Юрий Пашолок. Истребитель ДОТ-ов, ставший «Зверобоем»

11

История самоходной артиллерийской установки СУ-152, принятой на вооружение Красной Армии 14 февраля 1943 года

Содержание:

Война, особенно большая, диктует свои правила, часто расходящиеся с мнением самих военных. В полной мере это касается и подхода к самоходной артиллерии. В одних странах на нее вообще махнули рукой, в других работы зашли в тупик. Касалось это и программы разработки советских тяжелых САУ. Первоначально они создавались как средство механизации орудий большой мощности, таковой оказалась самоходная артиллерийская установка СУ-14. Советско-финляндская война показала, что необходимы другие тяжелые САУ — «истребители ДОТ-ов». Новым идеалом советской тяжелой САУ стала боевая машина с противоснарядным бронированием и вооружением в виде 152-мм пушки БР-2. С 1940 по 1942 годы именно это направление стало приоритетным при создании советских тяжелых САУ.

СУ-152 из состава 1539-го САП, весна 1944 года

СУ-152 из состава 1539-го САП, весна 1944 года

14 февраля 1943 года на вооружение Красной Армии была принята тяжелая самоходная артиллерийская установка КВ-14 (СУ-14). В начале апреля того же года ее переименовали в СУ-152, также появился индекс Объект 236. Первоначально САУ, разработанную СКБ-2 ЧКЗ, создавали по теме тяжелого истребителя ДОТ-ов. Между тем, в ходе боевого дебюта, который состоялся летом 1943 на Курской Дуге, СУ-152 использовалась преимущественно как истребитель танков. Именно тогда она и получила прозвище «Зверобой», в честь именной СУ-152 из 1529-го ТСАП. Первая серийная советская тяжелая САУ оказалась вполне удачной разработкой, она активно применялась до самого конца Великой Отечественной войны.

Тяжелая САУ, более приоритетная, чем тяжелый танк

Тому, как создавался КВ-14, посвящен отдельный материал. Вместе с тем, стоить сказать пару слов о том, насколько отличалась история создания КВ-14 и других советских САУ разработки конца 1942 года. Уже осенью 1942 года стало очевидно, что не стоит организовывать производство САУ там, где нет производства шасси. Опыт СГ-122, как и создания САУ СГ-2, показывал именно это. Даже если шасси было отечественным, отправка его с другого завода (а тем более если разговор идет о ремонтном шасси) являлось неправильной идеей. Также имелся негативный опыт разработки САУ артиллерийскими КБ с отрывом от производственников. Наиболее характерным примером стала разработка ЗИК-20, которая осенью 1942 года метила на то самое место, которое позже заняла КВ-14. Разработка КБ завода №8 получилась неудачной с точки зрения концепции рубки, кроме того, имелось превышение по массе. Поэтому идея поручить разработку САУ группе конструкторов СКБ-2 ЧКЗ в главе с Л.С. Трояновым была единственно верной.

Судьба КВ-14 была решена еще 9 февраля 1943 года. 14 числа Сталин принял окончательное решение, с заметным увеличением объема выпуска САУ

Судьба КВ-14 была решена еще 9 февраля 1943 года. 14 числа Сталин принял окончательное решение, с заметным увеличением объема выпуска САУ

Не менее важным моментом стало то, что на сей раз сроки запуска САУ в серию были сжатыми, но всё же реалистичными. Повторения истории, когда САУ принималась на вооружение еще до начала полигонных испытаний, не произошло. Это позволило провести полноценные испытания на Чебаркульском полигоне. В их ходе появился ряд предложений, в частности, предполагалось расширить кормовую часть рубки и поставить клиновой затвор орудию МЛ-20с. Впрочем, большинство пунктов реализовывать не стали. Даже в текущем виде КВ-14 была более удачной, чем те самые опытные образцы легких и средних САУ, которые приняли на вооружение до начала испытаний.

