Картонные киты-убийцы. Проекты палубных перехватчиков Douglas Missileer и Dassault Étendard V

14

Картонные киты-убийцы. Проекты палубных перехватчиков Douglas Missileer и Dassault Étendard V

Содержание:

Авторское предисловие: В 1960 году, когда скорости истребителей приблизились к величине в три Маха, командование авиации ВМС США объявило конкурс на крупный дозвуковой перехватчик. Командование авиации французских ВМС было вдохновлено этим конкурсом.

В области воздушного боя и в боевой авиации в целом конец 1950-х годов был отмечен широким распространением ракетного оружия. Это было духом времени и настоящей модой в штабах военно-воздушных сил всех ведущих стран. В основе этой «моды» было убеждение, что управляемые ракеты вскоре должны прийти на смену пилотируемой авиации и заменить как бомбардировщики, так и истребители. Так, например, в 1957 году в Великобритании была опубликована знаменитая Белая книга по обороне, в которой провозглашалось скорое исчезновение истребителя с пилотом-человеком на борту.

Чтобы противостоять флоту американских авианосцев, Советский Союз расширил программы создания крылатых ракет авиационного базирования, оснащенных ядерными боеголовками. Сначала это были дозвуковые ракеты (КС-1 Комета; обозначение НАТО AS-1 Kennel), а затем сверхзвуковые ракеты (К-10 [«Комета-10»] и Х-20; обозначения НАТО AS-2 Kipper и AS-3 Kangaroo соответственно). Истребители ВМС США должны были перехватывать эти ракеты все дальше и дальше от своих авианосцев. В то время дальнейшее увеличение скорости перехватчика казалось менее эффективным, чем разработка ракеты класса «воздух-воздух» большой дальности, запускаемой с патрулирующего самолета-носителя, который мог обнаружить приближающуюся ракету на большом расстоянии от цели. Таков был замысел программы FAD (Fleet Air Defense – Противовоздушная Оборона Флота). Это резко контрастировало с тем, что делалось в то время (например, программа создания палубного истребителя-перехватчика Crusader III). Отныне уже не могло быть и речи о продолжении гонки за скоростью в три Маха, как это предусматривалось в первых предварительных проектах преемников многоцелевого истребителя Phantom II, только что поступившего на вооружение в 1960 году. Достижение этой скорости требовало использования все более мощных двигателей, при этом самолеты сталкивались с аэродинамическими и тепловыми проблемами, связанными с высокими скоростями. В результате программа FAD представляла собой возврат к дозвуковому истребителю с очень большой дальностью полета. В спецификации от декабря 1959 года управление аэронавтики ВМС США требовало самолет с продолжительностью полета не менее четырех часов. Планер самолета стал гораздо менее важным, чем его бортовые системы, особенно радары и ракеты.

планировалось, что перехватчики Missileer заменят на палубах авианосцев многоцелевые истребители F-4, один из которых на данном снимке выполняет учебный перехват дальнего бомбардировщика Ту-95РТ (натовское обозначение Bear D)

планировалось, что перехватчики Missileer заменят на палубах авианосцев многоцелевые истребители F-4, один из которых на данном снимке выполняет учебный перехват дальнего бомбардировщика Ту-95РТ (натовское обозначение Bear D)

В основе программы FAD лежала ракета класса «воздух-воздух» очень большой дальности. Ее важность становится более понятной, если знать, что она была выбрана еще до того как управлением аэронавтики была составлена спецификация на ее самолет-носитель. В декабре 1958 года компания Bendix получила контракт на разработку ракеты AAM-N-10 Eagle (конкурентом выступила компания Vought, которая предложила предварительный проект V415). Это была ракета с невиданными доселе характеристиками: она была рассчитана на дальность полета 370 километров со скоростью 4,5 Маха. Её головка самонаведения (автономная система наведения) была заимствована у зенитной ракеты Boeing Bomarc. Обнаружение целей осуществлялось с помощью радара Westinghouse AN/APQ-81, который должен был быть установлен на борту палубного перехватчика Missileer. Его антенна диаметром 1,50 метра была способна обнаруживать цель на расстоянии 220 километров. Радар AN/APQ-81 мог одновременно наводить на цели восемь ракет.

