От империи Цин до Гоминдана. Бронепалубные крейсера «Хайжун». Китай

10

Девятнадцатый век для империи Цин стал чередой военных катастроф, закончился он полным поражением в войне с Японией 1894-1895 годов, когда империя лишилась самого мощного и современного Бэйянского (Северного) флота, и восстанием ихэтуаней, подавляло которое в итоге все мировое сообщество того времени (Альянс Восьми держав), что привело к разорению наиболее развитых провинций страны.

Хотя реванш в ближайших планах Цинь не значился, огромная империя с большой береговой линией без защиты флота оставаться не могла. Была принята программа возрождения имперского флота.

Основой флота, многоцелевыми кораблями, пригодными и для представительских целей и для боевых действий, китайцы по-прежнему считали крейсера. В связи с полной технической отсталостью Китая заказ современных крупных боевых кораблей был возможен только за границей. Китайцы обратились по наработанным связям к судостроителям Германии.

Верфь «Вулкан» из Штеттина строила ранее для Китая пару броненосцев типа Dingyuan (1881). Проект, созданный немцами по китайскому заказу, ничем революционным не отличался, в нем можно найти черты британского типа Apollo, итальянского типа Regioni, голландского типа Gelderland и, разумеется, немецкого типа Gazelle.

На рубеже 1896-1897 годов в Штеттине было заложено три бронепалубных крейсера. В Китае их называли класс Hǎiróng (海 容). Современными японскими аналогами были японские бронепалубные крейсера типа Suma.

4 мая 1898 года головной Hai Yung прошел скоростные испытания в присутствии китайского посла в Германской империи Лу Хайхуаня. Крейсер немного не дотянул до 21 узла, что весьма вдохновило представителей заказчика.

Доставку в Китай проводила немецкая команда. 13 мая головной крейсер покинул Германию, 12 июля прошел Гонконг, а 27 июля он прибыл в Дагу.

Ввели в строй крейсера в декабре 1898 года.

В конце 19-начале 20-го века эти крейсера стали основой китайского флота.

Однако их реальная боевая ценность соответствовала уровню бронепалубных крейсеров 3-го класса ведущих морских держав. Ни по вооружению ни по скорости новые китайские корабли не могли сравниться с зарубежными одноклассниками. Фактически они могли служить лишь в береговой обороне, но и здесь им не хватало бронирования, а осадка ограничивала прибрежные операции.

«Хайжун» («Хай-Юн»,«Hai Yung», pinyin «Hairong», кит. трад. 海容). Вулкан, Штеттин, Германия. Заложен 1896-январь 1897, спущен на воду 15 сентября 1897 года, введен в строй 12 декабря 1898 года. Погиб 11 августа 1937года.

«Хай- Чоу» («Хай-Чжоу», «Hai Chou», pinyin «Haichou», кит. упр. 海筹). Вулкан, Штеттин, Германия. Заложен 1896-январь 1897, спущен на воду 11 декабря 1897 года, введен в строй 12 декабря 1898 года. Погиб 11 августа 1937года.

«Хайчэнь» («Хай-Чжень», «Hai Chen», pinyin «Haichen», кит. трад. 海琛, «Жемчужина моря»). Вулкан, Штеттин, Германия. Заложен 1896-январь 1897, спущен на воду 1 января (12 февраля) 1898 года, введён в строй 12 декабря 1898 года, одновременно с другими крейсерами. Погиб 11 августа 1937года.

Водоизмещение стандартное 2680/полное 2950 т. Длина 99,97м. Ширина12,42 м. Осадка 5,79 м

Двигатели-две паровые машины, 8 цилиндрических паровых котлов, 7500 л.с. Скорость 19-19,5 уз. Запас угля 200/580 т. Экипаж 244 человека.

Броня: палуба 37 мм, скосы 70 мм, рубка 37 мм, щиты орудий 37-51 мм

Вооружение: 3(2)×1—150 мм/40, 8×1 105 мм/40, 6×1— 47 мм(12 x 37 мм QF Hotchkiss), 6 пул., 3 ТА 356 мм.

У крейсеров был стальной корпус с таранным форштевнем, выраженными полубаком и полуютом. Силуэт выделялся двумя дымовыми трубами и двумя мачтами с боевыми марсами. Экипаж состоял из 244 офицеров и матросов.

Силовая установка состояла из двух паровых машин, двух валов и 8 цилиндрических котлов мощностью 7500 л.с. Контрактная максимальная скорость 19,5 узлов, на испытаниях в Германии на 8400 л.с. максимальный результат составил 20,75 узлов. В Китае максимальный показатель составил 20,25 узлов, а реальная скорость-19 узлов.

