Сильнейший военный корабль додредноутной эпохи. Эскадренный броненосец «Лорд Нельсон». Англия

16

Перед Филиппом Уоттсом,занявшим в 1902 году пост главного строителя Королевского флота ,встала задача преодолеть отставание британского броненосцестроения от других морских держав,наметившееся к концу эпохи Уайта. Британские линкоры уступали по боевой мощи новейшим соперникам. По бюджету 1904 года ,благодаря спонтанной покупке чилийских линкоров,ставших «Триумфом» и «Свифтшуром»,количество планируемых к постройке броненосцев было уменьшено до двух.

Сильнейший военный корабль додредноутной эпохи. Эскадренный броненосец "Лорд Нельсон". Англия

Это были первые линкоры ,за которые полностью отвечал Уоттс. Ему предстояло решить проблему промежуточного калибра,растущего у линкоров других стран и в количестве и в миллиметрах (англичане долго консервативно держались батареи в 12 152 мм пушек),учесть опыт боев русско-японской войны по улучшению бронирования и противоминной артиллерии.

Преимущества единого калибра ,утрата значения вспомогательной артиллерии и необходимость увеличения площади бронирования становились все более очевидными лицам ,принимающим решения в Королевском флоте. После серии «Кинг Эдуард VII» Советом неоднократно рассматривались подобные проекты, вплоть до 12 305 мм орудий(проект Дж. Нарбета,разработчика нового корабля).Однако британский флот слишком дорожил своей 234 мм пушкой,»царицей морей»,чтобы так легко расстаться с ней.

В итоге два новых эскадренных броненосца стали британскими полудредноутами,переходной ступенью к кораблям новой эпохи.Классический вариант полудредноута значительно превосходил по своей огневой мощи классические броненосцы,но не решал главную проблему-ведения боя на максимальной дистанции максимально возможным количеством стволов с возможностью корректировки огня по всплескам от взрывов. Неочевидная разница в разрывах от снарядов близких калибров в комплекте с разницей характеристик разнокалиберных орудий были платой за осторожный флотский консерватизм. Британцы еще легко отделались-всего двумя полудредноутами,французам их пришлось шесть построить.

Следующим на свет появился уже «Дредноут» ,быстроте строительства которого сильно помогли башни главного калибра,заготовленные для полудредноутов.

Два же последних английских эскадренных броненосца вступили в строй уже после него-в 1908 году. Наименования они получили-«Лорд Нельсон» и «Агамемнон».

Гора́цио Не́льсон ( Horatio Nelson; 29 сентября 1758, Бёрнем-Торп, графство Норфолк — 21 октября 1805, мыс Трафальгар, Испания) — командующий британским флотом, вице-адмирал (1 января 1801), барон Нильский (1798), виконт (1801).

Агаме́мнон ( Ἀγαμέμνων) — в древнегреческой мифологии царь Микен. Один из главных героев «Илиады» Гомера.

Британские моряки ласково называли их -«Нелли» и «Агги» или Eggs and Lemon .

Английской казне они обошлись в £ 1 651 339 за Лорд Нельсон и £ 1 652 347 за Агамемнон , орудия для каждого обошлись еще по 400 тысяч ф. ст. Это эквивалентно сейчас около £ 110 000 000 за корабль без артиллерии по курсу на 2005 год.

Броненосцы типа «Лорд Нельсон» стали дальнейшим развитием предыдущего типа, «Кинг Эдуард VII» ,на котором проблему огневой мощи решили за счет увеличения артиллерии среднего калибра до 10 234 мм орудий,при этом избавившись ,наконец, от еще одного среднего калибра в 152 мм .

Противоминная артиллерия новых броненосцев уже отставала от требований времени-не 47 мм скорострелки,конечно, но 24 76-миллиметровых скорострельных орудия -много,но маловато для новых эсминцев противника.

«Лорд Нельсоны» стали последними линкорами британского флота, несущими таран,последними с паровыми машинами,первыми без 152 мм орудий за долгое время и первыми со сплошными переборками.

