Создание противотанковой артиллерии в США началось только в конце 30-х годов. До этого противотанковые роты пехотных полков вооружались крупнокалиберными 12,7-мм пулемётами Браунинг М2. В подразделениях морской пехоты для борьбы с бронетехникой кроме крупнокалиберных пулемётов планировалось использовать старые 37-мм пехотные штурмовые пушки M1916.
Несмотря на соображения военных специалистов насчет необходимости разработки и принятия на вооружение специализированных противотанковых орудий, только гражданская война в Испании стала толчком для изменения сложившейся ситуации. В 1939 году Департамент вооружений армии США принял решение о разработке новой противотанковой пушки. Большое влияние на облик и конструкцию проектируемого орудия оказала немецкая 37-мм Pak 35/36.
Генералы хотели иметь на вооружении лёгкую пушку, которая могла легко перекатываться силами расчёта, поэтому здравая идея увеличения калибра по сравнению с немецким прототипом была отвергнута. Несмотря на то, что немецкая противотанковая пушка Pak 35/36 послужила отправной точкой в разработке американского противотанкового 37-мм орудия M3, она существенно отличалась от немецкого образца.
Американская пушка M3 имела иные затвор и лафет, а также более длинный ствол с другим шагом нарезов. Боеприпасы у M3 были невзаимозаменяемые с Pak 35/36. В попытке снизить действие усилий отката на станину орудие снабдили дульным тормозом, переименовав в М3А1, но вскоре от него отказались из-за ненужности — отдача 37-мм орудия была небольшой и вполне нормально воспринималась противооткатными устройствами. К тому же гасящий отдачу дульный тормоз при стрельбе направлял часть пороховых газов в бок и низ, что приводило к запылению вокруг орудия, затрудняло наблюдение и демаскировало позицию. Для повышения надежности главная ось станины стала шире. Броневой щит был небольшим и плоским.
Лафет орудия с раздвижными станинами и колёсами с пневматическими шинами. За колёсами на оси монтировались «колёсные сегменты» — фигурные упоры, которые в боевом положении опускались вниз и обеспечивали устойчивость орудия при стрельбе, а в походном положении поднимались для беспрепятственного перемещения пушки.
В отличие от британской 40-мм противотанковой 2-фунтовки для американского 37-мм орудия М3 был разработан широкий спектр боеприпасов различного назначения что, безусловно, повышало боевую ценность орудия и гибкость его применения.
В боекомплект входили осколочно-фугасные и картечные выстрелы, основными же конечно являлись бронебойные снаряды. Первым снарядом такого типа был AP M74 Shot массой 0,87 кг с начальной скоростью 870 м/с. На дистанции 450 м этот снаряд по нормали пробивал 40-мм броню. Позже был принят снаряд типа APC M51 Shot с баллистическим наконечником, бронепробиваемость которого увеличилась до 53 мм. В попытке повысить бронепробиваемость M3 для неё после 1942 года разрабатывались различные варианты адаптеров-насадок с коническим стволом. Некоторые из них (включая британский серийный адаптер «Литтлджон») были испытаны стрельбой, но ни один не приняли на вооружение. По характеристикам бронепробиваемости американское 37-мм противотанковое орудие М3 могло эффективно бороться только с танками, защищёнными противопульной бронёй и примерно соответствовало данным других зарубежных орудий выпущенных в середине 30-х годов.
Массовое производство противотанковых 37-мм орудий началось только в 1940 году. До 1943 года включительно было выпущено более 18000 37-мм пушек М3 и M4A1. Модернизированный вариант орудия M4A1 отличался предохранителем и механизмом горизонтальной наводки.
По штату 1941 года в каждом пехотном полку имелась противотанковая рота с девятью орудиями этого типа, а каждый пехотный батальон имел в своём составе противотанковый взвод с тремя 37-мм пушками.
В качестве тягачей первоначально предполагались тяжелые джипы Dodge WC51, известные в СССР как «Додж три четверти». Но большое число частей получило вместо них лёгкий джип Willys MB. Тягового усилия, развиваемого «Виллисом», вполне хватало для транспортировки орудия.
Впервые в бою 37-мм орудия М3 были применены в конце 1941 года во время японского вторжения на Филиппины. Они оказались весьма эффективны против немногочисленной японской бронетехники, защищённой противопульной бронёй. При массе около 400 кг орудие могло перемещаться и маскироваться силами расчёта, что было особенно важно в условиях бездорожья на заросших джунглями островах.
Поэтому 37-мм пушка M3 оставалась на вооружении морской пехоты США вплоть до конца войны, используясь и против танков, и в роли орудия непосредственной поддержки пехоты. В последнем случае малая мощь осколочно-фугасного снаряда массой 0,86 кг, содержащего 36 г тротила, существенно ограничивала эффективность орудия, но против массированных атак японской пехоты хорошо зарекомендовал себя картечный выстрел M3 со 120 стальными пулями.
Зачастую в частях, использующих пушки М3, производилась замена щитового прикрытия на более высокое и толстое, обеспечивающее защиту от винтовочных пуль. Некоторые части армии США использовали M3 на тихоокеанском ТВД вплоть до конца боевых действий.