Крейсера защищала карапасная броневая палуба толщиной 37 мм, со скосами до 70 мм. В оконечностях палуба замыкалась 25 мм броней, машины защищались 32 мм палубой и 70 мм скосами.

Орудийные щиты -51 мм, рубка 37-51 мм.

Крейсера получили скорострельную артиллерию-150мм/40 пушки Круппа размещались по схеме треугольника-два орудия рядом на баке и одно на корме. 105 и 47 мм пушки устанавливались побортно на верхней палубе. В состав вспомогательной артиллерии вошли 8 105 мм пушек Круппа, а затем добавили 6 37 мм пушек Гочкиса. Четыре 105 мм стояли в специальных спонсонах, еще четыре-по бортам.

После окончания Второй революции военно-морское ведомство решило модернизировать флот и приняло на вооружение радиостанцию ​​Siemens Telefunken 2.5TK, которая обеспечивала дальность действия 1700 км. Бывшие системы Marconi были переданы на Nan Chen. Кроме того, старое украшение в виде носового дракона было снято, а кормовая боевая мачта удалена, чтобы снизить центр тяжести.

В 1928 году орудия Hotchkiss были заменены на четыре 6-фунтовых (47-мм орудия) Vickers и четыре 3-фунтовых (37-мм орудия.

В 1930-х годах вооружение крейсеров было модернизировано добавлением одной зенитной пушки 40 мм/39 2pdr QF Mk II «пом-пом» в корме и заменой двух орудий 150 мм на полубаке одним— в диаметральной плоскости.

Минно-торпедное вооружение состояло из трех подводных торпедных аппаратов калибра 357мм, носового и двух бортовых.

В 1899 году Бэйянский флот был реорганизован. Главнокомандующим вместо Е Цзугуя был назначен Сачжэнь Бин. Крейсера типа «Хайжун» были тогда одними из самых современных и боеспособных кораблей флота.

Новые крейсера в Китае сразу попали в водоворот большой политики. Флот базировался на Тяньцзинь, а «Хайжун» (в порту Дагу) стал флагманом. Командующий флотом, Е Зулун, в отличие от армейских частей, в основном соблюдал нейтралитет во время интервенции Альянса 8 наций. После ультиматума он увел крейсер из Дагу под контроль союзников.

Восстание боксеров, его подавление всем цивилизованным миром, привело к наложению на империю Цин огромных контрибуций. Разоренной стране справиться с ними было трудно и одним из способов облегчить долговое бремя стала идея продать новые крейсера.

Первой приценилась Япония, а осенью 1901 года и Россия попыталась прозондировать вопрос покупки. Не сошлись в цене, китайцы просили 7 миллионов рублей, а русские предлагали максимум 5,6 миллионов. Ни японские, ни российские специалисты большой ценности в «китайцах» не видели, поэтому переговоры зашли в тупик.

Во время русско-японской войне невольно активное участие принял крейсер «Хайжун». Летом 1904 года он стоял в порту Чифу, 29 июля туда прорвался с почтой миноносец «Решительный». Затем он начал процедуру интернирования, замки орудий были сданы китайцам, флаг был спущен. Но китайский адмирал Цао (Са Чжэньбинь), имея крейсера «Хайжун» и «Хайци». не смог защитить интернированный миноносец, который ночью 30 июля был захвачен японским десантом во главе с лейтенантом Тарасима. Грубое нарушение международного права вызвало международный скандал и наказание адмирала.

Следующий миноносец, «Расторопный», доставивший 3 ноября 1904 года из Порт-Артура депешу русскому консулу в Чифу, заблокированный японским отрядом из двух крейсеров и миноносцев, был подорван и затоплен экипажем. Экипаж его на крейсере «Хайжун» был доставлен в Шанхай, где была интернирована канонерка «Маньчжур».

Вечером 1 января 1905 года пять русских эсминцев и несколько других судов прорвались из Порт-Артура и 2 января вошли в Чифу (Яньтай). «Хайжун» 6 января 1905 года ушел в Яньтай из Шанхая для наблюдения за интернированными русскими кораблями.

Когда 2-я ТОЭ подошла к Южному Китаю, китайские крейсера ( Hai Chi, Hai Bian, Hai Yung и Hai Chen) патрулировали шанхайское побережье, чтобы не дать интернированным кораблям присоединиться к эскадре Рожественского. После завершения войны интернированные в китайских портах русские корабли были возвращены.

