Нам иностранцы не указ! Часть следующая. Плавающие. Сначала – мотор.

22

Нам иностранцы не указ! Часть следующая. Плавающие. Сначала – мотор.

Содержание:

История создания

Средняя полоса России, как известно, изобилует речками, реками, озерами и болотами. Да весь европейский ТВД отличается множеством водных преград. Логично, что амфибийность БТТ всегда занимала умы наших конструкторов. Однако, множественные попытки давали вне очень хороший результат. Первым советским плавающим танком, как известно, была копия английского КарденЛойда, затем последовал ПТ-1( в РИ Т-37), ПТ-2 (Т-38), и опытный ПТ-КГ (Т-43).

Нам иностранцы не указ! Часть следующая. Плавающие. Сначала – мотор.Нам иностранцы не указ! Часть следующая. Плавающие. Сначала – мотор.

Неплохие, в принципе, машины, тем не менее не устраивали военных из-за низких ТТХ – слабенький мотор, тонкая броняшка, низкая скорость, недостаточная плавучесть. ПТ-1 и ПТ-2 выпустили небольшими сериями, но в войсках их не полюбили: тесные, со слабой бронёй, низкой проходимостью.

Нам иностранцы не указ! Часть следующая. Плавающие. Сначала – мотор.

Военные требовали увеличить толщину брони лобовой проекции до 12,0мм, а скорость до 70-90 км/ч. На этом фоне перспективной базой показался двухдвигательный танк ТМ.

Нам иностранцы не указ! Часть следующая. Плавающие. Сначала – мотор.

Два мотора, общей мощностью 80 л/с, давали конструкторам гораздо большее поле для деятельности. Но два сцепления, и две КПП сделали то же, с чем в РИ  столкнулись создатели СУ-76 – машина нормально ехать не хотела, а в трансмиссии постоянно что-то отваливалось.

Тогда, также как и в реале, появилась идея соединить два ГАЗ-овских мотора последовательно

Нам иностранцы не указ! Часть следующая. Плавающие. Сначала – мотор.

Для отработки конструкции взяли шасси ГАЗ-ААА, и попытались водрузить на него два мотора. Общая длина моторной спарки сначала зашкаливала за 2,0 метра, поэтому, моторы поставили на раму, позади кабины, коробкой вперед. На машину поставили разворачивающий редуктор, сделанный из штатного демультипликатора. Колесную базу максимально сократили, на месте мотора разместились запасные колеса Даже самые первые испытания дали весьма обнадеживающие результаты: удвоенная мощность и крутящий момент превратили ГАЗ-ААА в мощный тягач и замечательный вездеход.

Нам иностранцы не указ! Часть следующая. Плавающие. Сначала – мотор.

Конструкция

Постепенно дорабатывая конструкцию соединительной муфты коленчатых валов, удалось заметно сократить длину спарки. Блоки цилиндров доработали, особенной у второго мотора. Ему обрезали переднюю часть коленвала, сразу перед шестернёй привода распередвала. Переднюю и заднюю коренные шейки коленвалов просверлили и нарезали в отверстиях по 8-м шлицов. Коленвалы соединили шлицевой шпилькой. На передний конец заднего коленвала (извините за громоздкость описания) одевалась втулка с шестерней привода распредвала и ответным фланцем для стыковки с передним коленвалом.

Нам иностранцы не указ! Часть следующая. Плавающие. Сначала – мотор.

Так получалось надежное и компактное соединение позволившее передать момент. Соединять распределительные валы не стали, т.к. это не дало заметной пользы. Привод помпы заднего мотора сделали от распредвала. Главной особенностью спарки стало использование единого 8-ми контактного распределителя (трамблера) от ЗИС-101. Так решили вечную проблему синхронизации оборотов двух моторов. Оба блока смонтировали на мощной и жесткой раме из швелеров, и соединили между собой кронштейнами. В итоге получился рядный 8-ми цилиндровый мотор, мощностью в 80 л/с. Главными недостатками двигателя были: длина – с сцеплением и КПП, но без радиатора, длина составляла  1,7 метра и нпониженный ресурс заднего коленвала. Но в целом, мотор работал достаточно надежно, выдавая свои 80 л/с и 31кгм крутящего момента.

Зато после модернизации моторов, мощность спарки возросла до 100 л/с, (в дальнейшем до 108л/с) и 34 кгм крутящего момента, что делало его весьма интересным для легкой бронетехники.

Нам иностранцы не указ! Часть следующая. Плавающие. Сначала – мотор.