В Азии 37-мм орудия оказались достаточно эффективным противотанковым средством, но бои в Северной Африке дали кардинально иную оценку качествам пушки M3. Что, впрочем, неудивительно: орудие было устаревшим ещё на этапе проектирования, оно соответствовало реалиям начала 30-х годов и оказалось неспособным уверенно пробить лобовую броню поздних вариантов немецких средних танков PzKpfw III и PzKpfw IV.
Бои лета 1943 года на Сицилии и в Южной Италии также выявили несостоятельность орудия против современных танков. Если с итальянскими танками 37-мм М3 справлялась, то против немцев повторилась та же ситуация, что и несколькими месяцами ранее в Северной Африке. В связи с этим, начиная с 1943 года 37-мм противотанковые пушки стали выводиться из состава противотанковых подразделений частей, сражающихся с немцами.
Несмотря на то, что пехотные части во второй половине войны стали отказываться от этого орудия, оно устанавливалось на нескольких модификациях танков и бронированных машин. Кроме того, в США создали большое число разнотипных 37-мм колёсных самоходно-артиллерийских установок, призванных повысить мобильность противотанковой артиллерии.
В середине 1943 года американцы свернули выпуск М3А1, заменив ее на конвейере 57-мм пушкой М1, которая представляла собой слегка видоизменённый вариант британской 6-фунтовой Mk II. Позднее появились модификации M1A1 и М1А2, отличавшиеся улучшенным механизмом горизонтального наведения. До окончания Второй мировой войны американской промышленностью было произведено более 15000 орудий, из них около 5000 поставлено в Великобританию.
По своим основным характеристикам американская 57-мм противотанковая пушка полностью соответствовала британскому оригиналу. В качестве тягача обычно использовались автомобили Dodge WC62 и Dodge WC63 с колесной формулой 6х6. На поле боя орудие могло транспортироваться на небольшое расстояние силами расчёта.
Полковая противотанковая рота в 1943 году состояла из трех взводов по три пушки в каждом. Американские военные надеялись, что введение в противотанковые подразделения нового орудия закроет бреши в противотанковой обороне. Но в ходе боёв в Италии выяснилось, что 57-мм орудия М1 способны пробить бронебойным снарядом на дистанции 450 м только бортовую броню немецких тяжелых танков, лобовая броня могла быть пробита на дистанции менее 90 м, что вело к большим потерям.
Ситуация усугублялась тем, что в США так и не были разработаны подкалиберные 57-мм снаряды, за снарядами повышенной бронепробиваемости пришлось обратиться к британцам. Вскоре в боекомплектах появились британские снаряды типа APDS. Но таких снарядов в боекомплекте, как правило, насчитывалось 3-4 шт., и эффективны они были на дистанции не более 450 м. На счастье американцев, тяжелых немецких танков в Италии было немного.
В итоге борьбу с немецкими танками на поле боя было решено возложить на танки и специализированные ПТ САУ, а 57-мм орудия М1 гораздо чаще поддерживали огнём пехоту, чем вели стрельбу по танкам.
В 1942 году в США с использованием артиллерийской части 57-мм орудия М1 началось производство ПТ САУ Т48.
Противотанковая пушка монтировалась на шасси полугусеничного бронетранспортера М3. Машина выпускалась с декабря 1942 по май 1943 года. Всего было построено 962 Т48. Так как особой популярностью в вооруженных силах США эти машины не пользовались и в связи с тем, что американские военные предпочли иметь лучше защищённые и вооруженные самоходки, большинство САУ Т48 были поставлены союзникам-британцам и русским. В СССР поступило 650 таких машин, где они были переименованы в СУ-57.
СУ-57 в основном поступили на вооружение в разведывательные части и подразделения Красной Армии. Именно в их составе они использовались особенно эффективно, являясь по существу бронетранспортером с усиленным вооружением. Как противотанковое же средство к 1944 году САУ Т48 безнадежно устарела. Тем не менее, установки активно использовались до самого конца войны, принимая участие в Берлинской и Пражской операциях.
Американцы быстро учились и умели извлекать уроки из происходящего. Узнав о неэффективности британских 2-фунтовых пушек, в 1942 году на базе 3-дюймовой зенитки М3 они начали разработка противотанкового орудия. Новая 76,2-мм противотанковая пушка получила обозначение М5.
В связи с тем, что разработчики решили использовать новые боеприпасы, патронник по сравнению с зенитным орудием был изменён. В целях ускорения создания орудия лафет взяли от 105-мм гаубицы М101. На орудии был первоначально сохранён прямой броневой щит, на поздних вариантах его заменили наклонным. Орудие получилось достаточно тяжелым и массивным. Масса в боевом положении приближалась к 2600 кг, впрочем, оно было примерно на 400 кг легче, чем британская «семнадцатифунтовка».
По эффективности орудие оказалось сравнимо с британским, на дистанции около 900 м бронебойный 6,8-кг снаряд, покинувший ствол со скоростью 792 м/с, пробивал 80-мм броню. Скорострельность составляла 12 выстр./мин. Для противотанкового орудия M5 было разработано несколько типов бронебойных боеприпасов, из которых наиболее распространённым стал снаряд с бронебойной головкой (АРС), известный под обозначением М62.