Missileer компании Douglas оказался эфемерным…

Программа FAD вызвала интерес у нескольких американских производителей авиационной техники. Большая часть представленных проектов касалась одного и того же типа самолета: с прямым крылом, двухмоторной силовой установкой и крупным радаром в передней оконечности фюзеляжа. Тем не менее были рассмотрены и оригинальные проекты. Компанией Grumman был представлен проект двухмоторного перехватчика, похожего на противолодочный самолет S-2 Tracker и проект Model 126E, который был разработан на базе A2F-1 (будущий палубный штурмовик A-6 Intruder). North American представила проект, разработанный на базе бомбардировщика AJ2 Savage и несший в фюзеляжном отсеке ракеты «воздух-воздух» Eagle. Компания Douglas предложила несколько проектов, среди которых был D790 – палубный штурмовик A-3 Skywarrior, переделанный в перехватчик. В силу своего первоначального предназначения этот самолет должен был иметь большой внутренний объем для размещения крупной радиолокационной станции и ее антенны. D790 мог нести во внутрифюзеляжном отсеке вооружения четыре ракеты Eagle и еще четыре ракеты данного типа под консолями крыла. Два двигателя General Electric J79, которыми оснащался многоцелевой истребитель F-4 Phantom II, должны были заменить первоначально установленные J57.

компания Boeing предложила несколько проектов. На данном рисунке представлен проект Type 835-12 с надфюзеляжным воздухозаборником и восемью ракетами Eagle во внутрифюзеляжном отсеке

компания Boeing предложила несколько проектов. На данном рисунке представлен проект Type 835-12 с надфюзеляжным воздухозаборником и восемью ракетами Eagle во внутрифюзеляжном отсеке

проект, представленный компанией Grumman, также предусматривал размещение ракет Eagle во внутрифюзеляжном отсеке

проект, представленный компанией Grumman, также предусматривал размещение ракет Eagle во внутрифюзеляжном отсеке

экспериментальный самолет Douglas NRA-3B (сер. номер 144825) модифицированный для испытаний радиолокационной станции для перехватчика Missileer

экспериментальный самолет Douglas NRA-3B (сер. номер 144825) модифицированный для испытаний радиолокационной станции для перехватчика Missileer

21 июля 1960 года командование ВМС США объявило, что победу в конкурсе одержала компания Douglas с проектом D766, который был разработан с нуля. Проект получил обозначение F6D Missileer, которое подчеркивало его основное назначение – ракетчик: персонал, предназначенный для работы с баллистическими ракетами в ВВС США. В командовании ВМС США пояснили:

«Система вооружения Eagle – Missileer развивает концепцию высокоэффективной ракеты большой дальности, а не самолета-носителя.»

В качестве силовой установки в компании Douglas Aircraft (Douglas) были выбраны турбореактивные двигатели Pratt & Whitney JTF10 (TF30). Данный двигатель был создан на базе гражданского JT8D двигателя, который компанией Douglas был выбран для авиалайнера DC-9. Это был авиационный мотор новой концепции – двухконтурный турбореактивный двигатель с гораздо меньшим расходом топлива по сравнению с одноконтурными двигателями того времени. С F6D компания Douglas вернулась в область создания истребителей после того, как в 1956 году было прекращено производство палубных легких истребителей F5D Skylancer.