Нам иностранцы не указ! Часть следующая. Плавающие. Сначала – мотор.

Плавющий танк ПТ-5 стали разрабатывать в 1938-м году, под новый мотор-спарку. Из-за высокой длины, мотор, как и на реальных Т-70/СУ-76 разместили вдоль правого борта. Трансмиссия стала развитием Т-38 и Комсомольца, сильно напоминая таковую танка Т-40, что логично.

Нам иностранцы не указ! Часть следующая. Плавающие. Сначала – мотор.

Силовая установка, мощностью около 100 л/с обеспечивала максимальную скорость в 65-70 км/ч. Скорость ограничивалась коробкой передач от газовского грузовика, которой не хватало передач. С КПП от ЗИС-101, максимальная скорость, по расчетам, должна была достигнуть 75-80 км/ч, но по технологическим соображениям, делать такую модификацию не стали. Тем не менее, скорость получилась очень немалая, подвеска и гусеница танка Т-38 для таких скоростей не подходили: блокированные тележки имели слишком короткий динамический ход, а пружины без амортизаторов вызывали дополнительную раскачку и часто ломались. Гусеница шумела, слетала и ускоренно изнашивалась. Подвеску модернизировали: пружины заменили рессорами (они лучше работают без амортизаторов), а сами тележки также подвесили на цилиндрических пружинах. Так обеспечили большой динамический ход подвески. Кроме этого, в штоки пружин установили энергопоглощающие буферы, по типу таковых от пулемета Браунинг М1919.

Нам иностранцы не указ! Часть следующая. Плавающие. Сначала – мотор.

В качестве гусениц использовали усовершенствованные резино-металлические от танкетки МУ-1. Две резиновые полосы усиленные стальными тросиками соединялись поперечными швеллерообразными стальными перемычкам, в которых закреплялись резиновые башмаки. Конструкция гусениц напоминает гусеницы ЗИС-42. Такая гусеница лучше подходила для высоких скоростей и обладала сравнительно хорошей долговечностью: изношенные башмаки менялись легко, цена их невысока. Опять же, шума от резиновых гусениц было меньше, чем от стальных. Единственный недостаток – гусеницы были уязвимы при обстреле. Но для танка-разведчика это посчитали не столь существенным.

Нам иностранцы не указ! Часть следующая. Плавающие. Сначала – мотор.

Из-за размещения мотора справа, башню сместили к левому борту, место мехвода также слегка сдвинули влево от продольной оси. Корпус танка сделали довольно сложной формы, борта поставили с развалом, и кроме этого в межгусеничных пространствах были устроены понтоны, обеспечивающие дополнительную плавучесть и защиту.

Нам иностранцы не указ! Часть следующая. Плавающие. Сначала – мотор.

 

На плаву танк приводился в движение традиционным винтом, с приводом от КОМ КПП. Скорость на плаву была немного выше, чем у Т-38М, за счет лучшей гидродинамики корпуса и более мощного двигателя.

Нам иностранцы не указ! Часть следующая. Плавающие. Сначала – мотор.

В кормовой части, за герметичной 3мм перегородкой разместился большой бензобак, обеспечивавший запас хода в 300 км. Кроме этого, в качестве дополнительных баков можно было задействовать бортовые були. В задней части танка за башней был отсек, в котором можно было разместить дополнительный боезапас, ЗИП или даже одного человека. Радиостанция размещалась в корпусе, у  левого борта.

Вооружение

В башне размещено основное вооружение. В качестве вспомогательного оружия использовали 7,62мм пулемет ДТ в танковой установке, с ленточным питанием. Основное вооружение варьировалось: можно было установить пулемет 12,7мм ДК/ДШК, 20мм пушку ТНШ, или 50мм автоматический миномет МАТ-50. На картинках, по понятной причине изображен вариант с МАТ-50. Все вооружение размещалось в башне и обслуживалось командиром.

Бронирование

Фронтальные проекции танка были выполнены из 12мм бронелиста, литая маска пушки имела толшину 15мм, сама башня – 12мм по кругу. Борта и корма – 6мм, понтон – 6мм, крыша/днище — 4 мм.

Выпускался ПТ-5 малыми сериями на протяжении всей войны, стал основой для множества неплавающих гусеничных, всего выпущено около 2 тысяч единиц.

Боевое применение

Машины активно применялись во многих мелких и крупных конфликтах, начиная с Халхин-Гола и заканчивая десантом на Курилы в 1945-м году.

Подписаться
Уведомить о
guest

17 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account