От «Потемкина» до «Ретвизана» (и кое-что еще из мира «крейсерской осени»)

19

Всем доброго времени суток, уважаемые коллеги. Как-то само собой вышло, что в плане пока еще развиваемых альтернативных историй у меня вырисовались сразу два непересекающихся мира.

Один из них – это недавний мир «Спасителя Отечества», который можно назвать условно-реалистичным и который пока числится в хобби-работе основным. А вот опытно-экспериментальный «мир крейсерской осени», родившийся случайно, но ставший полем для обкатки всякого рода нестандартных (по крайней мере, для меня самого) идей, представленных сначала здесь,

https://alternathistory.ru/ubiitsa-bronepalubnikov-dlya-rossiiskogo-imperatorskogo-flota/

а потом и здесь,

https://alternathistory.ru/bronenosnye-korabli-imperator-aleksandr-ii-i-imperator-nikolai-i/

Содержание:

Броненосные крейсера «Адмирал Нахимов» и «Память Азова»

«Воители» и «виктории» — эскадренные броненосцы типов «Георгий Победоносец» и «Гангут» из мира «крейсерской осени»

«Благословенные 90-е» русского флота в мире «крейсерской осени»

«Русские иностранцы» в мире «крейсерской осени»

Ловцы «купцов» и эскадренные разведчики

Броненосные крейсера типа «Рюрик» — 1905 год

как-то в последнее время совсем захирел и зачах. И то, что будет представлено сегодня вашему вниманию, призвано исправить сие досадное упущение. Ну и, конечно, просьба не скупиться на штатные военно-морские табуретки, ежели покажется, что создателя предлагаемых для ознакомления альтернативных посудинок куда-то совсем уж не в ту степь (или, вернее, сообразно тематике, не в то море-окиян) занесло. 🙂

Черноморский предтеча «Князя Суворова»

Очередному русскому броненосцу для Черного моря суждено было стать прародителем сразу трех типов своих одноклассников (точнее, даже четырех, если считать еще и американский «Мэйн»). Впрочем, в 1897 году, когда состоялась фактическая закладка «Князя Потемкина-Таврического», как поименовали этот корабль, о таком развитии событий в Морском министерстве еще и помыслить не могли.

После «полтав» с башнями для 8-дюймовок МТК решил проверить, а будет ли столь же оправданным аналогичное размещение орудий калибром помельче. И «Потемкин» уже в начальных вариантах проекта получил не много, не мало, а сразу восемь (!) башен производства Металлического завода с парой 152-мм орудий в каждой.

С внедрением крупповской брони, производство которой как раз начали осваивать в России, удалось серьезно улучшить и защиту корабля. Ее применение позволило ощутимо уменьшить толщину главного и верхнего поясов без ущерба для их прочности. А за счет высвободившегося резерва массы представилось возможным прикрыть трехдюймовой броней как оконечности по ватерлинии, так и основной противоминный калибр броненосца в лице дюжины 75-мм пушек.

Еще одним экспериментом, затеянным на «Потемкине», стало нефтяное отопление котлов. Правда, из-за случившегося в ходе постройки в одном из котельных отделений пожара, испортившего большую часть оборудования, в качестве его замены пришлось установить более привычные угольные котлы. На ходовых качествах броненосца такая замена негативно не отразилась – на испытаниях ему покорилась средняя скорость в 16,5 узла вместо 16 проектных.

Тем не менее, и из-за злосчастного пожара, и из-за всех забот, свалившихся на Черноморский флот и его портовые службы в связи с операцией по овладению Босфором и Дарданеллами в 1899 году, «Потемкину» в какой-то мере не повезло. Его постройка, начатая в Николаеве в декабре 1897 года, длилась вплоть до мая 1905, не позволив кораблю попасть в состав формируемой на подмогу силам Макарова 2-й Тихоокеанской эскадры.

Впервые свое веское слово многочисленным пушкам броненосца удалось сказать лишь во время Первой мировой войны. В этом конфликте именно «Потемкин» являлся флагманом одной из двух бригад черноморских линейных кораблей «додредноутного типа», состоявшей из обновленного «Синопа», «Двенадцати Апостолов» и «Трех Святителей».