Самые первые КВ-14 были очень похожи на опытный образец машины

Самые первые КВ-14 были очень похожи на опытный образец машины

К моменту, когда КВ-14 приняли на вооружение Красной Армии, в Челябинске сложилась неблагоприятная для тяжелых танков ситуация. Поскольку главной задачей, которую поставил перед НКТП Сталин, было обеспечение максимальных объемов выпуска Т-34, главным танком на ЧКЗ был именно он. Выпуск корпусов и башен для КВ-1с на УЗТМ прекратился, задействован оказался только корпусной завод №200. Это привело к закономерным результатам. Выпуск КВ-1с неуклонно падал, а появление КВ-14, созданной на той же базе, только усугубило ситуацию. Согласно постановлению ГКО №2883сс «О производстве артиллерийских самоходных установок СУ-14, танков КВ-1с и бронекорпусов к ним в феврале и марте 1943 года», выпуск КВ-1с снижался еще больше. В феврале их ожидалось сдать 75 штук, а в марте 50. Что же касается КВ-14, то за февраль сдавалось 30 штук, а в марте 75. Таким образом, на самом верху подчеркнули, что тяжелые штурмовые САУ были важнее.

Такой внешний вид, более-менее аккуратный, продержался недолго

Такой внешний вид, более-менее аккуратный, продержался недолго

В этом смысле объемы заказа КВ-14 существенно отличались от предшествующих ей «истребителей ДОТ-ов». Если САУ «212» собирались выпускать крайне скромными партиями (заказ на 1941 год составлял всего 12 САУ), то новая машина предполагалась массовой. Ежемесячно ожидалось выпускать по 75 машин данного типа, с возможными перспективами роста заказа. При этом по поводу КВ-1с мысли были немного иными. Как раз в феврале 1943 года форсировали разработку КВ-13 (ИС-1), предполагалось, что вскоре этот танк заменит КВ-1с. Далее выяснилось, что у КВ-13 имеются недостатки, также потребовалась установка более мощного орудия Д-5Т. Это продлило жизнь «скоростному» КВ, но объемы выпуска явно говорили об отношении к КВ-1с наверху.

СУ-152 выпуска весны 1943 года. Внимание на кромки бортовых листов рубки

СУ-152 выпуска весны 1943 года. Внимание на кромки бортовых листов рубки

Наличие готовой базы КВ-1с, конечно, облегчило освоение производства КВ-14, но проблем хватало с головой. Во-первых, корпуса выпускал всего один завод (завод №200), поначалу это стало главным препятствием. Во-вторых, одновременно ЧКЗ выпускал сразу два танка, совершенно разных по конструкции. Появление третьего образца на производственных линиях совсем не облегчило задачу. Между тем, наверху продолжали гнать план, что привело к ожидаемым результатам. Например, документация на КВ-14, даже по планам, утверждалась к 20 марта 1943 года, то есть спустя месяц после принятия на вооружение. И даже эти сроки СКБ-2 ЧКЗ оказались завалены. Предоставили ее только к 17 апреля, после неоднократных жалоб наверх, включая письма Молотову. В таких условиях не стоит удивляться, что на требования по существенному улучшению конструкции САУ (расширение задних бортов, перенос топливного бака итд) заводское КБ ответило дружным молчанием.

Такие допуски были вполне рядовым явлением в тот период

Такие допуски были вполне рядовым явлением в тот период

Даже при такой ситуации план выполнить не удалось. За февраль 1943 года ЧКЗ сдал всего 15 САУ, с переносом сдачи остатка из 15 штук на март. Проблема оказалась не только в корпусах. Рамки орудийных установок нередко имели дефекты по размерам, что вынуждало их дополнительно подгонять под бронировку. Отмечала военная приёмка и перебои с поставками орудийного ЗИП-а. Орудия МЛ-20с, а также рамки под систему и ЗИП поставлял завод №172. Имелись проблемы и с прицелами. Согласно плану, первые 20 прицелов ожидались к 20 февраля 1943 года, еще 105 штук к 5 марта. Вместо прицела Т-10 поначалу шли прицелы Т-9 (от КВ-2), чья прицельная сетка требовала замены. Чтобы не путать прицел Т-10 с танковым прицелом 10-Т, его переименовали в СТ-10.

