Картонные киты-убийцы. Проекты палубных перехватчиков Douglas Missileer и Dassault Étendard V
Содержание:
Авторское предисловие: В 1960 году, когда скорости истребителей приблизились к величине в три Маха, командование авиации ВМС США объявило конкурс на крупный дозвуковой перехватчик. Командование авиации французских ВМС было вдохновлено этим конкурсом.
В области воздушного боя и в боевой авиации в целом конец 1950-х годов был отмечен широким распространением ракетного оружия. Это было духом времени и настоящей модой в штабах военно-воздушных сил всех ведущих стран. В основе этой «моды» было убеждение, что управляемые ракеты вскоре должны прийти на смену пилотируемой авиации и заменить как бомбардировщики, так и истребители. Так, например, в 1957 году в Великобритании была опубликована знаменитая Белая книга по обороне, в которой провозглашалось скорое исчезновение истребителя с пилотом-человеком на борту.
Чтобы противостоять флоту американских авианосцев, Советский Союз расширил программы создания крылатых ракет авиационного базирования, оснащенных ядерными боеголовками. Сначала это были дозвуковые ракеты (КС-1 Комета; обозначение НАТО AS-1 Kennel), а затем сверхзвуковые ракеты (К-10 [«Комета-10»] и Х-20; обозначения НАТО AS-2 Kipper и AS-3 Kangaroo соответственно). Истребители ВМС США должны были перехватывать эти ракеты все дальше и дальше от своих авианосцев. В то время дальнейшее увеличение скорости перехватчика казалось менее эффективным, чем разработка ракеты класса «воздух-воздух» большой дальности, запускаемой с патрулирующего самолета-носителя, который мог обнаружить приближающуюся ракету на большом расстоянии от цели. Таков был замысел программы FAD (Fleet Air Defense – Противовоздушная Оборона Флота). Это резко контрастировало с тем, что делалось в то время (например, программа создания палубного истребителя-перехватчика Crusader III). Отныне уже не могло быть и речи о продолжении гонки за скоростью в три Маха, как это предусматривалось в первых предварительных проектах преемников многоцелевого истребителя Phantom II, только что поступившего на вооружение в 1960 году. Достижение этой скорости требовало использования все более мощных двигателей, при этом самолеты сталкивались с аэродинамическими и тепловыми проблемами, связанными с высокими скоростями. В результате программа FAD представляла собой возврат к дозвуковому истребителю с очень большой дальностью полета. В спецификации от декабря 1959 года управление аэронавтики ВМС США требовало самолет с продолжительностью полета не менее четырех часов. Планер самолета стал гораздо менее важным, чем его бортовые системы, особенно радары и ракеты.
В основе программы FAD лежала ракета класса «воздух-воздух» очень большой дальности. Ее важность становится более понятной, если знать, что она была выбрана еще до того как управлением аэронавтики была составлена спецификация на ее самолет-носитель. В декабре 1958 года компания Bendix получила контракт на разработку ракеты AAM-N-10 Eagle (конкурентом выступила компания Vought, которая предложила предварительный проект V415). Это была ракета с невиданными доселе характеристиками: она была рассчитана на дальность полета 370 километров со скоростью 4,5 Маха. Её головка самонаведения (автономная система наведения) была заимствована у зенитной ракеты Boeing Bomarc. Обнаружение целей осуществлялось с помощью радара Westinghouse AN/APQ-81, который должен был быть установлен на борту палубного перехватчика Missileer. Его антенна диаметром 1,50 метра была способна обнаруживать цель на расстоянии 220 километров. Радар AN/APQ-81 мог одновременно наводить на цели восемь ракет.
