лат слабые места. Вот в такое слабое место он и бьёт, когда противник оказывается поближе. Копьё пробивает шею Гектора, и он умирает. Перед смертью он снова просит Ахилла отдать его тело отцу, но Ахилл только адски хохочет. Гектор (наученный Аполлоном) напоследок пророчит ему смерть от руки Париса. Что отдельно смешит Ахилла: то ли он, супермэн, а то ли какой-то там Парис!
Тело Гектора Ахилл приносит в ахейский лагерь, и каждый воин, проходя мимо, тычет в мёртвого копьём. М — Мстительность. Но Ахиллу этого мало! Он привязывает труп к своей колеснице и ездит вокруг Трои, волоча его за собой. Троянцы видят всё это со стен, но ничего не могут поделать.
Однако Аполлон и Афародита и тут своеобразно насолили ахейцам: тело Гектора, лежащее без погребения, не подвержено тлению, и вообще мёртвый герой не похож на мертвеца. Аполлон защитил его от лучей солнца, а Афродита отгоняла тление не давала бродячим псам рвать труп. Ахиллу впору бы задуматься… но Ахилл и «задуматься» — антонимы.
После битвы
Только после победы над Гектором Ахилл позволяет похоронить Патрокла. Мы помним, что Ахилл приказал принести в жертву на могиле друга двенадцать троянских пленников, а в их числе и самого младшего из сыновей Приама по имени Ликаон. Почему-то иногда можно встретить упоминание, что троянцев живыми положили в костёр; это не согласуется не с текстом «Илиады» («медью убив их…»), ни с обычаями греков. Жертвы на погребальный костёр — людей ли, животных — сперва убивали и спускали их кровь, животных могли сперва освежевать и шкуры положить отдельно.
Тем временем боги разругались из-за Гектора: Аполлон убеждает их, что нельзя допускать надругательства над трупом — он же так усердно жертвовал богам, а Гера вопит, что одно дело какой-то там Гектор, другое — сын её подруги богоравный 🙂 В конце концов Зевс прекращает свару и даёт приказ: пущай Приам забирает тело сына, а Ахилл пущай отдаёт. Как уж они договорятся — их дело.
Приам рискует поехать к ахейцам один (не считая Гермеса :)) и тело всё-таки выторговывает.
А на этом, друзья, кончается Илиада, и дальше нам придётся пользоваться чем придётся!
Похороны и трупы
Зачем Ахилл так старается поганить тело Гектора? С нашей современной точки зрения это просто маниакальное неуважением к мёртвому. Но с точки зрения греков всё намного серьёзнее!
Верования греков требовали, чтобы после смерти тело как можно скорее «скрылось от глаз» смертных и тем более богов: мёртвое не должно оставаться на земле. Даже встретив «ничейного» покойника, греки старались поскорее зарыть его и провести обряды над телом.
Дело в том, что по представлениям греков (и не только их) тень (или душа, как мы сказали бы сейчас) умершего держится поблизости от тела. Если её не проводить чин по чину в царство мёртвых, она так и будет скитаться в мире людей, а если тело истлеет, не будучи похороненным, тень может стать злобным духом и начнёт преследовать живых. И всё то время, что тень находится в мире людей, она страдает: ей нужно поскорее отправляться в подземный мир, а она не может! Ей нужны похоронные обряды. Именно такую посмертную пытку Ахилл пытается доставить Гектору.
Осквернение, расчленение тела тоже доставляет дополнительные страдания тени: нарушение целостности тела разрывает связи его с тенью, укорачивая срок, за который она должна попасть в мир мёртвых.
Интересно, что в «Илиаде» описано явление тени Патрокла Ахиллу ночью перед похоронами: тень просит, чтобы они оба после смерти лежали в одной могиле. Ахилл отдаёт такие распоряжения, и они выполняются, когда сам Ахилл гибнет. Таким образом, тень, ещё не отошедшая в мир мёртвых, может «оставить завещание», и не выполнить эту последнюю волю — большое неуважение.
m
Вот такие пироги с тенями. Уважайте мёртвых!
источник: https://author.today/post/490893