Отказ от 152 мм батареи позволил значительно усилить бронирование-главный пояс по цитадели стал 305 мм,а верхний-203 мм.Площадь бронирования превысила 80%. На некоторое время «Нельсоны» стали самыми бронированными кораблями Королевского флота.Правда и самыми крупными его эскадренными броненосцами .

«Лорд Нельсон» HMS Lord Nelson «Palmers Shipbuilding»; Гринок заложен 18 мая 1905, спущен на воду 4 сентября 1906, вступил в строй октябрь 1908. продан на слом в 1920

«Агамемнон» HMS Agamemnon «Beardmore & Со»; Глазго заложен 15 мая 1905 , спущен на воду 23 июня 1906 , вступил в строй 25 июня 1908. продан на слом в 1927

Водоизмещение 16 090 т нормальное,17 820 т полное. («Агамемнон»: в грузу – 15925, в полном грузу – 17683). Длина 125,0 ,135,18 м максимальная. Ширина 24,23 м. Осадка 7,92 м.

Бронирование- (полный вес брони 4200 т, без вращающейся брони башен)

пояс: 203—305 мм (305—229 мм в средней части, 152 мм в носу, 102 мм в корме ) ,верхний пояс 203 мм
траверсы: 203 мм
палуба: 25—102 мм ( средняя 38 (в носу), нижняя 102-25 )
башни ГК: 305 мм ,барбеты 305 мм
башни СК: 178—203 мм,барбеты 76 мм
каземат: 203 мм
командирская рубка: 305 мм

траверз в корме 203, гласис 152, кубрик 76-25, колодец связи 152.

Двигатели-15 котлов типа «Бэбкок» или «Ярроу»;Две 4-цилиндровые паровые машины тройного расширения,16 750 л.с. Движитель 2 винта. Скорость хода 18 узлов проектная,18,5 узлов полная. Автономность плавания 28 суток. Дальность 9181 миль 10-узловым ходом .Экипаж 800-817 человек.

Вооружение-2×2 — 305-мм/45 Mk.X,4×2, 2×1 — 234-мм/50 Mk.XI, 24×1 — 76,2-мм/40 QF 12-pounder 18 cwt .2×1 — 47-мм салютные системы Гочкиса. 8 десантных орудий, Минно-торпедное вооружение-5 × 450-мм подводных ТА (23 запасных торпеды)

В годы войны на опорных ногах мачт установили прожекторные площадки, а прожектор, до этого стоявший под фор-марсом, опустили до уровня среза дымовой трубы. На «Лорде Нельсоне» демонтировали ходовую рубку, так что оба корабля отличались друг от друга только тем, что «Агамемнон» имел два навесных мостика, а его собрат нет.

После войны «Агамемнон», лишённый башен и многих устройств, переоборудовали в первый радиоуправляемый корабль-мишень. В этом качестве он был задействован в испытании новинок артиллерии, а также в качестве мишени для самолётов.

При проектировании от новых броненосцев затребовали возможность помещаться в имеющихся доках,что привело к своеобразным обводам броненосца-почти квадратная середина с зауженными оконечностями. Неожиданным положительным эффектом стала устойчивость к качке,сделавшая «Нельсоны» прекрасной артиллерийской платформой.Корабли получились устойчивыми,хорошо управляемыми ,к тому же легко достигшими проектной скорости. Их тактический диаметр циркуляции на 12-узловом ходу при положении руля на борт до 35° равнялся 360 м – по сравнению с 420 м у «Эдуардов» .Тщательная работа проектировщиков к тому же сэкономила более 300 тонн водоизмещения.

Из-за наличия обширной навесной палубы, препятствующей устройству традиционной поддержки мачт вантами, на «нельсонах» применили трехногие мачты, послужившие также основанием для стреловых шлюпочных кранов – с этого момента мода на подобный рангоут надолго утвердилась в Королевском флоте.

Мания Фишера к всемерному уменьшению силуэта корабля, как цели, привела в коротким дымовым трубам на «уорриорах», «минотаврах» и «нельсонах», высота которых не превосходила уровня мостика. Это крайне неудобное положение вещей было исправлено на крейсерах через год с небольшим, а вот оба линкора так и проходили с короткими трубами вплоть до 1917 г. .

