3

История Christie M1942 Light Tank, он же Bigley Gun Motor Carriage, последнего танка, созданного при участии Джона Уолтера Кристи

В мировом танкостроении не так много фамилий, которые по-настоящему на слуху. Если вы спросите более-менее понимающего в теме, кого они знают из американских танкостроителей, тут же всплывает фамилия Кристи. Она на слуху вполне заслуженно. В своё время Джон Уолтер Кристи создал наиболее удачный образец колесно-гусеничного танка. Он породил не только БТ и Т-34, но и, например, английские крейсерские танки. Правда, если копнуть чуть глубже, начнут вылезать крайне любопытные моменты. Особенно с точки зрения успешности танков постройки Кристи, а также причин, почему так вышло. И вот тогда образовывается совсем другая картина. Не борьба одиночки с бездушной системой, а попытки хоть как-то пристроить в систему вооружения аппараты, которые строились с игнорированием тактико-технических требований. После такого финал видится немного предсказуемым.

Christie M1936 в ходе испытаний в Альдершоте. Это шасси позже было базой для танка, известного как M1938

Christie M1936 в ходе испытаний в Альдершоте. Это шасси позже было базой для танка, известного как M1938

Во второй половине 30-х годов у Кристи был всплеск активности, связанный с успехами в Англии. Это позволило ему вернуться к теме авиадесантных танков, которая развивалась с начала 30-х годов. От летающего танка постепенно идея кочевала к танку, который подвешивался под самолет-носитель. Впрочем, адекватные самолеты-носители появились к началу 40-х годов. И вот когда у Кристи появился шанс реализовать свою идею на практике, случилось то, что и должно было произойти. Christie M1942 Light Tank, он же Bigley Gun Motor Carriage, оказался аппаратом, который просто не имел шансов быть принятым на вооружение.

Концепция переброски танков Кристи. В то время самолеты-носители были проблемой, так что их часто рисовали условно

Концепция переброски танков Кристи. В то время самолеты-носители были проблемой, так что их часто рисовали условно

К началу 40-х годов ситуация с бизнесом у Кристи была хуже некуда. Старость талантливый инженер и далеко не лучший бизнесмен встретил почти на мели. Фактически к тому времени не он рулил собственной фирмой. В виду огромных финансовых проблем United States Convertible Systems Inc. оказалась в руках Уильяма Бигли, давнего делового партнера Кристи. Сам изобретатель всё еще был в деле, но нередко он не упоминался в переписке по тем танкам, которые строила United States Convertible Systems Inc. Может и к лучшему, ибо имя Кристи вызывало у американских военных, особенно высокопоставленных, крайне неоднозначную реакцию. И было от чего.

Airborne Tank M1938, дальнейшее развитие M1936

Airborne Tank M1938, дальнейшее развитие M1936

Последний виток истории танков Кристи начался 27 февраля 1941 года, когда были составлены тактико-технические требования на авиадесантный танк. Существенным отличием от предыдущих активностей по данной теме стало то, что на сей раз вопрос подняли на самом высоком уровне, с привлечением командования ВВС и Бронетанковыми Силами. Помимо танка, сразу же поднимался вопрос по поводу самолета-носителя. Данная активность шла на фоне повышенного интереса к подобным танкам со стороны Английской Закупочной Комиссии. Возглавлявший ее генерал-майор Дуглас Пратт указывал об этом в своём письме. Естественно, первым делом вспомнили о Кристи.

А вот так назывался тот танк, что испытывался на Абердинском полигоне

А вот так назывался тот танк, что испытывался на Абердинском полигоне

29 апреля 1941 года на Абердинском полигоне состоялась демонстрация танка, который именовался как Bigley-Christie Tank. На самом деле это танк, который неоднокатно переделывался Кристи. Известен он как Christie M1936, хотя есть очень серьёзные подозрения, что на самом деле Джон Эдвард Кристи, который являлся главным источником информации, в хронологии напутал. Более правдивой выглядит информация от американских военных. Согласно их данным, в 1938 году было построено шасси, которое иногда проходит как Christie M1938 (Airborne Tank M1938). Оно несколько отличалось от Christie M1936 (Airborne Tank M1936, он же M1937) его испытывали англичане и американские военные. Оба танка не имели даже намека на вооружение, они являлись скорее демонстраторами технологий.

Испытания этого танка стали основанием для подготовки требований на авиадесантный танк

Испытания этого танка стали основанием для подготовки требований на авиадесантный танк

Для тестов Christie M1938 немного переделали. Впереди появилась макетная установка орудия, наводчик находился слева, а механик-водитель справа. Танк полностью повторял концепцию, которую Кристи вынашивал с 1933 года. Согласно ей, танк подвешивался под брюхо самолета и сбрасывался на бреющем полете. При массе около 6,5 тонн машина очень высокую удельную мощность, за счет 12-цилиндрового мотора Curtiss D-12 мощностью 430 лошадиных сил. За счет этого танк мог достигать скорости до 112 км/ч. Стоит отметить, что с 1935 года танки Кристи были чисто гусеничными. В ходе демонстрации танк показал себя с наилучшей стороны, явно превосходя Combat Car M1 по плавности хода и скорости. Правда, имелись дефекты ходовой части, но общая оценка оказалась высокой.

