О, сколько их на полях!
Но каждый цветет по-своему –
В этом высший подвиг цветка! (Басё)
Принудительное открытие патриархальной Японии «цивилизованному миру» произошло под дулами пушек американских кораблей. Во время революции Мейдзи и последовавшей гражданской войны в японских водах постоянно находились американские и европейские военные корабли.
Защита независимости страны требовала наличия современного военного флота. Первыми наставниками японцев в 1870 году стали британцы, которые, конечно, заложили определенные основы для создания флота, но в целом относились к Японии как к обычной третьеразрядной стране. Поэтому в начае 80-х годов японцы сделали ставку на Францию, поставив задачу создать отечественную базу кораблестроения, с современными верфями икораблями собственной разработки.
Французы активно занялись созданием промышленной базы, верфями, арсеналами, металлургическими и оружейными заводами.
В декабре 1881 года японцы разработали 20-летний план по постройке трех кораблей в год, в 1882 году его скорректировали до 48 кораблей (крейсеров, канонерок и миноносцев) за 8 лет. В феврале 1883 года, с одобрения императора, на усиление флота было выделено 26 640 тыс. иен для выполнения пятой 8-летней кораблестроительной программы.
Создание современного военного флота Японии было связано с приглашением французского инженера Эмиля Бертена, который по контракту занялся организацией на территории страны судостроительных арсеналов, проектированием новых боевых кораблей, которые строились не только во Франции, но и в Японии.
Японское кораблестроение европейского образца, естественно, начиналось с небольших кораблей. Одним из них стал разработанный Бертеном малый крейсер или авизо, получивший имя «Яэяма», в честь острова Яэяма, самого южного из трех островов, составляющих нынешнюю префектуру Окинава.
Корабль предназначался для использования для разведки, доставки высокоприоритетных сообщений (в качестве посыльного судна), дозорной службы и т.д.
Скоростной, хорошо вооруженный небронированный корабль прекрасно вписывался в философию «Молодой школы», близкой Бертену. Безбронный крейсер, иногда классифицировался как авизо. Его также классифицировали как корвет или канонерскую лодку.
Изготовление крейсера было поручено Военно-морскому Арсеналу в Йокосуке ( в 1871 году на нем был построен первый японский военный корабль « Сайки »). Впервые среди японских кораблей вместо паровых машин-компаунд на крейсере были установлены мощные паровые машины тройного расширения производства британской Hawthorn Leslie.
«Яэяма» IJN Yaeyama 八 重 山.Йокосука военно-морской арсенал, Япония/ Заказан 1885 финансовый год. Заложен июнь 1887 года, спущен на воду март 1889 года, завершен 15 марта 1890(1892) года. Исключен 1906. Сдан на слом 1 апреля 1911 года.
Водоизмещение нормальное 1584 длинных тонн (1609 т). Длина 96,9 м. Ширина 10,5 м. Осадка 4 м.
Двигатели : 2 вала, 2 горизонтальных паровые машины тройного расширения, 6 цилиндрических котлов (8 Niclausse после 1902 г.), 5400-5630 л.с. 2 винта. Скорость 20,75 узлов. Дальность 5000 морских миль при 10 узлах. Запас угля 197/350 тонн. Экипаж 200-215 человек (19 офицеров, 196 матросов)
Броня-палуба 13 мм( по некоторым данным на нижней палубе)
Вооружение: 3 x 1 — 120 мм/40 QF, 8-10 x 1 — 47 мм/40 3pdr Hotchkiss Mk I QF , 2 × 457(350) мм торпедные аппараты
1902: переоборудован, получил 8 котлов Niclausse, добавлена дополнительная труба.