По опыту русско-японской войны («Цесаревича», «Баяна» и «Паллады») ,на броненосцах установили глухие водонепроницаемые переборки с индивидуальной водоотливной, перепускной и вентиляционной системой, а также лифтами для каждого отсека. Система обеспечивала большую живучесть,но была неудобна в обслуживании корабля. С «Нептуна» от нее отказались.

Сильнейший военный корабль додредноутной эпохи. Эскадренный броненосец "Лорд Нельсон". Англия

«Нельсоны» стали последними британскими линкорами с поршневыми машинами и двухвальной установкой. Силовая установка была представлена двумя перевернутыми вертикальными паровыми двигателями тройного расширения с четырьмя цилиндрами, которые развили мощность 16,750 л.с. Результаты ходовых испытаний были следующими:«Лорд Нельсон» 17445 л.с. 18,7 уз.,«Агамемнон» 17270 л.с. 18,5 уз.«Агамемнон» стал первым британским кораблём, на котором применили систему принудительной смазки главных механизмов.Оба корабля имели по 15 водотрубных котлов — Babcock & Wilcox у «Лорда Нельсона» и Ярроу у » Агамемнона». Впервые на британских линкорах на них появились танки для нефти. Она предназначалась для опрыскивания угля перед сжиганием.

Броневая защита «Лордов Нельсонов» была усилена радикально. Хотя суммарный вес брони у него превосходил «Кинга Эдуарда VII» всего на 25 т, требуемое усиление защиты на необходимых участках было достигнуто – в основном за счёт тщательной экономии пространства при расположении артиллерии. Диаметр барбета был уменьшен по сравнению с «Кингом Эдуардом VII» на 1,5 м и составил 8,84 м, вследствие чего полный вес барбетной брони равнялся 800 т против 825 на предшественнике и 1210 – на «Маджестике». Длина цитадели также была сокращена на 10,6 м и составила 57,9 м. Верхнее бронирование борта в 203 мм, прикрывавшее основания 9,2″ башен, затем простиралось внутрь корпуса к 12″ башням, охватывая и их. Толщина пояса увеличилась в средней части на 76 мм, в кормовой на 25 мм, а сам пояс простирался глубже вниз. Толщина броневой палубы на скосах была больше на 25 мм.

В полном грузу 305 мм пояс по ватерлинии полностью уходил под воду. Поддержание плавучести в данном случае целиком зависело от верхнего пояса 203-мм брони, но, как заметил Уильям Бирдмор при спуске корабля на воду, это бронирование было эквивалентным 305-мм броне четырёхлетней давности, так что защита была намного лучше, чем показывали цифры на бумаге.

Главный калибр броненосцев «Лорд Нельсон» составляли четыре 305-миллиметровых 45-калиберных орудия Mk-X. Орудие было разработано в 1905 году фирмой «Виккерс». Эти новые орудия были одними из лучших на тот момент образцов морской тяжелой артиллерии. Орудиями типа Mark X вооружались броненосцы типа «Лорд Нельсон», линкоры типов «Дредноут» и «Беллорофон», а также линейные крейсера типов «Инвинсибл» и «Индефатигейбл». Установленные попарно в носовой и кормовой орудийных башнях, орудия запускали 386-килограммовый бронебойный снаряд с начальной скоростью до 830 метров в секунду. На дистанции в 10000 метров снаряд пробивал до 270 миллиметров брони. Эффективная дальнобойность, из-за ограничения угла возвышения 13,6 градусами, составляла около 15000 метров, что считалось уже не вполне достаточным. Перед Первой мировой предельный угол возвышения был увеличен до 16 °, и приняты более тяжёлые снаряды,что добавило еще 1500 метров.

Ввод в строй обоих кораблей задержался почти на год из-за того, что их готовые 12-дюймовые башни отдали строящемуся «Dreadnought».