Осенью 1905 года Китай заказал 7 радиостанций Marconi, три из них передали армии, а четыре установили на четырех крейсерах (типов Hai Chi и Hai Yung) впервые в китайском флоте.

В 1906 году крейсера «Хайжун» и «Хай Чи» провели полугодовое путешествие по портам Юго-Восточной Азии, где имелись значительные китайские общины- Гонконг, Манила, Сайгон, Бангкок, Сингапур, Батавия, Семаранг, Сурабайя, Мунток, Бангку и Пенанг. Возвращались через Сингапур, поход получил название «Тур доброй воли».

В 1908 году новым командующим китайским флотом был назначен адмирал Са Чжэньбинь. Он поднял флаг на крейсере «Хай Чи» и вместе с «Хайжун», «Хай- Чоу», «Хайчэнь» и другими кораблями отправился в Сямэнь встречать американский Великий белый флот.

В 1910 году китайцев, с которых все основные колониальные державы уже получили что хотели, решили нагнуть и португальцы. Угрожая обстрелом прибрежных городов, они требовали расширить границы Макао, своей колонии на юге Китая. Но китайцы заняли жесткую позицию, в Макао вошли крейсера «Хайжун» и «Хай- Бан», португальцы согласились на переговоры, а после начала Октябрьской 1910 года революции в Португалии колониальные претензии были сняты.

Крейсера приняли активное участие в Синьхайской революции 1911 года по свержению династии Цин. Вспыхнувшее в сентябре 1911 года Учанское восстание империя попыталась подавить армией и флотом (эскадра адмирала Са Чжэньбина, в том числе и крейсера типа «Хайжун»). 12 октября каратели были отправлены в трехградье Ухань, корабли поднялись по Янцзы и 16 октября обстреляли повстанцев возле Ханькоу, который был взят правительственными войсками в начале ноября. Многие офицеры флота симпатизировали повстанцам и стрельба шла чаще всего «в никуда». Имперские войска устроили в Ханькоу настоящую резню, что окончательно настроило против правительства флот.

В итоге адмирал Са Чжэньбин увел корабли вниз по Янцзы в Цзюцзян и перешел на сторону восставших. «Флот Цзюцзян» был разделен на две части: первая под командой Хуана Чжунъина, а вторая (Тан Сянмин) должна была вернуться в Вуан.

Во вторую часть входили крейсера «Хайжун»,«Хайчэнь» и миноносец «Хюэ». Когда правительственные силы атаковали второй город трехградья Ханьян, они пришли на помощь повстанцам и вели бои с имперскими войсками 19,20,24 ноября. Отличился крейсер «Хайжун», под вечер он подошел к Башне желтого журавля, а цинские войска революционный флаг приняли за британский и огня не открыли. В итоге крейсер в упор, с 500 метров расстрелял позиции имперских войск, но в перестрелке с береговыми батареями потерял 1 убитого (командир) и 6 раненых (в т.ч. 3 офицера). Труба была пробита осколками, а в борту было две пробоины. Имперским войскам пришлось доставлять в Ханьян тяжелые пушки по железной дороге.

22 октября по приказу губернатора Ли Юаньхуна «Хайжун» и «Хайчэнь» атаковали цинские позиции на реке Чэньцзяцзи в Ухане, прикрывая переправу третьей дивизии Революционной армии. Однако имперская артиллерия обладала пушками 100 мм и выше, крейсера получили несколько попаданий и потеряли 10 членов экипажей. Были повреждены правый борт, задняя мачта, труба «Хайжун», а торпедное отделение «Хайчэнь» было полностью разрушено. Однако артиллеристам крейсеров удалось уничтожить около 400 солдат правительственных войск. 23-го крейсера успешно прикрывали переправу Революционной армии, но цинские войска после отступления контратаковали и 24-го захватили Циншань.

25-го повстанцы под прикрытием одного из крейсеров попытались высадить десант в Янлуо, но были отброшены.

7 декабря, после падения уровня Янцзы, крейсера вернулись в Цзюцзян, а 18-го ушли в Шанхай для пополнения припасов и ремонта.

После падения империи и установления Китайской республики крейсера разделили-«Хайжун» и «Хайчоу» перешли в Центральный флот с базированием на Шанхай, «Хай-Чжэнь» — в Южный флот в Кантоне (Гуанчжоу). Крейсера принимали активное участие в подавлении различных восстаний после Синхайской революции.

25 декабря 1915 года Юньнань стал независимым, и началась новая гражданская война. В апреле 1916 года армия Бэйян реквизировала пароходы «Хай Янь», «Синь Минь» и «Синью» для переброски 12-й дивизии в Фуцзянь, в то время как крейсера «Хай Чи» и «Хайжун» обеспечивали сопровождение.