Машина выпуска апреля 1943 года

Машина выпуска апреля 1943 года

Мартовскую программу по КВ-14 завод сдавал с большим трудом. Случилось это, в том числе, по причине проблем с траками. Впрочем, главной причиной оставалась необходимость наверстывания плана предыдущего месяца. По состоянию на 28 марта, было принято всего 23 КВ-14, оставшиеся 67 досдали в последующие 3 дня. Горящий план привел к первым изменениям во внешнем облике САУ. Завод №200, выпускавший корпуса и рубки, был вынужден гнать план. В результате кромки листов перестали зачищать, либо делали это очень грубо. Очень хорошо это заметно по САУ, сохранившейся в польском Джонуве. У данной машины кромки листов торчат выше уровня крыши. Чтобы не закрыть обзор перископам, кромки локально зачищали, да и то, скорее всего, не без вмешательства военной приёмки. Также более грубой стала нижняя створка заднего рубочного люка. Поскольку листы нарезали как получится, рубки получили некоторое разнообразие внешнего вида. Еще одним пунктом разнообразия стали балансиры. Ставились как облегченные балансиры с измененными крышками, так и конструкция с более привычными литыми крышками.

Качество изготовления САУ весеннего выпуска было невысоким. Это повлияло и на сроки боевого дебюта

Качество изготовления САУ весеннего выпуска было невысоким. Это повлияло и на сроки боевого дебюта

Хватало, впрочем, и вполне «заводских» изменений. С марта 1943 года боковые поручни стали делать раздельными, что упрощало их изготовление. По центру смотровой щели лючка механика-водителя появился приварной «целик». Жестяная крышка, прикрывавшая сверху бронировку орудийной системы, стала более угловатой. На правом заднем борту рубки появилось крепление кирки. Еще одним элементом, который внес разнообразие во внешний вид КВ-14, стала подвижная бронировка. Часто на ней приваривали полосы металла, выполнявшие роль противовеса. Поскольку масса бронировок могла варьироваться, наличие и габариты противовеса были индивидуальными. Приваривали их во время приёмки. На этом изменения в конструкции САУ исчерпывались. Вплоть до середины лета 1943 года ЧКЗ было совсем не до каких-то мелких изменений. 90 машин, принятых в марте 1943 года, дались с большим трудом. Их пришлось дорабатывать, неслучайно первые отправки САУ, которую 3 апреля 1943 года переименовали в СУ-152, состоялись только в апреле, причем уехало в войска 87 машин из имевшихся.

Высота кромок бортов рубки могла "гулять"

Высота кромок бортов рубки могла «гулять»

Весна 1943 года стала в принципе не самым удачным временем для советских САУ, если говорить о производстве. На всех трех заводах, где шел выпуск самоходок, то и дело происходил срыв плана. На ЧКЗ апрель 1943 года прошел, относительно других заводов, не так драматично. С трудом, но план в 75 машин завод сдал. А вот в мае случился ряд проблем. Главной из них стал завод №200, который завалил корпусное производство. На 25 мая сдали всего 28 корпусов, что прямо повлияло на объемы выпуска. Вместо 85 САУ их сдали всего 25 штук. Имелись серьезные проблемы с заделом по коробкам передач и другим агрегатам, также продолжали скапливаться САУ, требовавших устранения неисправностей, выявленных после учений. В июне главной проблемой стали моторы. По плану, завод всю первую половину июня собирался выпускать только СУ-152. По факту же проблемы с моторами превратили выпуск САУ в драму. Тем не менее, за июнь удалось сдать 84 СУ-152, при плане 75 штук. Также отремонтировали 15 СУ-152, выпущенных ранее.