Основу артиллерийской мощи «Лордов Нельсонов» составляла, однако, их чрезвычайно мощная батарея «промежуточных» 234-миллиметровых орудий. Промежуточная батарея «Лордов Нельсонов» состояла из десяти 234-мм орудий в четырёх двухорудийных и двух одноорудийных башнях побортно в средней части корабля . Крайние башни были двухорудийными, средние — одноорудийными . Разработанные как ответ на увеличение дистанций морского боя (сделавшее неэффективными 152-мм скорострельные орудия), эти новые пушки имели длину ствола в 50 калибров, и запускали 172-кг снаряд с начальной скоростью до 881 м/с. На дистанции в 3000 метров такой снаряд пробивал 178-мм плиту из крупповской брони. Эффективная дальнобойность составляла до 15000 метров. При теоретической сокрострельности до 5 выстрелов в минуту (практически в бою скорострельность составляла не более 2 выстрелов в минуту), линкор мог навести по 5 орудий промежуточного калибра на каждый борт и по 4 как погонные или ретирадные. Однако, так как центральная (одноорудийная) башня на каждом борту находилась на одном уровне с крайними (двухорудийными), её сектор обстрела был сильно ограничен. Размещение 234 мм скорострельных орудий на верхней палубе давало им возможность вести огонь практически в любую погоду.

Сильнейший военный корабль додредноутной эпохи. Эскадренный броненосец "Лорд Нельсон". Англия

Плотное размещение восьми башен на верхней палубе заставило принять самые тщательные меры к тому, чтобы снизить до минимума воздействие дульных газов орудий соседних установок друг на друга, позволить им не мешать друг другу, дав возможность в то же самое время действовать в наиболее широких секторах обстрела. Поскольку простейшие ограничители оказались непрактичны, была введена система башенных сигналов тревоги, срабатывавших от контактов на вращающихся барабанах и устройствах подачи – она включала громкий гудок в башне, которая могла нанести повреждение соседней и перекрывала её директрису. После отворота с опасного угла гудок отключался. Подобное устройство оказалось на редкость удачным и воспроизводилось с этих пор на всех последующих кораблях.

Из-за сходства разрывов 305 и 234 мм снарядов,делающего невозможным эффективную корректировку огня,результативное управление огнем на дальних дистанциях могло быть достигнуто лишь чередованием залпов главного и промежуточного, что автоматически аннулировало главное преимущество 234-мм орудий, их высокую скорострельность.

Неудачным был выбор противоминной артиллерии. Ее калибр (76 мм) стал к тому времени недостаточным, а для установки 24-х 3-дюймовок пришлось построить еще одну, навесную палубу (мостик). Никакой защиты эти орудия не имели. В результате средняя часть броненосцев представляла собой весьма уязвимую цель для фугасных снарядов.
Во время войны, когда возникла сильная потребность в 76-мм орудиях для оснащения новых кораблей, их количество уменьшили до 18.

Ограничение длины корабля размером доков помимо уменьшения батареи 234 мм орудий с 12 до 10 ,привело к невозможности размещения артпогребов 234 мм снарядов в глубине корпуса,их разместили между бортовых угольных ям,что было опасно при торпедной атаке или неудачном попадании снаряда. 7 марта 1915 г.в Дарданеллах «Лорд Нельсон» действительно получил попадание ниже ватерлинии, но обошлось затоплением двух угольных ям.

В январе 1909 г. «Лорд Нельсон» получил полный штат команды, в апреле включён в состав 1-й дивизии Флота Метрополии. «Агамемнон» вступил в строй 25 июня 1908 г. и включён в состав Норской дивизии Флота Метрополии, с мая 1911 г. во 2-й дивизии,получил значительные повреждения днища и шпангоутов, наткнувшись на необозначенную на карте скалу при заходе в Ферроль 11 февраля 1911 г. Оба броненосца в предвоенное время несли службу в метрополии,приняли участие в грандиозном смотре Гранд Флита в Спитхеде в июле 1914 года.

В начале войны они охраняли переброску британских войск во Францию.

В начале 1915 года,при подготовке Дарданелльской операции,в Средиземноморье отправился «Агамемнон» ,а после аварии флагмана —«Куин Элизабет»,к нему присоединился и «Лорд Нельсон» .С 19 февраля «Агамемнон» приступил к обстрелам турецких фортов.