Крейсер получил стальной корпус, став вторым японским судном отечественной постройки. Корабль имел наклонные две мачты и дымовую трубу. Корпус с полубаком и полуютом. По некоторым данным, нижняя палуба имела тонкое 13-мм бронирование. Мачты имели парусное вооружение. Артиллерия состояла из скорострельных орудий- трех 4,7 дюймовых и восьми 3-фунтовых Hotchkiss. Два 120-мм/40 орудия Армстронга размещались в носовой части на бортовых спонсонах, третье – на полуюте. Кроме того на палубе были установлены два торпедных аппарата (бортовые, надводные).
Силовая установка включала трехцилиндровую паровую машину с тройным расширением и шесть цилиндрических котлов, импортированных из Англии, производства Hawthorn Leslie and Company. Благодаря мощной машине при небольших размерах крейсер достиг скорости 20,75 узла при контрактной 21.Этому способствал весьма узкий корпус (9,22) с удлиненным закругленным форштевнем.
Крейсер принял активное участие в японо-китайской войне 1894-1895 годов. Уже в первом морском сражеении войны- битве при Пунгдо, где японские крейсера внезапным нападением без объявления войны разгромили китайский конвой и его охранение, авизо занимался спасением европейцев из экипажа потопленного английского парохода «Kowshing», перевозившего китайские войска. Китайцев японцы спасать нужным не считали. 25 июля 1894 года авизо участвовал в захвате китайского вооруженного транспорта “Цаоцзян” японским крейсером «Акицусима».
Затем крейсер патрулировал Желтое море, охранял перевозки войск в Корею, прикрывал высадку японского десанта в Порт-Артуре и в Вэйхайвэе 18 января 1895 года (вместе с канонерками «Атаго» и «Майя»), обстреливал китайские форты. В самом конце войны крейсер участвовал в захвате острова Формозы (Тайвань) и Пескадорских островов, бомбардировке местных китайских фортов береговой обороны в Такове ( Гаосюн ).
Во время оккупации Формозы «Яэяма» перехватил пароход «Фалес»(Thales) под британским флагом в международных водах 21 октября 1895 года. На пароходе в Сямэнь пытались сьежать с Формозы около 800 пассажиров, включая второго временного президента республики Формоза и лидера вооруженного антияпонского сопротивления Лю Юнфу.
Досмотровая группа с «Яэяма» не нашла на борту Лю Юнфу, который умело замаскировался под обычного кули, но набрала семь других подозрительных путешественников. Британский капитан наотрез отказался выдать пассажиров японцам и последесятичасового противостояния японцы сдались, пароход со всеми пассажирами ушел в Сямынь.
Но перехват британского судна в нейтральных водах вызвал дипломатический скандал. Под давлением владычицы морей командир крейсера Хираяма Тодзиро был переведен в резерв, а его начальник адмирал Аричи Синанодзё уволен.
После войны авизо перевели в резервный флот. Его привлекали к сопровождению транспорта с войсками для высадки десанта в Тяньцзине при подавлениимеждународными силами Альянса 8 наций боксерского восстания в Китае в 1900 году.
11 мая 1902 года «Яэяма» и корвет «Мусаси» во время шторма в Немуро Бэй ( Хоккайдо) сели на мель. Снять их удалось только 1 сентября 1902 года. Потом в Арсенале Йокосука до июня 1903 года шел его ремонт. При этом 6 локомотивных цилиндрических котлов заменили на восемь котлов Никлосса с добавлением второй дымовой трубы. Несмотря на модернизацию заметного роста скорости не произошло.
Во время русско-японской войны, несмотря на скромные боевые возможности и почтенный возраст, крейсер участвовал в блокаде Порт-Артура, битве 8-9 февраля 1904 года, битве в Желтом море 10 августа 1904 года и в Цусимском сражении 27-28 мая 1905 года.
В конце войны авизо входил в эскадру, которая захватывала Сахалин, его скорость очень пригодилась для передачи приказов между десантом и флотом.
С 1906 года был исключен из списков, но на корабле испытывали новые методы повышения производительности котлов в экспериментах с мазутом. 1 апреля 1911 года устаревший корабль был списан.
Источник — https://dzen.ru/a/Xl_tuv21czQ-PKq5