Определенные проблемы были и с орудийными установками

Определенные проблемы были и с орудийными установками

Срыв майского плана было решено компенсировать за счет увеличения плана на последующий месяц. Задним чистом план на июнь поправили, доведя его до 85 машин (причем в отчете ЧКЗ за 1943 год значится уже не 84, а 85 САУ), а за июль сдавалось 80 штук. Надо сказать, что на заводе ситуация постепенно стабилизировалась, по крайней мере, за июль план выполнили. Другой вопрос, какой ценой. В июне сдали всего 30 КВ-1с, а за июль — 52 танка. В июле 1943 года, одновременно с КВ-1с, ввели новые кожухи выхлопных патрубков. Не менее важный момент, что в июле завод отправил в войска 141 СУ-152, это рекорд (за май в войска ушло всего 49 штук, а за июнь — 60). С августа 1943 года ежемесячно сдавалось по 84 САУ, этот план заводом, не без проблем, но выполнялся. При этом ситуация, когда по приоритетам САУ стояла выше танка, сохранялась даже после запуска в серию КВ-85. СУ-152 производилось больше, чем КВ-85.

С июля 1943 года изменились кожухи выхлопных патрубков и задний поручень на рубке

С июля 1943 года изменились кожухи выхлопных патрубков и задний поручень на рубке

В ходе производства СУ-152 из ГБТУ КА неоднократно шли требования о доработке отдельных узлов САУ и ее артиллерийской установки. В некоторых случаях переделки даже доходили до стадии опытных образцов, но не более того. Единственный случай, когда более-менее существенное изменение внедрили в серию, связано с именем Сталина. 8 сентября в Кремле показывали новые образцы военной техники, пригнали туда и СУ-152. Сталин, неожиданно для всех, спокойно забрался на САУ и стал задавать вопросы экипажу. Интересовала его вентиляция боевого отделения. Судя по всему, председатель ГКО был уже в курсе проблем с вентиляцией. В результате к концу сентября 1943 года на крыше СУ-152 появилось два вытяжных вентилятора МВ-12 с бронированными колпаками. Ставили их по месту, поэтому размещение могло варьироваться.

СУ-152 выпуска с конца сентября 1943 года выглядели подобным образом. На крыше рубки появились вытяжные вентиляторы

СУ-152 выпуска с конца сентября 1943 года выглядели подобным образом. На крыше рубки появились вытяжные вентиляторы

4 сентября 1943 года на вооружение Красной Армии был принят тяжелый танк ИС-85 (ИС-1). Это означало, что КВ-85 и СУ-152 вскоре должны уйти. Последние КВ-85 сдали в октябре 1943 года, за сентябрь-октябрь ЧКЗ сдал по 84 СУ-152. Еще 42 САУ сдали в ноябре, итого 664 штук. На самом деле их оказалось чуть больше. 2 САУ сдали, задним числом, за декабрь, еще 4 за январь, итого 670 штук. Уже к началу декабря 1943 года начался выпуск ИСУ-152, в которой реализовали часть тех замечаний, которые относились к ее предшественнице.

Открывашка для немецкого зверинца

Причины, по которым выпуск КВ-14 вскоре перекрыл объемы производства КВ-1с, объяснялись очень просто. В тот же день, когда САУ была принята на вооружение Красной Армии, Сталин подписал постановление ГКО №2889с «О сформировании тяжелых самоходных артиллерийских полков РГК». Согласно ему, в период с 28 февраля по 15 мая 1943 года формировалось 16 самоходных артиллерийских полков. Тогда же и утвердили первый штат тяжелого самоходного артиллерийского полка РГК — №08/218. Он подразумевал 6 батарей по 2 САУ в каждой. Для этого в период с февраля по середину марта требовалось сдать 192 САУ. Отсюда и темп по 75 САУ в месяц, заданный с марта 1943 года. По планам, уже к 1 мая сдавалось 180 САУ, плюс время на отгрузку, те самые 192 САУ уже к середине мая уже имелись бы.