4 марта они уже вдвоем поддерживали высадку десанта и участвовали в бомбардировке 6 марта.Мощная артиллерия и крепкая броня оказались в Дарданеллах очень кстати.7 марта «Агамемнон» получил восемь прилетов тяжелых снарядов ,а «Лорд Нельсон» семь, но потери у экипажей были минимальны .

18 марта,в черный день союзного флота ,когда британцы прикрывали 4 французских броненосца, бомбардировавших турецкие форты с ближнего расстояния,при отходе на минах затонули французский и два английских линкора,еще один линкор был поврежден. «Агамемнон» и «Лорд Нельсон» выжили,хотя «Агамемнону» досталось 12 попаданий шестидюймовых снарядов.

Спасенные моряки с французского броненосца "Буве" на борту "Агаменона"

Спасенные моряки с французского броненосца «Буве» на борту «Агаменона»

Выжившие моряки с английского броненосца "Иррезистибл" так же на "Агаменоне"

Выжившие моряки с английского броненосца «Иррезистибл» так же на «Агаменоне»

Оба корабля поддерживали высадку в Галлиполи 25 апреля,причем «Лорд Нельсон» был в первой эскадре, поддерживал высадку на полуостров. «Агамемнон» в составе пятой эскадры прикрывал миноносцы и тральщики.

Особенно в Дарданелльской операции отличился «Агамемнон» , не пропустивший ни одной бомбардировки и получивший в ответ попадания свыше 50 вражеских снарядов, включая каменный (!) 14-дюймовый. А 5 мая 1916 г. его зенитки сбили германский дирижабль LZ-85 у Салоник .

После эвакуации Галлиполи, оба корабля остались в Средиземном море, защищая Средиземноморье от возможного прорыва турецкого крейсера «Явуз Султан Селим»(«Гебен») и поддерживая силы союзников в Салониках. В январе 1917 года все другие британские линкоры были возвращены домой , для использования экипажей на новых эсминцах и крейсерах.

В ноябре 1915 г. на борту линкора «Лорд Нельсон» у Мудроса размещалась штаб-квартира лорда Китченера. На борту же «Агамемнона» состоялось подписание перемирия с Турцией. В январе 1919 г. «Лорд Нельсон» находился в Константинополе,был флагманским кораблем соединения в Восточном Средиземноморье (в Эгейском море) и в Чёрном море до апреля 1919 г. Вернулся «Лорд Нельсон» домой в мае 1919 г., «Агамемнон» в феврале 1919 г .

С окончанием войны, в 1919 году оба броненосца были выведены в резерв. «Лорд Нельсон», как и другие устаревшие броненосцы, был в 1920 году снят с вооружения ,списан в 1921 г. и продан на слом. «Агамемнон» же был переоборудован в радиоуправляемый корабль-мишень и в этом качестве использовался до 1926 года, последним из британских броненосцев отправившись на слом в 1927 году

«Агамемнон». Внешний вид корабля по состоянию на 1923 г.


«Агамемнон». Внешний вид корабля по состоянию на 1923 г.

Дебют Уоттса в самостоятельной разработке линкоров можно признать вполне удачным. Ведь параллельно он уже обдумывал «Дредноут».В кораблях нашло применение достаточно много новаций,на которые не хватило смелости у забронзовевшего Уайта. Свежая кровь помогла Королевскому флоту сохранить лидерство.

Преддредноуты были временным компромиссом между растущей дистанцией боя и опасением проиграть в скорострельности крупнокалиберных орудий главного калибра многочисленным и скорострельным орудиям среднего калибра.

Наступательная мощь новых линкоров по сравнению с предшественниками увеличилась и вследствие более совершенных длинноствольных(50 калибров) моделей орудий .

В общем, получился хорошо защищенный и вооруженный линкор. Главный недостаток заключался в трудности управления огнем орудий близких калибров (305 и 234 мм).

По дизайну «Нельсоны» современникам напоминали больше французских одноклассников,чем своих британских предшественников.»Невзрачные,но пугающие».

Источник — https://dzen.ru/a/XjVTdbNo4QZa5nbu

Подписаться
Уведомить о
guest

4 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account