Missileer компании Douglas оказался эфемерным…
Программа FAD вызвала интерес у нескольких американских производителей авиационной техники. Большая часть представленных проектов касалась одного и того же типа самолета: с прямым крылом, двухмоторной силовой установкой и крупным радаром в передней оконечности фюзеляжа. Тем не менее были рассмотрены и оригинальные проекты. Компанией Grumman был представлен проект двухмоторного перехватчика, похожего на противолодочный самолет S-2 Tracker и проект Model 126E, который был разработан на базе A2F-1 (будущий палубный штурмовик A-6 Intruder). North American представила проект, разработанный на базе бомбардировщика AJ2 Savage и несший в фюзеляжном отсеке ракеты «воздух-воздух» Eagle. Компания Douglas предложила несколько проектов, среди которых был D790 – палубный штурмовик A-3 Skywarrior, переделанный в перехватчик. В силу своего первоначального предназначения этот самолет должен был иметь большой внутренний объем для размещения крупной радиолокационной станции и ее антенны. D790 мог нести во внутрифюзеляжном отсеке вооружения четыре ракеты Eagle и еще четыре ракеты данного типа под консолями крыла. Два двигателя General Electric J79, которыми оснащался многоцелевой истребитель F-4 Phantom II, должны были заменить первоначально установленные J57.
21 июля 1960 года командование ВМС США объявило, что победу в конкурсе одержала компания Douglas с проектом D766, который был разработан с нуля. Проект получил обозначение F6D Missileer, которое подчеркивало его основное назначение – ракетчик: персонал, предназначенный для работы с баллистическими ракетами в ВВС США. В командовании ВМС США пояснили:
«Система вооружения Eagle – Missileer развивает концепцию высокоэффективной ракеты большой дальности, а не самолета-носителя.»
В качестве силовой установки в компании Douglas Aircraft (Douglas) были выбраны турбореактивные двигатели Pratt & Whitney JTF10 (TF30). Данный двигатель был создан на базе гражданского JT8D двигателя, который компанией Douglas был выбран для авиалайнера DC-9. Это был авиационный мотор новой концепции – двухконтурный турбореактивный двигатель с гораздо меньшим расходом топлива по сравнению с одноконтурными двигателями того времени. С F6D компания Douglas вернулась в область создания истребителей после того, как в 1956 году было прекращено производство палубных легких истребителей F5D Skylancer.
Тем временем в командовании ВМС США программа Missileer вызывала все больше и больше скепсиса. Одновременная разработка совершенно новых двигателя, ракеты и радара предполагала множество проблем, которые неизбежно возникнут, равно как и связанные с ними отставаниями от графиков. Это привело к существенному сокращению финансирования. Кроме того, среди представителей ВМС США были обоснованные возражения, что после израсходования ракет Missileer станет легкой добычей вражеских истребителей. Программа Missileer не пережила новую администрацию, прибывшую вместе с президентом Кеннеди в 1961 году. Министр обороны Роберт Макнамара навязал ВМС США и ВВС США программу истребителей-бомбардировщиков TFX, которая привела к созданию многоцелевого самолета F-111. В 1968 году палубный истребитель F-111B был снят с производства в пользу истребителя-перехватчика Grumman F-14 Tomcat.
… также как и Étendard V компании Dassault
Концепция дозвукового тяжелого истребителя привлекла внимание командования авиации ВМС Франции, которое в то время искало замену палубным истребителям SNCASE Aquillon. Рассматривались два варианта: самолет, идентичный Douglas F6D, и истребитель меньших размеров, действующий совместно с самолетом, который обеспечивал обнаружение самолетов и ракет противника.
Паспорт программы TALP (Tactique à longue portée – Тактический самолет дальнего радиуса действия), составленный в 1961 году, требовал двухместного самолета с размещением членов экипажа
«предпочтительно бок о бок»,
оснащенного радаром, способным обнаруживать
«самолет типа Mirage IV»
на расстоянии от 100 до 150 морских миль (от 185 до 277 км) и наводить ракеты типа Eagle на расстоянии от 60 до 80 морских миль (от 111 до 148 км) от цели. На встрече представителей компании Générale aéronautique Marcel Dassault (Dassault) и авиации ВМС Франции, состоявшейся 12 января 1961 года и посвященной программе TALP, было сказано:
«Самолет должен противодействовать самолету Badger, летящему на высоте 50000 футов (15240 м), и ракете Komet, выпущенной на расстоянии 100 км от цели.» [бомбардировщик Туполев Ту-16 и крылатая ракета КС-1 Комета – примечание редакции].
