17

Торпедные карманные линкоры

***

Пожалуй, доработанная тема про «карманные линкоры по-японски». Вспомнился «Звоночек» Маришина, и решил увеличить количество торпедных аппаратов.

***

Вступление Великобритании в Великую Войну было для Германии весьма неожиданным. Да, Германия активно наращивала флот, была страной с развивающейся экономикой, но вступать из-за этого в войну, и тем более не на стороне Германии… было по меньшей мере неожиданным.

В середине 20-х годов, разрабатывая (в условиях версальских ограничений) новый корабль, в Германии пришли к выводу, что война с Великобританией, может опять быть. Естественно, не сейчас, а лет так через 20, но очень возможна. Не смотря на приход ко власти нацистской партии, и объявлении англичан «близкими по крови», моряки не хотели наступать на повторные грабли — вдруг, англичане окажутся неправильными нацистами?

Поскольку, флот Великобритании существенно превосходил (качественно, и традиционно количественно) все то, что могла выставить Германия (положение не сильно менялось на протяжении последующих 10 лет), необходимо было обеспечить, хотя бы локальный качественный перевес. Строящиеся не то броненосцы, не то тяжелые крейсера, по проекту обладали именно качественным перевесом за счет артиллерии, если пришлось бы иметь дело с легкими или тяжелыми крейсерами противника. Однако, это в схватке один на один, а англичане редко вели бой в равных условиях, всегда коварно (в конечном итоге) выставляя больше кораблей. И в конечном итоге, добиваясь победы сосредоточив или больше сил, или большие силы.

Значит, немецкие тяжелые крейсера должны были получить нечто качественное, чтобы нивелировать превосходство противника в силах.

Одним из таких проектов, стала ставка на торпедный удар.

Изначально предполагалось, что корабль получит 6-8 торпедных аппаратов калибром 533-мм. Однако боевые возможности германского торпедного оружия были значительны повышены переходом на новые торпеды калибром в 600-мм.

Торпедные карманные линкоры

Особенностью данной торпеды было подача окислителя — после пуска торпеда начинала работать на сжатом воздухе, подаваемом из отдельного баллона, а потом воздух постепенно заменялся чистым кислородом. Она могла пройти 20 км со скоростью 45 узлов или 40 км со скоростью 30 узлов.

 

Столь мощные торпеды, гарантировали тяжелые повреждения любому кораблю. При этом, было основание считать их избыточными, и первоначально предполагалось иметь смешанное торпедное вооружение, где большие торпеды (600-мм) предназначались для важных целей, а малые (533-мм рассматривались торпеды и под меньший калибр), для второстепенных целей. Проект был не реализован – против второстепенных целей прекрасно подходили тяжелые орудия.

Торпедные карманные линкоры

В результате, немецкие крейсера типа «Дойчланд» несли очень мощное торпедное вооружение 12 (2*8) 600-мм торпедных труб. При этом, боевые возможности торпедного оружия, были существенно повышены новыми система управления — торпеды должны были идти на шум винтов. Предполагалось, что рейдер атакуя конвой (причем не бортом, а носом), может дать залп из всех торпедных аппаратов, и одним ударом разгромит конвой. Учитывая, что в конвое обычно было около 10-12 судов, предположение было буквальным.

Торпедные карманные линкоры

Но, при таком мощном торпедном вооружении, корабли «Дойчланд», «Адмирал Шеер», «Адмирал Шпее» имели скромное зенитное вооружение – всего 6 105-мм стволов в трех двухорудийных установках. Впрочем, на момент проектирования, такая система ПВО была нормальной, да и действовать рейдер должен был в океане, где вражеских самолетов мало. Попытка усилить ПВО была реализована в кораблях следующей серии.

 

После прихода Гитлера к власти германские кораблестроители начали откровенно пренебрегать Версальскими ограничениями. В связи с этим проект был существенно доработан в плане резкого усиления бронирования и перехода на паротурбинную силовую установку. Конструкторы рассчитывали устранить несбалансированность первоначального проекта и обеспечить надёжную защиту от 203-мм снарядов зарубежных тяжёлых крейсеров. Это привело к резкому росту водоизмещения.

В 1933 году был выдан заказ на корабли усовершенствованного типа под шифрами D и E. Оба были заложены в один день 14 февраля 1934 года в Вильгельмсхафене и Киле, при этом, 5 июля того же года был выдан заказ и корабль под типом F.

Тактико-технические данные кораблей новой серии («Адмирал Шредер», «Адмирал Ингеноль», «Адмирал Тегетхофф») были следующими: водоизмещение — 20 тыс. тонн (стандартное), длина 230 м, ширина — 25,5 м, скорость 29 узлов. Вооружение: 6 — 283-мм, 8 — 105-мм орудий; ТА 8*2 600-мм (или 10*2 600-мм).

Торпедные карманные линкоры

.

Торпедные карманные линкоры

Ставка на тяжелое торпедное вооружение, полностью оправдала себя в начавшейся войне. «Дойчланды» в считанные минуты громили английские конвои, и выходили победителями в боях с английскими кораблями. Так в бою у Ла-платы «Адмирал Шеер» потопил все три английских крейсера, и с триумфом вернулся в Германию; «Адмирал Шредер» и «Адмирал Ингеноль» потопили авианосец «Глориес» в Норвежском море (до этого повредили линейный крейсер «Ринаун»).

Однако к 1942 году, ситуация для немецких торпедных крейсеров осложнилась. Авиация все больше и больше заявляла о себе, и вскоре недостаток зенитного вооружения, и избыток торпедного стал ощущаться. Более того, именно торпедное вооружение становилось причиной тяжелых повреждений и гибели немецких кораблей. О чем свидетельствует гибель «Адмирала Шпее» и «Адмирала Тегетхофф» и тяжелые повреждения «Адмирала Шредера» (был поврежден в родном порту и долго ремонтировался).

В результате, при появлении авиации, немецкие моряки предпочитали избавиться от торпед.

Но, и отсутствие авиации не всегда спасало от потерь. В густо поставленные торпедные аппараты попадали не только бомбы, но и снаряды (да и сами торпеды отвлекались на ловушки имитирующие шум винтов).

Так в битве при Нордкапе и Новогоднем бою, были потоплен Адмирал Ингеноль» и «Дойчланд» соответственно. В обоих случаях, причиной гибели немецких кораблей стали попадания английских снарядов в заряженные торпедные аппараты.

В результате, на оставшихся «Адмирале Шеер» и «Адмирале Шредере» торпедные аппараты были сняты, и установлены батареи ПВО. В этом качестве – броненосцы береговой обороны, бывшие торпедный крейсера и прослужил до конца войны, в последствии (к этому моменту поврежденные как атаками авиации, так и артиллерией) затопленные собственными экипажами.

 

 

 

Подписаться
Уведомить о
guest

11 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account