Характеристики эскадренного броненосца «Князь Потемкин-Таврический»:

водоизмещение (нормальное/полное) – 13000/13375 т (по проекту – 12625/13000 т);

размеры – 113,16 (длина по ВЛ)/115,37 (длина наибольшая)/22,56 (ширина на миделе)/8,38 (осадка при нормальном водоизмещении фактическая)/8,53 (осадка при полном водоизмещении фактическая) м (осадка при нормальном водоизмещении по проекту – 8,23 м);

мощность машин на испытаниях – 10750 л.с. (по проекту – 10500 л.с.);

скорость на испытаниях – 16,5 узла (по проекту – 16,0 узлов), наибольшая достигнутая – 16,75 узла;

запас топлива  – 750 (нормальный – в том числе 250 т угля)/1125 (полный – в том числе 375 т угля)) т;

дальность плавания фактическая при полном запасе топлива – 3000 миль на 10 узлах (по проекту – 4000 миль на 10 узлах);

бронирование (броня хромоникелевая (палубы, крыши башен и боевой рубки, разделительные переборки в казематах 75-мм орудий) и Круппа):

полный пояс по ватерлинии:

— центральная часть (73,61 м (65 %) длины, 2,29 м ширины, с 1,14 м от верхней кромки начинает утоньшаться к нижней кромке) – 229-114 мм;

траверзы центральной части – 152 мм (прямые, соответствуют поясу по ширине);

— оконечности (39,55 м (35 %), 2,29 м ширины) – 76,2 мм;

верхний пояс (50,9 м (45 %) длины, 2,29 м ширины) – 152 мм;

траверзы верхнего пояса (угловые, примыкают к средней части барбетов башен 305-мм орудий) – 152 мм;

палубы:

— 76,2 мм (карапасная в носу и корме от штевней до траверзов пояса по ватерлинии – с учетом 15,9-мм палубного настила);

— 63,5 (скосы)/50,8 (плоская часть) мм (нижняя (жилая) в пределах центральной части пояса по ватерлинии и его траверзов – с учетом 15,9-мм палубного настила);

— 38,1 мм (верхняя – плоская по верхней кромке верхнего пояса между обводами верхнего пояса и его траверзов и нижнего среднего каземата 75-мм орудий и его траверзов – с учетом 12,7-мм палубного настила);

— 25,4 мм (верхняя – плоская однослойная в пределах кормового каземата 75-мм орудий и его траверзов по верхней кромке каземата (крыша каземата), а также нижнего среднего и носового казематов 75-мм орудий и их траверзов по нижней кромке казематов (пол казематов));

— 25,4 мм (палуба полубака – плоская однослойная в пределах среднего нижнего и носового казематов  и их траверзов по верхней кромке казематов (крыша казематов));

— 25,4 мм (палуба спардека  – плоская однослойная в пределах верхнего среднего каземата 75-мм орудий и его траверзов по верхней кромке каземата (крыша каземата));

барбеты башен 305-мм орудий:

носовой:

нижнее кольцо – 229/76,2 мм (от нижней до верхней палубы внешним диаметром 6,1/5,79 м и высотой 2,29 м (соответственно вне и внутри верхнего пояса и его траверзов));

верхнее кольцо – 229 мм (от верхней палубы до палубы полубака внешним диаметром 7,62 м и высотой 2,59 м, в том числе над палубой полубака – 0,305 м);

кольцевой полик между верхним и нижним кольцами барбета по уровню верхней палубы (диаметром 7,16 м с отверстием в нем диаметром 5,64 м) – 76,2 мм;

кормовой:

— 229 (часть кольца над палубой полубака высотой 0,305 м и внешним диаметром 7,62 м) и 229/76,2 (часть кольца от верхней палубы до палубы полубака (верхнего пояса и его траверзов) внешним диаметром 7,62/7,32 м и высотой 2,29 м) мм;

башни 305-мм орудий (эллиптической формы, длина 9,45 м, ширина 8,15 м, высота вертикальной брони 2,79 м) – 229 мм (вертикальная броня)/57,15 мм (крыша (однослойная))/76,2 мм (пол (однослойный));

барбеты башен 152-мм орудий (внешним диаметром 3,58 м и высотой 2,74 м (концевые, от верхней палубы до палубы полубака – в том числе 0,46 м над палубой полубака) и 0,46 м (средние – только над палубой полубака)) – 152  мм;

