Лёгкие украинские бронеавтомобили КрАЗ. Часть 1. КрАЗ Кугуар

5

В этой статье речь пойдет о других производителях украинских бронеавтомобилей 4х4, в первую очередь — о ЧАО «КраАЗ». Именно это предприятие первым откликнулось на нужды украинских военных. Особенности ведения боевых действий на этом театре, а в частности: отсутствие четкой линии фронта, действия в тылу ВСУ большого количества разведывательно-диверсионных групп с легким стрелковым и гранатометным вооружением, организация засад и минирование, а также низкий уровень боевой подготовки привели к росту потерь техники и личного состава ВСУ. Серийной украинской техники для разведдозоров, патрулирования, сопровождения колонн, доставки боекомплекта, ГСМ, продовольствия или сменных караулов на передовую в 2014-м не существовало — ее функцию выполняли БТРы и БРДМ. Доходило до того, что бойцы ВСУ своими силами стали создавать импровизированные бронированные «гантраки» которые на нашем сайте находятся в разделе — шушпанцеры в войне на Украине:

Работы над созданием бронированных машин на Кременчугском Автозаводе начинались еще в советское время. Так в 1988 году проходил испытание автомобиль КрАЗ-63616 с колесной формулой 8х8. Правда, это был всего лишь макетный образец: на кабину навесили имитацию брони, чтобы определить, как поведет себя машина после увеличения массы, и разработали систему крепления полноценной брони. Напомним, что в то время СССР вел войну в Афганистане, где постоянные нападения иррегулярных формирований на наши автомобильные конвои приводили к неоправданным потерям личного состава и техники. Довести эти разработки до логического завершения не устели: Советские войска были выведены из Афганистана, а вскоре перестал существовать и сам Советский Союз.

Но уже в 1990-е под «горячих точках» стали появляться так называемые «шушпанцеры» — импровизированные броневики на основе «Уралов», КрАЗов и даже КамАЗов созданные в кустарных условиях. Выбор шасси КрАЗа был неслучаен — машины этой марки действительно обладали высокой проходимостью, хорошей живучестью, грузоподъёмностью и надёжностью.

В 2012 году индийская компания Shri Lakshmi Defense Solution создала первый «промышленный» броневик на шасси автомобиля КрАЗ-5233ВЕ (4х4) Боевая машина с правым рулевым управлением получила название КрАЗ-01-1-11/SLDSL.

А в 2014 году началась война на Донбассе. В срочном порядке встал вопрос обеспечения украинской армии легкой бронетехникой.

В начале это пытались решить за счет поставок импортных бронеавтомобилей из-за рубежа. ЧАО «КрАЗ» совместно с компанией Streit Group (ОАЭ) предложило для ВСУ броневики Cougar («Кугуар) на шасси японского внедорожника Тoyota Land Сruiser 79 и Spartan («Спартанец) на шасси американского легкого грузовика Ford 550.

Однако техника зарубежных производителей, тем более именитых, оказалась неподъёмной для бюджета украинского оборонного ведомства. Разработка собственной легкой бронетехники, а также налаживание е серийною производства на Украине проходило не так быстро, как хотелось.

Бронеавтомобиль КрАЗ Cougar

Назвать данный бронеавтомобиль украинским можно с большой натяжкой. Машина с колесной формулой 4х4 разработана эмиратской компанией Streit Group на шасси японского внедорожника Тoyota Land Сruiser 79.

Первый демонстрационный образец был представлен на оружейной выставке International Armored Vehicles в феврале 2013 года. А в июне следующего года на выставке Eurosatory-2014 директор компании Streit Group сообщил что в ближайшее время компания планирует провести на Украине презентацию своих бронемашин и рассчитывает на организацию совместного производства на базе Кременчугского автозавода «Авто-КрАЗ».

Кроме того, планировалось поставлять на Украину рем.комплекты для уже выпущенных машин.

Производство бронемашин «Кугуар» на Украине началось в том же 2014 году, но степень локализации была невысокой. Как сообщил генеральный директор «АвтоКрАЗ» Роман Черняк, в КрАЗ Cougar доля украинской составляющей не превышает 10-15%.

Всё остальные комплектующие импортные, из них 50% — японские детали, некоторые детали изготовлены в ОАЭ, а броня поставлялась из Швеции, Стоимость одного КрАЗ Cougar для ВСУ в начале 2015 года составляла 215 тыс. долл. США, что позволяло считать этот броневик самым дешевым в своем классе.

Показ бронеавтомобиля КрАЗ Cougar на выставке вооружений в Киеве

Показ бронеавтомобиля КрАЗ Cougar на выставке вооружений в Киеве

Естественно, поступившие на вооружение Кугуары были отправлены в зону вооруженного конфликта на Донбассе. Как потом сообщалось, в целом опыт использования данных бронемашин сочли положительным, но выяснился и ряд недостатков.

Броневик имеет классическую компоновку с передним расположением двигателя, отделением управления в средней части машины, в кормовой части расположено десантное отделение. Экипаж состоит и двух человек. Предусмотрена возможность перевозки шести пехотинцев в десантном отделении.