В день принятия СУ-152 на вооружение был решен вопрос, куда именно они пойдут

В день принятия СУ-152 на вооружение был решен вопрос, куда именно они пойдут

Существует такая поговорка: хочешь посмешить Бога — расскажи ему о своих планах. На бумаге-то 180 САУ к 1 мая всё-таки сдали, но уже в апреле было понятно, что реализация постановления ГКО №2889с идет не по плану. Отправки КВ-14 в войска (причем речь идет об учебных, а не фронтовых частях) начались в апреле 1943 года. Помимо того, что в начале апреля КВ-14 переименовали в СУ-152, произошло и изменение с точки зрения структуры. В апреле ввели измененный штат №010/454, добавив командирский танк КВ-1с и бронемашину-разведчик БА-64. По факту формировать ТСАП-ы начали именно с такого штата, причем случилось это к маю 1943 года. Первым стал 1529-й САП, формировали их в учебном центре, расположенном поближе к производству — в Челябинске.

Первое время самоходчики выступали в роли испытателей СУ-152. Процент дефектов был довольно высоким. Это задержало боевой дебют САУ

Первое время самоходчики выступали в роли испытателей СУ-152. Процент дефектов был довольно высоким. Это задержало боевой дебют САУ

Можно сказать, что первые тяжелые самоходные артиллерийские полки стали своеобразным ОТК. Обратной стороной медали, в случае с выполнением плана, стало резкое снижение качества продукции. Посему полки занимались тем, что выявляли дефекта. В 1536-м САП дефекты выявились на 7 машинах, столько же в 1537-м САП, 10 в 1538-м САП и 12 в 1539-м САП. Вышедшие из строя машины частично скапливались на заводе, где их ремонтировали. В таких условиях не стоит удивляться, что боевой дебют СУ-152 несколько затянулся.

СУ-152 из состава 1541 САП, Курская дуга, лето 1943 года. Этот полк действовал на северном фасе Курской дуги, действуя и против немецкого "зверинца"

СУ-152 из состава 1541 САП, Курская дуга, лето 1943 года. Этот полк действовал на северном фасе Курской дуги, действуя и против немецкого «зверинца»

Несмотря на выявившиеся проблемы, именно СУ-152 оказалась наиболее удачной среди советских серийных САУ первой волны. В войсках, конечно, имелись некоторые жалобы на боевое отделение (например, массивный топливный бак на правом борту боевого отделения совсем не способствовал безопасности работы). Тем не менее, на фоне СУ-122, которую признали тесной, разработка СКБ-2 ЧКЗ смотрелась явно более выигрышно. Для начала, отсутствовала проблема с перегрузкой ходовой части, по подвижности и надежности СУ-152 была на уровне базового танка. Наличие сразу трёх люков (включая кормовой, через который также загружали боекомплект) выгодно отличало СУ-152 от СУ-122. Также плюсом было наличие телескопического прицела. Смотровые перископические приборы наблюдения были не самой удачной конструкции, но опять же, всё познается в сравнении.

Первые потери СУ-152 датированы летом 1943 года. Нередко причиной потерь становилось нецелевое использование САУ

Первые потери СУ-152 датированы летом 1943 года. Нередко причиной потерь становилось нецелевое использование САУ

Самым же главным преимуществом стало орудие. Когда начиналась разработка предшественников СУ-122 и СУ-152, предполагалось, что главными целями станут вражеские укрепления. Но уже весной 1943 года стало понятно, что постепенно приоритетом становятся вражеская бронетанковая техника. Особенно это очевидно стало после знакомства с Pz.Kpfw.Tiger Ausf.E. Для 152-мм гаубицы-пушки стали проектировать бронебойный снаряд, получивший обозначение БР-540. При массе почти 49 килограмм он нес также 660 грамм тротила, что лишь чуть меньше заряда осколочно-фугасного снаряда 76-мм танковой пушки Ф-34. По планам, появится бронебойно-трассирующий снаряд должен был еще в июне 1943 года. По факту ввели его в боекомплект с августа.