рисунок проекта палубного перехватчика Douglas F6D Missileer. На рисунке Missileer представлен в камуфляже авиации ВМС США в начале 1960-х годов

рисунок проекта палубного перехватчика Douglas F6D Missileer. На рисунке Missileer представлен в камуфляже авиации ВМС США в начале 1960-х годов

Douglas F6D Missileer (представление художника) – дозвуковой палубный перехватчик, предназначенный для запуска до восьми ракет класса «воздух-воздух» большой дальности Eagle

Douglas F6D Missileer (представление художника) – дозвуковой палубный перехватчик, предназначенный для запуска до восьми ракет класса «воздух-воздух» большой дальности Eagle

Тем временем в командовании ВМС США программа Missileer вызывала все больше и больше скепсиса. Одновременная разработка совершенно новых двигателя, ракеты и радара предполагала множество проблем, которые неизбежно возникнут, равно как и связанные с ними отставаниями от графиков. Это привело к существенному сокращению финансирования. Кроме того, среди представителей ВМС США были обоснованные возражения, что после израсходования ракет Missileer станет легкой добычей вражеских истребителей. Программа Missileer не пережила новую администрацию, прибывшую вместе с президентом Кеннеди в 1961 году. Министр обороны Роберт Макнамара навязал ВМС США и ВВС США программу истребителей-бомбардировщиков TFX, которая привела к созданию многоцелевого самолета F-111. В 1968 году палубный истребитель F-111B был снят с производства в пользу истребителя-перехватчика Grumman F-14 Tomcat.

… также как и Étendard V компании Dassault

Концепция дозвукового тяжелого истребителя привлекла внимание командования авиации ВМС Франции, которое в то время искало замену палубным истребителям SNCASE Aquillon. Рассматривались два варианта: самолет, идентичный Douglas F6D, и истребитель меньших размеров, действующий совместно с самолетом, который обеспечивал обнаружение самолетов и ракет противника.

Паспорт программы TALP (Tactique à longue portée – Тактический самолет дальнего радиуса действия), составленный в 1961 году, требовал двухместного самолета с размещением членов экипажа

«предпочтительно бок о бок»,

оснащенного радаром, способным обнаруживать

«самолет типа Mirage IV»

на расстоянии от 100 до 150 морских миль (от 185 до 277 км) и наводить ракеты типа Eagle на расстоянии от 60 до 80 морских миль (от 111 до 148 км) от цели. На встрече представителей компании Générale aéronautique Marcel Dassault (Dassault) и авиации ВМС Франции, состоявшейся 12 января 1961 года и посвященной программе TALP, было сказано:

«Самолет должен противодействовать самолету Badger, летящему на высоте 50000 футов (15240 м), и ракете Komet, выпущенной на расстоянии 100 км от цели.» [бомбардировщик Туполев Ту-16 и крылатая ракета КС-1 Комета – примечание редакции].

Планировалось изготовить несколько самолетов:

«Мы планируем оснастить каждый авианосец флотилией из 12 самолетов. Два самолета должны постоянно находиться в воздухе в течение пяти-шести дней подряд.»

Компания Марселя Дассо предложила проект Étendard V, а конкурирующая компания Breguet – проект Br 1170 в одно- и двухмоторном вариантах. Эти два проекта соответствовали основным ограничениям: иметь массу и размеры, совместимые с подъемниками и катапультами авианосцев «Фош» и «Клемансо». В качестве силовой установки программа предусматривала использование двигателя Pratt & Whitney JTF10 (TF30), который предназначался для оснащения перехватчиков Missileer и который изготавливался во Франции компанией SNECMA по лицензии. Со своей стороны инженеры компании Matra работали над ракетой, которая была очень похожа на американскую ракету AAM-N-10 Eagle. Ракета должна была оснащаться прямоточным воздушно-реактивным двигателем, который позволял разгоняться до скорости в 4 Маха и иметь дальность полета 130 километров.

