Навеяно постом Фурутка и другие: рождение японских гигантов, где был рисунок 5-и башенного крейсера «Красный Кавказ». В РИ данный проект не прошел, но вот захотелось порисовать. Как таковой альтернативы нет (ну небольшие изменения).
В июне 1912 года по «Программе усиленного судостроения на 1912—1916 гг.» было санкционировано строительство легкого крейсера типа «Светлана» для Черного моря.
В мае 1913 года фирмой «Дж.Браун» были выполнены испытания ранее изготовленной модели. Сам же проекты – что эскизный, что теоретический, были выполнены (вычерчены) в Техническом бюро РСО под руководством подполковника М. И. Сасиновского.
19 октября 1913 года в городе Николаев, на заводе «Руссуд» («Русское судостроительное общество») состоялась закладка крейсера (кодовое имя — проект «Балашка»).
В июне 1916 года корабль был доведен до 48 % готовности (от сдаточной). 28 мая при попытке спуска на воду корабль вошел в воду только частью кормовой оконечности. Только через полторы недели, когда поднялась вода в реке, двумя паровозами, шестью домкратами, плавучим краном и мерами по смещению центра тяжести удалось столкнуть будущий крейсер в воду.
В январе 1918 года работы по достройке крейсера были прекращены при готовности 55 %.
В 1924 году Совет Труда и Обороны СССР принял решение о возобновлении строительства крейсеров типа «Светлана». Но решение тогда осталось на бумаге.
В 1925 г. конструкторское бюро завода «Большевик» (бывший Обуховский сталелитейный и орудийный завод Морского ведомства) разработало проект 180-мм орудия с длиной ствола 60 калибров. Оно должно было обеспечить снаряду весом 100 кг начальную скорость 1000 м/с, при давлении газов в канале ствола 4000 кг/см2 и дальностью стрельбы более 200 кбт. Это было первое после революции орудие, разработанное для морской артиллерии. Ленинградскому Металлическому заводу было выдано задание на создание башенных установок с этими орудиями. Новыми 180-мм одноорудийными башнями и намеревались вооружить оба крейсера.
Эскизные проекты НТК предусматривали установку пяти 180-мм башен в диаметральной плоскости и булей для увеличения остойчивости крейсеров, которая снижалась размещением 120-тонных артиллерийских установок на полубаке и верхней палубе. Предварительная стоимость работ на двух кораблях составляла 41 млн. руб.
16 марта 1926 года Реввоенсовет принял разработанный в научно-техническом комитете проект достройки крейсера. В основу проекта был положен вариант с расположением трех носовых башен по образцу английского линкора «Нельсон»: башня №2 над башней №1 и башня №3 на одном уровне с первой, все — впереди боевой рубки и фок-мачты. В корме башня №4 возвышалась над башней №5. Такое расположение обеспечивало одинаковый носовой и кормовой огонь — по два 180-мм орудия и бортовой залп из пяти.
Были разработаны и другие варианты — ступенчатое расположение носовых башен, вывод всех дымоходов в одну трубу.
14 декабря 1926 года строившийся как «Адмирал Лазарев» (крейсер типа «Адмирал Нахимов», тот же «Светлана», только для Чёрного моря) корпус был переименован в «Красный Кавказ».
В начале 1927 года недостроенный корпус поставили для очистки от ржавчины в док, который он покинул в апреле. Работы в минимальном объёме удалось начать только в сентябре, и только в мае 1929 года, после утверждения проекта достройки, они развернулись в полном объёме. План вооружения корабля новыми 180-мм дальнобойными орудиями руководство ВМС включило в «Программу строительства Морских сил РККА на 1926/27 — 1931 год», со сроком начала государственных сдаточных испытаний — 1 мая 1931 года (к празднику).
Строитель — Николаевский судостроительный завод (завод им. А.Марти — одноимённый с Ленинградской судостроительной верфью). Завод «Большевик» — изготовление 180-мм орудий. Ленинградский металлический завод — изготовление и монтаж башенных установок. Ижорский завод — броня башенных установок. Заведующий достройкой (главный строитель) — инженер Л. И. Попандопуло.
1 июня 1930 года крейсер вновь попал для проведения достроечных работ в док и 9 сентября покинул его (условная дата вторичного спуска на воду). Из-за очевидной невозможности достройки к назначенному сроку его переносят — раз, потом другой, затем ещё.
В 1931 году за успехи на военных манёврах корабль был награждён Ореденом Трудового Красного Знамени ЗСФСР
25 января 1932 года на корабле был поднят военно-морской флаг, символизирующий его вступление в состав Морских сил РККА.
«Красный Кавказ» — последний из строившихся в царской России кораблей, достроенных уже при Советской власти.
5 мая 1932 года дивизию крейсеров Чёрного моря реорганизовали в бригаду крейсеров, которую возглавил «Красный Кавказ».
В ночь с 9 на 10 мая 1932 года в Феодосийском заливе, во время проведения манёвров из-за неграмотного управления кораблём и неоднократного выхода из строя рулевого привода произошло столкновение «Красного Кавказа» с крейсером «Профинтерн»». Командира «Красного Кавказа» после этого сместили. Новым командиром стал Н.Ф. Заяц (а на короткий срок старшим помощником — Н.Г. Кузнецов). Крейсеру пришлось вернуться на только что покинутую верфь.
В 1933 году совершил единственный заграничный поход (визит вежливости) командир бригады Ю.Ф. Ралль. «Красный Кавказ» вышел в поход 17 октября совместно с эсминцами «Петровский» (будущий «Железняков») и «Шаумян» из Севастополя. На следующий день вошёл в Стамбул (Турция), затем посетил Пирей (Греция) и Неаполь (Италия). 7 ноября, пройдя 2 650 миль, вернулся в базу.