Сталин осматривает СУ-152, Кремль, 8 сентября 1943 года. Вскоре последовала команда поставить вытяжные вентиляторы в крыше рубки

Сталин осматривает СУ-152, Кремль, 8 сентября 1943 года. Вскоре последовала команда поставить вытяжные вентиляторы в крыше рубки

Отсутствие бронебойного снаряда никак не помешало боевому дебюту СУ-152. Состоялся он в июле 1943 года на Курской дуге. Попало туда два ТСАП — 1529-й (действовал на южном фасе) и 1541-й. С 1529-м САП связано появление прозвище СУ-152, которое часто переносят и на более позднюю ИСУ-152. В полку машины были именными — «Медведь», «Мамонт», «Зубр» и «Зверобой». 8 июля 1943 года САУ с именами «Зверобой» и «Зубр» отличились при отражении атаки 7-й танковой дивизии и приданным ей «Тиграм» из состава 503-го ТТБ. Немецким тяжелым танкам очень сильно не поздоровилось. 1529-й ТСАП лишь по стечению обстоятельств не успел на Прохоровку. Неплохо себя проявил и 1541-й ТСАП. В период с 8 по 18 июля полк записал на свой счет 7 уничтоженных Pz.Kpfw,Tiger Ausf.E, 39 средних танков и 11 самоходных установок. А за СУ-152 прочно закрепилось прозвище «Зверобой». Впрочем, часто именовали ее слегка так иначе. Посмотрите на ствол МЛ-20с и мощный дульный тормоз, поймете, о чем речь. ИСУ-152 именовали ровно так же.

СУ-152 зимой 1943-44 года

СУ-152 зимой 1943-44 года

Естественно, состояла САУ не только из достоинств. Наверху тщательно собирали отзывы из войск. Как и ожидалось, большой топливный бак в боевом отделении нередко становился причиной выхода СУ-152 из строя. Имелись претензии к работе механизма поворота орудия, который на определенных углах упирался в правое плечо и спину механику-водителю. Ругали и приборы наблюдения, а также качество изготовления снарядных укладок. Фиксировались случаи, когда в укладку не влезало 4-6 снарядов. Боекомплект признали недостаточным, по этой причине в войсках кустарно изготовляли дополнительные укладки. 5 снарядов и зарядов лежало на полу, закрепленными деревянными колодками. С ЧКЗ требовали сделать заводские укладки на то же число выстрелов, но этого так и не сделали.

Застрявшая в грязи СУ-152, весна 1944 года

Застрявшая в грязи СУ-152, весна 1944 года

Тем не менее, СУ-152 стали лучшим, чем располагала Красная Армия во второй половине 1943 года. Вместо бронебойных снарядов периодически вели огонь бетонобойными снарядами. Согласно отчету 1836-го ТСАП, на дистанции 1200-1500 метров попадание снаряда в башню «Тигра» последнему ее сносило. Еще более интересной была история «взаимоотношений» СУ-152 и его немецкого аналога — Panzerjäger Tiger (P), более известного как Ferdinand. 653-й дивизион истребителей танков, согласно отчету, за 2 дня боёв набил 54 наших танка, это даже упомянул в своём докладе Гудериан. Правда, за 2 дня боёв у нас потери составили 33 танка и САУ, причем вместе с подбитыми. И как-то не упоминается один интересный факт. Среди визави «Фердинандов» оказались СУ-152 из 40-й ТСАП, имевший к моменту начала боёв 9 СУ-152.