В октябре 1943 года первые орудия прибыли в Италию, где приняли участие в боях, зарекомендовав себя с лучшей стороны. Наконец-то американские артиллеристы получили адекватное противотанковое орудие, способное бороться с германскими тяжелыми танками. Недостатком М5 был большой вес. Для буксировки пушки приходилось применять полноприводный трехосный грузовик, транспортировка орудия на местности расчетом, состоящим из семи человек, была крайне затруднена.
76,2-мм противотанковые орудия М5 так и не заменили в войсках 57-мм орудие М3. Тем не менее, они сыграли ключевую роль в ряде боёв. Так, в ходе отражения немецкого контрнаступления на Мортен в августе 1944 года противотанковые орудия, приданные 30-й пехотной дивизии США, уничтожили четырнадцать немецких танков и несколько бронетранспортёров ценой потери одиннадцати своих орудий и полной гибели нескольких орудийных расчётов.
Кроме противотанковых задач, орудия М5 очень часто использовались в качестве дивизионных. Находясь на переднем крае, они оказывали огневую поддержку пехоте. Естественно, что в этих условиях орудийная прислуга несла ощутимые потери от вражеского огня.
Желая снизить потери и повысить мобильность, американское командование решило перенести тяжесть противотанковой борьбы на специализированные ПТ САУ.
С использованием артиллерийской части М5 создано несколько противотанковых самоходок, самой удачной из которых стала модель М10, представляющая собой шасси танка «Шерман», на котором в открытой сверху башне была установлена пушка М5. У американских солдат M10 также имела неофициальное прозвище «Уолверин» (англ. Wolverine — «росомаха»). Всего американской промышленностью было выпущено 2500 противотанковых пушек М5 , а ПТ САУ М10А1 — 6824 единицы.
В 1943 году на испытания поступила 90-мм противотанковая пушка. На дистанции 900 м она пробивала 150-мм броню. Орудие представляло собой ствол 90-мм зенитной пушки М1, наложенный на станину 105-мм гаубицы M101A1.
Несколько модифицированных орудий под наименованием T8 были направлены на войсковые испытания. Одна 90-мм противотанковая пушка в феврале 1945 года принимала участие в боевых действиях. При этом в ходе эксплуатации орудия возникли серьезные трудности при транспортировке. С учетом того, что вес орудия превышал 7000 кг, а необходимость в буксируемом варианте была неочевидной, противотанковая 90-мм пушка в большую серию не пошла. Танковый вариант орудия использовался на ПТ САУ М36 и танке М26.
После того как в 1944 году во Франции были захвачены немецкие противотанковые орудия Рак 43 и Рак 44, в США начались работы по созданию орудия с аналогичными характеристиками. На базе уже существующего 90-мм орудия Т8 была создана 105-мм противотанковая пушка Т19.
Бронебойный снаряд массой 17 кг покидал ствол орудия с начальной скоростью 945 м/с, пробивая на дистанции 1000 м по нормали 210-мм броню. Несмотря на отличные характеристики бронепробиваемости, окончание войны поставило крест на этой разработке.
В отличие от других стран-участников Второй мировой войны, вооруженные силы США не использовали зенитные орудия среднего и крупного калибра для противотанковой обороны. Причин тому несколько. Во-первых, у американцев в Европе было достаточно других противотанковых средств, во-вторых, американские зенитные орудия калибром от 76,2 мм были достаточно тяжелыми и громоздкими.
Их развёртывание и перебазирование было весьма трудоёмким и длительны делом для расчётов. А сами орудия не имели прицельных приспособлений для стрельбы прямой наводкой.
В то же время 40-мм зенитные автоматы «Бофорс», установленные на модифицированных 2,5-тонных шасси грузовых автомобилей GMC CCKW-353, неоднократно применялись для стрельбы по наземным целям. В том числе и по немецкой и итальянской бронетехнике. Бронебойные снаряды 40-мм зенитного орудия могли пробить 50-мм гомогенную стальную броню на дистанции 500 метров.
Главным же противотанковым оружием американцев в Европе стала авиация. Для всех типов боевых самолётов союзников, в том числе и для тяжелых бомбардировщиков, немецкая бронетехника была «целью №1». Конечно, уничтожить одиночный «Тигр» или «Пантеру» бомбовым ударом «Суперкрепости» или «Либерейтора» было затруднительно, но эти самолёты прекрасно справлялись с разрушением мостов и железнодорожных станций. Истребители-бомбардировщики союзников очень эффективно действовали на немецких транспортных коммуникациях, полностью парализуя всякое движение на дорогах в дневное время. Зачастую выиграв огневую дуэль с противотанковой артиллерией и танками союзников, но оставшись без горючего и боеприпасов, немецкие танкисты были вынуждены бросать полностью исправные машины.
Источник: https://topwar.ru/60915-amerikanskaya-protivotankovaya-artilleriya-vo-vtoroy-mirovoy-voyne.html