Douglas C-54 Skymaster, именно этот самолет повлиял на ТТТ. Вписываться в них Кристи не захотел

Douglas C-54 Skymaster, именно этот самолет повлиял на ТТТ. Вписываться в них Кристи не захотел

Тем не менее, американские военные не собирались брать Bigley-Christie Tank как есть. По итогам обсуждения концепции авиадесантного танка 22 мая 1941 года была подготовлена спецификация на Light Tank T9. Массу танка, без экипажа и съемного оборудования, ограничили 6804 кг. Танк получал башню с пушкой калибра 37 или 57 мм, спаренной с пулеметом Browning M1919A4, экипаж составлял 2-3 человека. При необходимости число пулеметов можно было увеличить. Самое главное, что габариты шасси танка жестко ограничили — 3505 мм в длину, 2134 мм в ширину и 1677 мм в высоту. Дальше требования по габаритам стали чуть менее жесткими, но не более того.

По этой переписке понятно, что проектировал Кристи

По этой переписке понятно, что проектировал Кристи

Фактически это означало, что требовался совсем другой танк, нежели предлагал Кристи. И дело было не только в габаритах. Башенную концепцию танка Кристи категорически отвергал. Между тем, имелся существенный лимит в виде самолета-носителя. В его роли выступал Douglas C-54 Skymaster, от этого и приходилось исходить при разработке танка. Самое интересное, что в июле 1941 года, когда Кристи представил проект своего танка, ему была одобрена сумма в 126000 долларов США. При условии, что он впишется в ТТТ. Но в ноябре 1941 года, когда Кристи (точнее, Бигли и Кристи) подготовил проект танка, он никак не вписывался в габариты. После этого американские военные потеряли всякий интерес к данной разработке.

Gigley Tank, он же Bigkley GMC

Gigley Tank, он же Bigkley GMC

Надо сказать, что в американских источниках этот самый, отвергнутый танк, никак не расписывается. Самое смешное, что в мае 1942 года данные танк всплыл в переписке по ГАБТУ КА. Согласно описанию, масса пустого танка составляла 6 тонн, экипаж был 3 человека, а вооружение состояло из 75-мм пушки, либо 105-мм гаубицы. В движение танк приводил 550-сильный мотор, что позволяло достигать невероятной скорости 136 км/ч. За танк просили те же 126000 долларов, что и в случае с американскими военными. Впрочем, советские военные сразу потеряли интерес к данной штуковине. Строить ее не стали.

Понимая. что в конкурс по танку машина не вписалась, Бигли пытался ее пропихнуть как САУ

Понимая. что в конкурс по танку машина не вписалась, Бигли пытался ее пропихнуть как САУ

Тем не менее, история имела продолжение. Существенно переработанный Bigley-Christie Tank продолжил жизнь как Bigley Gun Motor Carriage. Судя по габаритам, Бигли (и Кристи) всё еще надеялись вписаться в конкурс. Шасси машины имело длину 5588 мм, ширину 2286 мм и высоту 1575 мм. То есть ширина и высота уже вписывались, но никак не длина. Танк получился заметно скромнее по ТТХ, при этом по массе он точно не проходил как авиадесантный (8754 кг). В движение его приводил грузовой мотор Continental 22E мощностью 190 лошадиных сил, который позволял разгоняться до 67 км/ч.

Макет рубки и вооружения

Макет рубки и вооружения

Машина представляла собой шасси, которое можно было превратить либо в танк, либо в истребитель танков. Поскольку с танком явно дело не задалось, было решено протащить Bigley Gun Motor Carriage как истребитель танков. В дальнейшем появилась рубка с макетом пушки (вероятнее всего, 75 мм) и макетами пулеметов. В мае 1942 года шасси испытали на Абердинском полигоне, без особых успехов. В ноябре-декабре того же года Бигли пытался пропихнуть шасси в Бронетанковым Силам (скорее всего, как раз тогда появился макет рубки с пушками и пулеметами), но из этой затеи ничего не вышло. Армия четко сказала, что ей подобное не нужно, особенно если предлагается без разработки по ТТТ.

Военных такой камуфляж совсем не впечатлил

Военных такой камуфляж совсем не впечатлил

На этом танкостроение Кристи подошло к концу. Увы, отсутствие понимания, что получить заказ можно только при соблюдении ТТТ, погубило бизнес талантливого инженера. Время, когда можно было эффектно выехать на своём гоночном танке, давно прошло. На Marmon-Herrington, например, это поняли быстро, в результате выиграли конкурс на авиадесантный танк. Их Light Tank T9 позже превратился в серийный T9E1, стандартизированный как Light Tank M22. Он даже повоевал, в отличие от творений Кристи. И во всей этой истории прекрасно видно, что дело не в «непонятом гении». Случилось то, что и должно было случиться.

Список источников:

      1. US NARA
      2. ЦАМО РФ
      3. Stuart History of the American Light Tank, Vol. 1, R.P. Hunnicutt, Presidio Press, 1992
      4. eBay
      5. Фотоархив автора

источник: https://dzen.ru/a/ZqijzCJnfnW2afxv

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account