башни 152-мм орудий (эллиптической формы, длина 5,11 м, ширина 4,57 м, высота вертикальной брони 2,36 м) – 152 (вертикальная броня)/38,1 (крыша и пол (однослойные)) мм;

казематы 75-мм орудий – 76,2 (бок и траверзы (прямые); траверзы среднего каземата примыкают к 38,1-мм броне 2-го и 3-го дымоходов; траверзы кормового каземата нижней частью примыкают к карапасной палубе в корме)/25,4 мм (разделительные продольные и поперечные переборки между орудиями внутри казематов) мм;

элеваторы боезапаса носового каземата 75-мм орудий между нижней и верхней палубами – 25,4 мм;

дымоходы – 38,1 мм (между верхней палубой и спардеком);

боевая рубка (эллиптической формы, длина 4,72 м, ширина 3,66 м, высота вертикальной брони 2,29 м, в передней части рубки расположен выступающий над крышей рубки пост старшего артиллерийского офицера в форме башенки высотой 0,46 м и диаметром 1,22 м) – 229 (вертикальная броня рубки)/114 (вертикальная броня башенки артиллерийского офицера)/57,15 (крыша рубки и башенки (однослойная))/38,1 (пол (однослойный)) мм;

коммуникационная труба (внешним диаметром 0,99 м и высотой 6,1 м) – 114 мм;

вооружение – 2х2-305х40, 8х2-152х45, 12-75х50 (2 в кормовом каземате на нижней палубе; 8 в средних казематах на верхней палубе и в спардеке; 2 в носовом каземате на верхней палубе), 4-47 (на боевом марсе фок-мачты), 2-37 (для вооружения катеров, не имеют судовых установок), 8 пулеметов (2 на носовом мостике, 2 на кормовом мостике, 4 на боевом марсе грот-мачты), 3-381-мм т.а. (подводные, 6 торпед).

«Княжьи сыновья»

Непосредственным развитием «Князя Потемкина-Таврического» в Российской императорском флоте и конструктивно наиболее подобными ему кораблями стали два черноморских броненосца-додредноута – «Евстафий» и «Иоанн Златоуст».

Их закладка состоялась в Николаеве и Севастополе сразу после того, как два имевшихся там действующих больших стапеля освободились от корпусов «Очакова» и «Кагула». «Иоанн Златоуст» по сроку начала работ (с ноября 1902 года) на четыре месяца опередил «Евстафия». Примерно такое же соотношение сохранилось и на финише постройки, когда их приемка в казну в 1909 году произошла с разбежкой почти в пять месяцев.

Достаточно долгое время этим кораблям пришлось провести на стапелях. Тому способствовала начавшаяся русско-японская война, заставившая изрядно пересмотреть взгляды на вооружение кораблей – и вносить различные изменения в том числе и на уже строящихся боевых единицах.

Изначально «Евстафий» и «Иоанн Златоуст» должны были нести четыре башни с 8-ю 203-мм орудиями вместо восьми более легких «шестидюймовых» башен на «Потемкине» и сохранить противоминные 75-миллиметровки. Но выявившееся малое действие последних по крупным современным миноносцам стало причиной для их замены на дюжину 120-мм пушек. Рост отведенного на эту артиллерию веса и нежелание перегружать корабль вынудили ликвидировать сравнительно тяжелые «восьмидюймовые» башни. Новую противоминную батарею разместили в бронированном каземате на верхней палубе – а под ним теперь располагался каземат для десятка 203-мм 45-калиберных орудий* с шестидюймовой броней, как бы продлевающий собой верхний пояс.

*Справочно:

В описываемом мире в силу несколько иной технической политики, проводимой МТК, 50-калиберные 203-мм и 254-мм пушки так и не появились. Вместо этого с помощью все того же, что и в реальности, английского завода Виккерса было продолжено совершенствование имеющихся аналогичных орудий с длиной ствола в 45 калибров.

В остальной своей части защита этой пары броненосцев повторяла собой примененную на «Потемкине» с утолщением ее в ряде элементов – за счет все того же перехода от башен к казематам. Помимо того, на корабле появилась кормовая боевая рубка, а на крыше носовой – надежно забронированная рубка для дальномера.