В 1939-1940 году во время проведения капитального ремонту катапульту демонтировали.
20 декабря 1940 года в пояснительной записке к оперативно-тактическому заданию, начальник оперативного управления контр-адмирал В.А. Алафузов укажет: «В настоящее время „Красный Кавказ“, вследствие неудовлетворительного состояния артиллерии не боеспособен … и не может быть использован как учебный корабль.»
В годы войны
22 июня «Красный Кавказ» находился в Севастополе, с 23 июня принимал участие в минных постановках — выставил 110, а 24 июня — 90 мин.
5 июля ушёл в Новороссийск. 6 сентября вышел из Новороссийска в Севастополь, куда прибыл на следующий день. Ночью 11 сентября вышел к Одессе. 12 сентября обстреливал немецкие войска — выпущено 31 снаряд ГК, на следующий день — 70 снарядов, ночью 13 сентября возвратился в Севастополь.
В ночь 22 сентября в составе отряда кораблей под командованием контр-адмирала С.Г. Горшкова (КР «Красный Крым», ЭМ «Бойкий», «Безупречный»), крейсер принимал участие в высадке десанта морской пехоты (3-й Черноморский полк) в районе Григорьевки. «Красный Кавказ» доставил 696 десантников, выстрелив 16 октября повторил этот поход, выпустив при этом по немецким позициям 31 снаряд и эвакуировав 1180 человек. 23 ноября совершил переход в Туапсе.
В период с 26 октября по 9 декабря 1941 года «Красный Кавказ» пять раз совершал походы в Севастополь, перевезя и эвакуировав 5 277 человек, 58 машин, 70 орудий, около 17 вагонов боеприпасов и 10 вагонов продовольствия, выпустив при этом по немецким позициям 168 снарядов главного калибра.
21 декабря в составе отряда кораблей под командованием вице-адмирала Ф.С. Октябрьского («Красный Крым», лидер «Харьков», эсминцы «Незаможник», «Бодрый»), «Красный Кавказ» доставил в Севастополь 1500 человек (части 79-й отдельной морской стрелковой бригады), 8 минометов, 15 автомобилей. Приняв на борт около 500 раненых, ушёл к Балаклаве, оттуда произвел артобстрел немецких позиций, выпустив 49 снарядов, после чего вернулся в Туапсе.
Высадка Феодосийского десанта
26 декабря 1941, принял участие в высадке Феодосийского десанта: в 3 часа 48 минут «Красный Кавказ»открыл огонь по городу и порту Феодосия
Артиллерийский налет продолжался 13 минут, за которые «Красный Кавказ» успел выпустить 26 снарядов ГК. В 5 часов крейсер начинает маневрировать для ошвартовки к причалу № 3 Широкого мола (для высадки десанта). Манёвр удался только с 3-й попытки в 7 часов 15 минут. В течение этих двух часов корабль находился в гавани под обстрелом немецкой полевой артиллерии.
За время высадки и поддержки десантников крейсер израсходовал 85 снарядов главного калибра.
Второй поход в Феодосию.
4 января 1942 года крейсер доставил в Феодосию бригаду ПВО. Во время разгрузки подвергся атаке пикирующих бомбардировщиков Ю-87, несших 500-кг бомбы (из состава StG77). В результате атаки крейсер получил тяжелые повреждения.
Несмотря на интенсивный зенитный огонь, четыре бомбы взорвались у борта крейсера. В кормовой части корабля образовались три громадные пробоины. Не успел крейсер выйти на рейд, как снова был атакован большой группой «юнкерсов» и вновь вступил в неравную схватку с врагом. На этот раз бомба взорвалась совсем рядом. Корму крейсера выбросило из воды, оторвало правый винт и кронштейн левого гребного вала, погнуло и заклинило рулевое устройство. Осадка корабля увеличилась на 5 метров, и палуба до четвёртой башни скрылась в волнах.
При попытке дать полный ход было обнаружено, что один вал вращается с недопустимым биением, а другой пошёл вразнос. В результате атаки крейсер получил три пробоины ниже ватерлинии и с 26 марта по 17 августа был в капитальном ремонте.
3 апреля 1942 приказом нарком ВМФ СССР Н.Г. Кузнецова крейсеру присвоено звание гвардейского корабля.
Дальнейшая служба
17 августа вышел на ходовые испытания после ремонта.
16 сентября 1942 года при переходе из Поти в Туапсе на борту, кроме экипажа в 878 человек, находилось 4 340 военнослужащих 408-й стрелковой дивизии.
22 октября при швартовочных манёврах в Туапсе подвергся безрезультатной атаке торпедного катера.
4-9 февраля 1943 года обеспечивал высадку десанта у пос. Южная Озерейка, а затем у пос. Станичка. С большими потерями десанту удалось захватить плацдарм около 7 км по фронту и 3 км в глубину, выйдя к окраинам Новороссийска.
Всего за период с 1941—1943 год крейсер совершил 64 боевых похода, обстрелял 13 батарей противника, уничтожил 2 танка и 3 самолета, подверг бомбардировке свыше 5 батальонов вражеской пехоты. Перевез более 25 000 человек. Отразил около 200 воздушных атак.
24 июня 1945 года в 11.20, знаменосцем батальона Черноморского флота (из состава сводного полка Северного, Балтийского и Черноморского флота, Дунайской и Днепровской флотилии), флаг крейсера «Красный Кавказ» был пронесён перед мавзолеем Ленина на параде Победы в Москве.