«Хайжун» 27 апреля 1916 года в густом тумане около Фучжоу столкнулся с военным транспортом «Синью» (на борту около 1000 военных). Транспорт затонул, капитан и два электрика выжили, но весь экипаж и более 700 армейцев утонули. В истории китайского флота страшнее была только гибель парохода «Гаошэн», потопленного японцами во время боя у Асана в 1894 году. Сам крейсер нуждался в капитальном ремонте.

В августе 1917 года правительство Пекина объявило войну Германии, поэтому «Хайжун» и «Хайчоу» участвовали в конфискации немецких и австрийских кораблей, застрявших в Китае.

Китай принял посильное участие в интервенции в Россию во время гражданской войны. В июле 1918 г. «Хайжун» был направлен во Владивосток в составе международной эскадры стран Антанты. Ему даже обновили систему связи, установив новую ДВ-радиостанцию. Здесь он находился до 1919 года. Крейсер участвовал в борьбе с большевиками, организовав военные патрули в городе. 20 мая 1919 года «Хайчоу» заменил во Владивостоке «Хайжун», который вернулся в Шанхай на ремонт в сухой док на верфи Jiangnan. 25 октября «Хайчоу» вернулся в Сямэнь, чтобы контролировать лояльность гарнизона, а его, в свою очередь, заменил «Хайжун». 5 июля 1920 года дальневосточные интервенты во Владивостоке объединились в военный союз пяти стран, включая Китай, но после создания Советами Дальневосточной республики, интервентов одного за другим начали изгонять с Дальнего Востока. «Хайжун» вернулся в ноябре 1920 года.

А затем и сам Китай вступил в период гражданских войн. В 1922 году захватившая власть в Пекине «Чжилийская клика» начала войну против манчжурского милитариста Чжан Цзолиня. Крейсера «Хайжун» и «Хайчоу» применялись для обстрела позиций манчжуров у Шанхайгуань, благодаря чему правительственные войска и победили. При этом третий крейсер, «Хайчэнь», был в составе сил союзного Чжан Цзолиню кантонского правительства.

В апреле 1923 года крейсера прошли модернизацию электрооборудования, в Шанхае электроустановку перевели на переменный ток.

В январе 1924 года кантонские корабли перебазировались в Циндао, но об участии в боях информации нет.

В 1927 году Гоминьдан практически собрал разваленную интригами региональных элит страну, республику возглавил Чан Кайши.

«Хайжун» и «Хайчоу» вновь вошли в состав Центрального флота в низовьях Янцзы, в конфликте с Японией в январе-марте 1932 года не участвовали. «Хай-Чжэнь» до июля 1933 года стоял в Циндао, после чего вышел из подчинения командования Северо-Восточного флота и ушёл в Кантон.

         Крейсер «Хай-Чжэнь» (после модернизации)


Крейсер «Хай-Чжэнь» (после модернизации)

Несмотря на древность, крейсера оставались в составе флота, обнищавшая за войны и смуты страна могла себе позволить лишь несколько современных кораблей.

21 июня 1935 года все три крейсера сошлись в междоусобном столкновении. Чан-Кайши отдал приказ кантонским крейсерам «Хайчэнь» и «Хайци» перейти в Нанкин, но заподозрил их в измене и попытке сбежать к японцам в Маньчжоу-го. Высланная навстречу шанхайская эскадра (лёгкие крейсера «Нинхай» и «Инжуй», бронепалубные крейсера «Хайжун» и «Хайчоу» и канонерка «Юнсян») пыталась взять потенциальных изменников под контроль, но когда «Нинхай» открыл предупредительный огонь, кантонцы просто укрылись в Гонконге. Только в июле, уговорами, их убедили все-таки перейти в Нанкин.

Крейсер в 1900 году

Крейсер в 1900 году

В начале второй войны с Японией 11 августа 1937 году старые корабли пригодились лишь для затопления в низовьях Янцзы (160 км к западу от Шанхая) у города Цзянцзин, чтобы преградить японцам путь к Нанкину.

В спешке с «Хайжун» удалось снять только 105 мм орудия для арсенала и зенитные пушки для канонерки «Йонг Суй». 150 мм орудие успели снять только одно.

25 апреля 1959 года Шанхайское инженерное бюро подняло корпус «Хайжун» и разобрало его на металлолом.

Источник — https://zen.yandex.ru/media/marin/bronepalubnye-kreisera-ot-imperii-cin-do-gomindana-haijun-5e60f2cabb66e44bc5f4fbbe?&

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account