Также отказ от башен среднего калибра позволил рациональнее скомпоновать внутренние помещения кораблей. На «Потемкине», к примеру, из-за необходимости вместить погреба кормовой пары башен 152-мм пушек пришлось сильно сдвинуть вперед котельные отделения. А это вылилось и в чрезмерно вычурную форму дымоходов, и в не лучшее прямое соседство стенки котельного отделения с погребом боезапаса носовой башни ГК. В новых броненосцах подобных огрехов удалось избежать. Были в них и иные полезные новшества – вроде улучшенной конструкции башен для 305-мм орудий и их замков, что в сумме существенно повышало и дальность огня, и практическую скорострельность.

В целом же «Евстафий» и «Иоанн Златоуст», несмотря на свою общую устарелость в начавшийся век дредноутов, оказались полезным приобретением для русского флота, достойно проявив себя в морских сражениях Первой мировой.

Характеристики эскадренных броненосцев «Евстафий» и «Иоанн Златоуст»:

водоизмещение (нормальное/полное) (среднее для кораблей серии) – 13125/13750 т (по проекту – 12875/13500 т);

размеры – 115,82 (длина по ВЛ)/118,03 (длина наибольшая)/22,56 (ширина на миделе)/8,33 (осадка при нормальном водоизмещении фактическая)/8,64 (осадка при полном водоизмещении фактическая)/8,23 м (осадка при нормальном водоизмещении проектная) м;

мощность машин на испытаниях (средняя для кораблей серии) – 11000 л.с. (по проекту – 10750 л.с.);

скорость на испытаниях (средняя для кораблей серии) – 16,75 узла (по проекту – 16,5 узла), наибольшая достигнутая – 17,0 узлов;

запас угля – 875 (нормальный)/1125 (полный) т;

дальность плавания фактическая при полном запасе угля – 3000 миль на 10 узлах (по проекту – 4000 миль на 10 узлах);

бронирование (броня Круппа):

полный пояс по ватерлинии:

— центральная часть (75,29 м (65 %) длины, 2,29 м ширины, с 1,14 м от верхней кромки начинает утоньшаться к нижней кромке) – 229-114 мм;

траверзы центральной части – 190,5 мм (прямые, соответствуют поясу по ширине);

— оконечности (40,54 м (35 %), 2,29 м ширины) – 76,2 мм;

верхний пояс (52,12 м (45 %) длины, 2,29 м ширины) – 152 мм;

траверзы верхнего пояса (угловые, примыкают к средней части барбетов башен 305-мм орудий) – 152 мм;

палубы:

— 76,2 мм (карапасная в носу и корме от штевней до траверзов пояса по ватерлинии – с учетом 15,9-мм палубного настила);

— 63,5 (скосы)/50,8 (плоская часть) мм (нижняя (жилая) в пределах центральной части пояса по ватерлинии и его траверзов – с учетом 15,9-мм палубного настила);

— 38,1 мм (верхняя – плоская по верхней кромке верхнего пояса между обводами верхнего пояса и его траверзов и каземата 203-мм орудий и его траверзов – с учетом 12,7-мм палубного настила; внутри каземата 38,1-мм броня (с учетом 12,7-мм палубного настила) применяется только для пола выгородок орудий, между тыльными стенками выгородок палуба имеет лишь 12,7-мм палубный настил);

— 38,1 мм (палуба полубака – плоская в пределах каземата 203-мм орудий и его траверзов по верхней кромке каземата (крыша каземата) – с учетом 12,7-мм палубного настила);

— 25,4 мм (палуба спардека  – плоская однослойная в пределах каземата 120-мм орудий и его траверзов по верхней кромке каземата (крыша каземата));

каземат 203-мм орудий на верхней палубе (длина бортовой брони каземата 48,77 м, высота 2,29 м):

— 152 мм (бок и траверзы (прямые); носовые траверзы примыкают с обеих сторон к середине барбета носовой башни 305-мм орудий);

— 38,1 мм (тыльные и разделительные переборки между орудиями в каземате);

— 114 мм (щиты-маски орудий в каземате);

каземат 120-мм орудий в надстройке спардека (длина бортовой брони каземата 38,4 м, высота 2,29 м):

— 76,2 мм (бок и траверзы (прямые));

— 25,4 мм (тыльные и разделительные переборки между орудиями в каземате);

— 76,2 мм (щиты-маски орудий в каземате);