схема проекта палубного перехватчика Dassault Étendard V, который должен бы быть немного быстрее, чем Douglas F6D Missileer

схема проекта палубного перехватчика Dassault Étendard V, который должен бы быть немного быстрее, чем Douglas F6D Missileer

Предусматривался заказ на изготовление пяти прототипов, 34 серийных самолетов и 400 ракет. Однако программа TALP была слишком амбициозной финансового положения авиации ВМС Франции, даже если разрабатываемый самолет будет оснащен радаром и ракетами перехватчика Missileer, как это предусматривалось в феврале 1962 года. В июле 1963 года командование авиации французских ВМС отказалось от программы TALP в пользу палубных истребителей Vought F-8 Crusader.

В заключение следует сказать, что если проекты перехватчиков Missileer и Etendard V быстро прекратили свое существование, то ряд основных агрегатов перехватчика F6D пережили его на многие годы. Турбореактивный двигатель TF30 был использован для программы TFX (F-111), затем для оснащения палубного истребителя-перехватчика F-14. Концепция ракеты «воздух-воздух» большой дальности была продолжена в лице ракет AIM-54 Phoenix, которыми оснащались перехватчики Tomcat. Радар напрямую не использовался, но концепция системы вооружения «воздух-воздух» большой дальности была положена в основу концепции TFX, а затем F-14. Фактически Missileer ознаменовал для ВМС США переход от одного поколения палубных истребителей к другому.

сверху вниз: AAM-N-10 Eagle, AIM-54 Phoenix и AIM-9 Sidewinder. Ракеты Eagle и Phoenix были ракетами большой дальности с радиолокационным наведением. Ракета Sidewinder имела инфракрасную головку самонаведения. Все три ракеты приведены в одном масштабе

сверху вниз: AAM-N-10 Eagle, AIM-54 Phoenix и AIM-9 Sidewinder. Ракеты Eagle и Phoenix были ракетами большой дальности с радиолокационным наведением. Ракета Sidewinder имела инфракрасную головку самонаведения. Все три ракеты приведены в одном масштабе

после отказа от программы Missileer авиация ВМС США снова обратилось к сверхзвуковому истребителю-перехватчику, вооруженному ракетами «воздух-воздух» большой дальности. Результатом усилий флота стал сверхзвуковой палубный истребитель-перехватчик F-14 Tomcat, вооруженный ракетами AIM-54 Phoenix

после отказа от программы Missileer авиация ВМС США снова обратилось к сверхзвуковому истребителю-перехватчику, вооруженному ракетами «воздух-воздух» большой дальности. Результатом усилий флота стал сверхзвуковой палубный истребитель-перехватчик F-14 Tomcat, вооруженный ракетами AIM-54 Phoenix

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: Douglas F6D Missileer Dassault Étendard V
Назначение: палубный перехватчик палубный перехватчик
Статус: проект проект
Экипаж: 2 человека 2 человека
Силовая установка:
тип двигателя Pratt & Whitney TF30-P-2 Snecma TF10
мощность
• максимальный режим 2×4626 кгс 1×5100 кгс
• форсажный режим –––– 1×9000 кг
общая мощность
• максимальный режим 9252 кгс 5100 кгс
• форсажный режим (промежуточный) –––– 9000 кг
Размеры:
размах крыла 21,6 м 17,3 м
длина 16,0 м 15,5 м
площадь крыла 58,2 м² ––––
Масса:
пустого –––– 10000 кг
в снаряженном состоянии 22680 кг ––––
максимальная 27216 кг 18600 кг
максимальная посадочная –––– 13500 кг
Летные характеристики:
максимальная скорость 879 км/ч М = 1
Вооружение: до 8 ракет Bendix AAM-N-10 Eagle до 4 ракет Bendix AAM-N-10 Eagle

источник: Alexis Rocher «Douglas Missileer et Dassault Étendard V. Baleines tueuses en carton» «Le Fana de l’Aviation» 2011-09, pages 52-57

перевод впервые опубликован – https://vk.com/@710541705-kartonnye-kity-ubiicy-douglas-missileer-dassault-etendard-v

Подписаться
Уведомить о
guest

3 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account