СУ-152 на переправе, 1944 год

СУ-152 на переправе, 1944 год

Полк действовал совместно с КВ-85 из состава 34-го гвардейского танкового полка. Именно КВ-85 больше всех досталось от «Фердинандов». 20 ноября 1943 года, в ходе боев за Малу Лепетиху, полк потерял от огня немецких САУ 9 танков, они остались на территории противника. 1 танк ввели в строй немцы. 40-й ТСАП потерял 1 СУ-152 сгоревшей, 6 подбили, но их смогли вытащить на свою территорию и починить. На следующий день СУ-152 смогли поквитаться. Немецкая атака стоила им 2 Ferdinand и 3 танка. 25 ноября состоялся еще один бой, итог — 1 подбитая СУ-152, 1 подорвалась на мине, с немецкой стороны потеряно 3 Ferdniand. В общей же сложности за период с 20 по 29 ноября 40-й ТСАП потерял 4 СУ-152 безвозвратно, из личного состава 8 человек убито и 16 ранено. Ответным огнем было уничтожено 2 танка и 9 САУ, из которых 5-6 являются Ferdinand.

После боёв в Бреслау, 1945 год

После боёв в Бреслау, 1945 год

По состоянию на 1 января 1944 года в войсках числилось 414 СУ-152, из них 317 во фронтовых частях. Процент потерь достаточно высокий, но если не сравнивать с другой советской САУ — СУ-122. Тех на 1 января числилось 286 штук из 638 построенных. СУ-152 продолжали самым активным образом воевать и далее. 7 февраля 1944 года был введен новый штат — №010/461. По опыту боёв ТСАП-ы укрупнили: помимо командирской машины (СУ-152 или КВ-1с), имелось 4 батареи по 5 САУ в каждой. В таком же составе формировали полки на ИСУ-152.

На параде в Киеве 9 мая 1945 года

На параде в Киеве 9 мая 1945 года

Весной-летом 1944 года произошел переход на ИСУ-152, а полки стали гвардейскими. Тем не менее, СУ-152 самым активным образом сражалась на советско-германском фронте. Сражались они и во время Львовско-Сандомирской операции, и в Прибалтике. К началу 1945 года в строю всё еще находилось 304 САУ данного типа, из них 127 во фронтовых частях. На фоне 974 ИСУ-152 (из них 545 на фронте) это было совсем немного, тем не менее, провоевали СУ-152 дол конца войны. Увы, далее их судьба оказалась незавидной. После окончания Великой Отечественной войны было решено сократить парк советской бронетанковой техники. СУ-152, вместе с другими боевыми машинами семейства КВ, списали и порезали в металл. Ныне известно всего 3 таких САУ — одна в парке «Патриот» (на ходу) и две в Джонуве (Польша).

СУ-152 в парке "Патриот",САУ в ходовом состоянии. Возле лючка механика-водителя видна заваренная сквозная пробоина

СУ-152 в парке «Патриот»,САУ в ходовом состоянии. Возле лючка механика-водителя видна заваренная сквозная пробоина

В заключение стоит сказать, что СУ-152 стала большой удачей советского танкостроения. Машина получилась подвижной, а главное массовой. Она не имела совсем уж откровенных недостатков, а ее концепция оказалась правильной. Последовавшая за ней ИСУ-152 стала прямым ее развитием, что лишний раз показало правильность подхода. Ж.Я. Котин, С.Н. Махонин, Л.С. Троянов и Ф.Ф. Петров, получившие за создание СУ-152 Сталинскую премию, заработали ее абсолютно заслуженно. Вместо узкоспециализированного истребителя ДОТ-ов получилась удачная тяжелая штурмовая машина. Она одинаково поражала и укрепления, и немецкие тяжелые танки.

Список источников

      1. ЦАМО РФ
      2. РГАЭ
      3. РГАСПИ
      4. РГАКФД
      5. Память Народа
      6. eBay
      7. Фотоархив автора

источник: https://dzen.ru/a/Y-Jm8vRzq3aCUs5X

Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account