дымоходы от верхней палубы до палубы спардека – 25,4 мм;

барбеты башен 305-мм орудий:

носовой:

нижнее кольцо – 254/127 мм (от нижней (жилой) до верхней палубы диаметром 7,62/7,37 м и высотой 2,29 м (соответственно вне и внутри верхнего пояса и его траверзов);

верхнее кольцо – 254 (часть кольца над палубой полубака высотой 0,46 м и внешним диаметром 7,62 м) и 254/127 (часть кольца от верхней палубы до палубы полубака (внутри каземата 203-мм орудий и его траверзов) диаметром 7,62/7,37 м и высотой 2,29 м) мм;

кормовой:

— 254 (часть кольца над палубой полубака высотой 0,46 м и внешним диаметром 7,62 м) и 254/127 (часть кольца от верхней палубы до палубы полубака (внутри верхнего пояса и его траверзов) диаметром 7,62/7,32 м и высотой 2,29 м) мм;

башни 305-мм орудий (эллиптической формы, длина 9,65 м, ширина 7,67 м, высота вертикальной брони 2,74 м) – 254 (вертикальная броня)/50,8 (крыша (однослойная))/101,6 (пол (однослойный)) мм;

носовая боевая рубка (эллиптической формы, длина 4,11 м, ширина 7,62 м, высота вертикальной брони 2,29 м; на крыше боевой рубки располагается обзорная броневая рубка эллиптической формы длиной 2,13 м, шириной 5,33 м и высотой 0,76 м; на крыше обзорной броневой рубки располагается носовая дальномерная рубка внешним диаметром 2,13 м и высотой 0,76 м) – 229 (вертикальная броня боевой рубки)/76,2 (крыша и пол (однослойные) боевой рубки)/152 (вертикальная броня обзорной броневой рубки и носовой дальномерной рубки)/76,2 (крыша (однослойная) обзорной броневой рубки и носовой дальномерной рубки)/114 (коммуникационная труба диаметром 1,07 м и высотой 4,57 м) мм;

кормовая боевая рубка (цилиндрической формы внешним диаметром 3,05 м и высотой 3,05 м) – 152 (вертикальная броня)/50,8 (крыша и пол (однослойные))/76,2 (коммуникационная труба диаметром 0,91 м и высотой 4,57 м) мм;

вооружение – 3х2-305х40, 10-203х45 (в каземате на верхней палубе), 12-120х45 (в каземате в спардеке), 4-47 (2 на носовом мостике, 2 на кормовом мостике), 4 пулемета (2 на носовом мостике, 2 на кормовом мостике), 2-450-мм т.а. (подводные, 4 торпеды).

Русские наследники «Цесаревича»

В отличие от целого сонма кораблей, конструктивно так или иначе наследовавших черноморскому «Потемкину», построенные по Франции «Цесаревич» и «Император Александр III» стали прототипом для постройки на отечественных верфях всего двух броненосцев. Эта новая пара «балтийцев» получила имена «Император Павел I» и «Андрей Первозванный».

Работы над ними фактически начались в 1899 году, соответственно в июле и ноябре. При этом до закладки «Павла» большой каменный эллинг Нового адмиралтейства после спуска на воду «Осляби» пустовал почти девять месяцев – все это время шла переработка французского проекта под русские реалии. Зато уже «Андрей» был заложен в каменном эллинге Галерного острова почти сразу после спуска на воду «Дианы».

Предпочтение из всех представленных на конкурс вариантов МТК отдал проекту Д.В.Скворцова. Впрочем, в нем нашли отражение и некоторые из идей конкурентов с Балтийского завода – такие, например, как практически полностью ликвидированные для снижения верхнего веса надстройки в корме. А также измененная конструкция нижней палубы, получившей полноценные скосы, к стыку которых с плоской частью теперь примыкала противоминная переборка.

В отличие от «Цесаревича» и его систершипа, проектное водоизмещение русских кораблей достигло 14000 тонн. А башни восьмидюймовок из центра корпуса переехали к оконечностям и были подняты на палубу выше для уменьшения заливаемости и увеличения углов обстрела.

