Электротехника — наука о контактах
Интересная статья из жж Андрея Фирсова, которая, думаю, заинтересует читателей и коллег.
Электротехника — наука о контактах там, где их не должно быть, и об их отсутствии там, где они должны быть. (Народная студенческая мудрость)
Помнится, давным-давно, в начале 1980-х годов журнал «Scientific American» разместил статью по управляемому оружию. Начиналась она с рассказа о потоплении катерами типа «Комар» советского производства израильского эсминца «Эйлат» и применении ПТУРС «Малютка» по американским танкам во Вьетнаме, как с поворотных пунктов в борьбе на море и в истории управляемого оружия. Тем не менее, история управляемого оружия начиналась в статье с разработки управляемых бомб в Германии. Более категоричен был британский журнал «Defence», который буквально за несколько месяцев до Фолклендской войны, «каркал», что по мимо истории «Эйлата», «вы ОБЯЗАНЫ помнить, что управляемое оружие впервые было использовано при потоплении итальянского линкора «Рома» в 1943 г.». Однако именно потопление «Эйлата» вошло во все учебники борьбы на море и сборники по управляемому оружию, а опыт применения немцами «планирующих бомб» так и остался на периферии истории, несмотря на вполне очевидный потенциал нового оружия.
Помните «Корабль ее величества «Улисс»? (Маклина) – «Эффективных способов защиты от … планирующих бомб мы еще не разработали». «Планирующими бомбами» во время «Битвы за Атлантику» союзники называли управляемые по радио бомбы с ракетным ускорителем фирмы Хеншель Hs 293, поступившие на вооружение люфтваффе в 1943 г.
Они вполне очевидно могли обеспечить перелом в сражении «за Атлантику» в тот самый момент, когда эффективность действий подводных лодок резко упала, а «бич Атлантики» — четырехмоторный бомбардировщик Fw 200 – мог использоваться уже в лучшем случае в качестве разведчика. </span>Понимая необходимость использования нового оружия массированно и внезапно, немцы сделали все, чтобы преподнести союзникам пренеприятный сюрприз. В качестве носителя УАБ были выбраны новейшие бомбардировщики Не177 и Do217, которые перевооружались целыми группами («на наши деньги» — авиадивизиями).
Но первые боевые операции с использованием Hs 293 оказались разочаровывающими:
«Первый свой морской боевой вылет II/KG40 с Не 177 совершила 21 ноября, когда 25 машин, каждая из которых несла по две УАБ Hs293, вылетели на поиск английского конвоя SL 139/MKS 230… Два самолета из-за неполадок преждевременно вернулись на аэродром, три были сбиты, а оставшиеся 20 сбросили на противника 40 планирующих бомб. Результат атаки был довольно скромным: потоплен транспорт «Марса» и поврежден прямым бомбовым попаданием пароход «Делиус».»
Хороша эффективность? Кстати, потопленный транспорт был уже поврежден и отстал от конвоя на несколько миль.
По подсчетам историков Е. Грановского и М. Морозова за время применения Hs293 в цель попало только 6% — результат, скорее «достойный» обычных бомб, а не управляемого оружия.
В чем же дело? До недавнего времени низкая результативность дебюта управляемого оружия связывалась с эффективными мерами, предпринятыми союзниками: выставление кораблей ПВО по периметру конвоев и районов высадок, эффективный огонь зениток, якобы сбивающих бомбы, прикрытие с воздуха палубной авиацией, низкая подготовка операторов наведения бомб и прочее. «Решающим» ударом по управляемым бомбам якобы стало применение союзниками средств подавление радиоканала наведения ракет прицельными помехами. Дело дошло до того, что немцы стали разрабатывать проводные системы передачи данных, как абсолютно защищенные. Но вскоре эти работы прекратились… (см. У. Гринна, Грановского и Морозова) Война шла к поражению, и немцам стало не до дорогостоящих «экспериментов».
Однако, в таких случаях очень часто бывает и «простое решение» загадки. И вот его неожиданно представили в известном немецком сборнике «Цвета люфтваффе», посвященному действию ударной авиации люфтваффе над морем («Орлы над морем»).
Суть рассказа.
Низкая вероятность попадания УАБ Hs293 действительно сильно озадачила немцев. Бомбы часто неадекватно реагировали на команды управления, создавая впечатление, что канал управления подавляется помехами. Возникали сомнения в надежности техники, но наземный контроль долго не позволял выявить дефект оборудования – тесты проходили нормально. История длилась долго, пока кто-то не догадался вскрыть бронированный кабель, передающий сигналы от оборудования управления на антенну передатчика, несмотря на то, что кабель прекрасно «прозванивался». Сюрприз: жила кабеля где-то на середине его длины была перекусана, но так, что концы касались друг друга. На земле все оборудование работало прекрасно, но в воздухе, когда самолет испытывал вибрацию от работы моторов и болтанку от восходящих потоков, «контакт» между перекусанными концами терялся. Ракета на цель не шла… Расследование показало, что из строя была выведена половина оборудования, установленного на бомбардировщики! На аэродром срочно вызвали представителей Гестапо, но гениального электротехника, перекусывающего жилу кабеля не нарушая оплетки, выявить не удалось…