Кугуар с конической башней без вооружения

Кугуар с конической башней без вооружения

Корпус бронемашины однообъёмный, трёхдверный, сварной, изготовлен из листов броневой стали, расположенных под различными углами бронированный корпус обеспечивает уровень защиты BR6 по европейскому стандарту защиты СЕN.

При таком уровне обеспечивается круговая защита от обычных, не бронебойных пуль калибра 7,62 с расстояния 10 м. Бронирование моторного отсека (в частности защита радиатор и капота) на уровень слабее бронирования боевого отделения.

Днище корпуса также бронировано и имеет V-образную форму для повышения противоминной стойкости и обеспечивает защиту экипажа от взрыва под машиной двух ручных гранат ОМ51 производства ФРГ (суммарная мощность двух DM51 составляет 120 грамм в тротиловом эквиваленте).

Бронеавтомобиль с автоматическим гранатомётом АГС-17

Бронеавтомобиль с автоматическим гранатомётом АГС-17

На крыше корпуса может быть оборудован вращающийся погон: на турельной установке допускается установка или 7,62-мм пулемета ПКС, или 12,7-мм пулемета НСВ-12,7 «Утес», или 30-мм автоматического гранатомета АГС-17 (либо их клонов украинского производства).

Другой вариант вооружения КрАЗ Кугуар — дистанционно управляемый боевой модуль БПУ-12,7 с 12,7-мм пулеметом НСВТ-12,7 «Утес» с лазерным дальномером (боекомплект — 150 патронов), установленный на крыше корпуса.

Первые КрАЗ Cougar, прибывшие в зону вооруженного конфликта на Донбасс, были вооружены 7,62-мм пулеметом ПКС, расположенным на крыше корпуса, при этом на люке для пулеметчика по периметру установили броневые пластины с встроенными в них пуленепробиваемыми стеклами.

В бортах в районе десантного отделения оборудованы закрывающиеся броневыми крышками амбразуры для ведения огня из табельного стрелкового оружия (по три с каждого борта). В корме корпуса выполнена одностворчатая распашная дверь для посадки и высадки десанта. В створке двери также оборудована амбразура для ведения стрельбы из стрелкового оружия, закрывающаяся броневой крышкой. Немного ниже и правее сплошного лобового пулестойкого стекла имеется амбразура для ведения огня из стрелкового оружия вперед по ходу движения машины.

КрАЗ Cougar может оснащаться дизельным шестицилиндровым двигателем Тоуotа 4,5i мощностью 218 л. с. или турбодизелем Тоуotа 4,0 ТD, развивающим максимальную мощность 240 л. с. Двигатель соединен с автоматической или механической коробкой передач. Подвеска бронемашины рессорная, с гидравлическими амортизаторами.

Кугуар с 12,7 мм пулемётом ДШКМ украинской погранслужбы

Кугуар с 12,7 мм пулемётом ДШКМ украинской погранслужбы

На колесах устанавливаются шины с пулестойкими вставками Hutchinson runflat system, которые позволяют продолжать движение после прострела или повреждения шины при нулевом давлении еще 50 км со скоростью 40-50 км/ч. Машина оборудована двумя топливными баками емкостью по 90 л.

По требованию заказчика, на бронеавтомобиль дополнительно могут быть смонтированы следующие элементы: радиостанция, система видеонаблюдения, лебедка для самовытаскивания застрявшей бронемашины и других машин аналогичной или меньшей массы, запасное колесо на двери десантного отделения в корме корпуса и устройство для отстрела дымовых гранат.

КрАЗ Кугуар после боя. Хорошо видны следы от попаданий пуль

КрАЗ Кугуар после боя. Хорошо видны следы от попаданий пуль

На базе Кугуара создана бронированная медицинская машина. Впервые ее представили в феврале 2015 г., после чего передали на снабжение пограничной службы Украины. Сколько таких машин собрали, пока не сообщалось. Возможно, она так и осталась в единственном экземпляре.

В феврале 2015 г. появился так называемый «демилитаризованный» вариант по заказу специальной мониторинговой миссии ОБСЕ. На десяти бронеавтомобилях сняли башни с пулеметной турелью, а люк на крыше заварили броневым листом. По заказу ОБСЕ, в корпусе машины установили кронштейны для крепления огнетушителей, рундуки для хранения ЗИП и медоборудования.

В июне 2016 г. на выставке вооружения Еurosatoгу-2016 в Париже компания Streit Group представила демонстрационный образец новой модели — Соugar-LАМV. Главным его отличием от прежних вариантов стал увеличенный клиренс.

По данным на 2021 г., на Украину из ОАЭ в общей сложности поставили 77 машин Кугуар. Из них не менее 20 ед. находились на снабжении Национальной гвардии Украины, не менее 47 — Государственной пограничной службы; десять бронивиков министерство обороны Украины передало во временное пользование специальной мониторинговой миссии ОБСЕ на территории Украины.

КрАЗ Кугуар где-то в зоне боевых действий, в качестве вооружения на машине используется стандартный ПКМ

КрАЗ Кугуар где-то в зоне боевых действий, в качестве вооружения на машине используется стандартный ПКМ

Автор – Сергей Суворов.

Источник – Журнал «Техника и вооружение» №1 2023 года.

Более ранняя статья по теме:

Бронемашины современной Украины

Подписаться
Уведомить о
guest

3 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account