Планировалось изготовить несколько самолетов:
«Мы планируем оснастить каждый авианосец флотилией из 12 самолетов. Два самолета должны постоянно находиться в воздухе в течение пяти-шести дней подряд.»
Компания Марселя Дассо предложила проект Étendard V, а конкурирующая компания Breguet – проект Br 1170 в одно- и двухмоторном вариантах. Эти два проекта соответствовали основным ограничениям: иметь массу и размеры, совместимые с подъемниками и катапультами авианосцев «Фош» и «Клемансо». В качестве силовой установки программа предусматривала использование двигателя Pratt & Whitney JTF10 (TF30), который предназначался для оснащения перехватчиков Missileer и который изготавливался во Франции компанией SNECMA по лицензии. Со своей стороны инженеры компании Matra работали над ракетой, которая была очень похожа на американскую ракету AAM-N-10 Eagle. Ракета должна была оснащаться прямоточным воздушно-реактивным двигателем, который позволял разгоняться до скорости в 4 Маха и иметь дальность полета 130 километров.
Предусматривался заказ на изготовление пяти прототипов, 34 серийных самолетов и 400 ракет. Однако программа TALP была слишком амбициозной финансового положения авиации ВМС Франции, даже если разрабатываемый самолет будет оснащен радаром и ракетами перехватчика Missileer, как это предусматривалось в феврале 1962 года. В июле 1963 года командование авиации французских ВМС отказалось от программы TALP в пользу палубных истребителей Vought F-8 Crusader.
В заключение следует сказать, что если проекты перехватчиков Missileer и Etendard V быстро прекратили свое существование, то ряд основных агрегатов перехватчика F6D пережили его на многие годы. Турбореактивный двигатель TF30 был использован для программы TFX (F-111), затем для оснащения палубного истребителя-перехватчика F-14. Концепция ракеты «воздух-воздух» большой дальности была продолжена в лице ракет AIM-54 Phoenix, которыми оснащались перехватчики Tomcat. Радар напрямую не использовался, но концепция системы вооружения «воздух-воздух» большой дальности была положена в основу концепции TFX, а затем F-14. Фактически Missileer ознаменовал для ВМС США переход от одного поколения палубных истребителей к другому.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: | Douglas F6D Missileer | Dassault Étendard V |
Назначение: | палубный перехватчик | палубный перехватчик |
Статус: | проект | проект |
Экипаж: | 2 человека | 2 человека |
Силовая установка: | ||
тип двигателя | Pratt & Whitney TF30-P-2 | Snecma TF10 |
мощность | ||
• максимальный режим | 2×4626 кгс | 1×5100 кгс |
• форсажный режим | –––– | 1×9000 кг |
общая мощность | ||
• максимальный режим | 9252 кгс | 5100 кгс |
• форсажный режим (промежуточный) | –––– | 9000 кг |
Размеры: | ||
размах крыла | 21,6 м | 17,3 м |
длина | 16,0 м | 15,5 м |
площадь крыла | 58,2 м² | –––– |
Масса: | ||
пустого | –––– | 10000 кг |
в снаряженном состоянии | 22680 кг | –––– |
максимальная | 27216 кг | 18600 кг |
максимальная посадочная | –––– | 13500 кг |
Летные характеристики: | ||
максимальная скорость | 879 км/ч | М = 1 |
Вооружение: | до 8 ракет Bendix AAM-N-10 Eagle | до 4 ракет Bendix AAM-N-10 Eagle |
источник: Alexis Rocher «Douglas Missileer et Dassault Étendard V. Baleines tueuses en carton» «Le Fana de l’Aviation» 2011-09, pages 52-57
перевод впервые опубликован – https://vk.com/@710541705-kartonnye-kity-ubiicy-douglas-missileer-dassault-etendard-v