Однако все позитивные черты проекта изрядно нивелировали огрехи ускоренной постройки и не менее спешных переделок по итогам военного опыта (вроде замены противоминной артиллерии из восемнадцати 75-мм пушек в трех раздельных броневых казематах на дюжину 120-мм). Из-за них броненосцы даже при снятой почти полностью малокалиберной артиллерии с ее припасами и принадлежностью получили 700-800-тонную перегрузку. А их средняя скорость на мерной миле, несмотря на достижение машинами заданной мощности, полузла не дотянула до проектных 18.

Тем не менее, именно «Андрей» и «Павел», вступившие в строй в сентябре и октябре 1904 года соответственно, вместе с «Императором Александром III» и «Ослябей» составили главную силу отправленной на помощь Макарову 2-й Тихоокеанской эскадры. Идти пришлось вокруг Африки – осадка сильно перегруженных новых броненосцев не допускала проход Суэцким каналом. Тем не менее, во Владивосток им удалось попасть, пробравшись мимо японских дозоров, как раз вовремя – почти к самому началу запланированной врагом высадки на Сахалин.

Именно в процессе противодействия этой десантной операции «Андрей Первозванный» получил в борт торпеду от японского дестройера. Обновленная конструкция противоминной переборки, в отличие от примененной на прародителе-«Цесаревиче», выдержала это испытание вполне достойно, не допустив сколь-нибудь обширных затоплений и позволив кораблю своим ходом вернуться во Владивосток. Тем самым скепсис в умах некоторых членов МТК относительно полезности этого элемента был благополучно побежден. Увы, но внедрение такой переборки в конструкцию уже вовсю строящейся на Балтике новой серии броненосцев типа «Ретвизан» без серьезной переделки оказалось невозможным. Вновь появиться на главных кораблях Российского императорского флота ей довелось лишь с переходом к строительству дредноутов.

Характеристики эскадренных броненосцев «Андрей Первозванный» и «Император Павел I»:

водоизмещение (нормальное/полное) (среднее для кораблей серии) – 14750/15500 т (по проекту – 14000/14750 т);

размеры – 118,72 (длина по ВЛ)/121,01 (длина наибольшая)/23,22 (ширина на миделе)/8,5 (осадка при нормальном водоизмещении)/8,84 (осадка при полном водоизмещении) м (осадка при нормальном водоизмещении по проекту – 8,15 м);

мощность машин на испытаниях (средняя для кораблей серии) – 16000 л.с. (по проекту – 16000 л.с.);

скорость на испытаниях (средняя для кораблей серии) – 17,5 узла (по проекту – 18,0 узла), наибольшая достигнутая – 17,75 узла;

запас угля – 750 (нормальный)/1375 (полный) т;

дальность плавания фактическая при полном запасе угля – 3500 миль на 10 узлах (по проекту – 4500 миль на 10 узлах);

бронирование (броня хромоникелевая (палубы, крыши и пол башен и боевой рубки, разделительные переборки в казематах) и Круппа):

полный пояс по ватерлинии:

— центральная часть (83,11 м (70 %) длины, 1,98 м ширины, с 0,99 м от нижней кромки начинает утоньшаться к нижней кромке) – 229-114 мм;

— оконечности (35,61 м (30 %), 1,98 (корма) и 1,98-2,74 (нос – с плавным спуском к тарану) м ширины) – 114 мм;

полный верхний пояс:

— центральная часть (83,11 м (70 %) длины, 1,68 м ширины) – 152 мм;

— оконечности (35,61 м (30 %) длины, 1,68 м ширины, в носу ширина плавно увеличивается до 1,98 м) – 114 мм;

траверзы центральной части верхнего пояса (нижней кромкой примыкают к нижней палубе и ее скосам) – 76,2 мм;

палубы:

— 38,1 мм (нижняя (карапасная со скосами) на всем протяжении – с учетом 12,7-мм палубного настила);

— 50,8 мм (батарейная – плоская по верхней кромке верхнего пояса на всем его протяжении – с учетом 12,7-мм палубного настила);

— 25,4 мм (верхняя – плоская однослойная в пределах кормового каземата 120-мм орудий и его траверзов по верхней кромке каземата (крыша каземата), а также среднего и носового казематов 120-мм орудий и их траверзов по нижней кромке казематов (пол казематов));

— 25,4 мм (палуба полубака – плоская однослойная в пределах среднего и носового казематов 120-мм орудий и их траверзов по верхней кромке казематов (крыша казематов));

противоминная переборка (83,11 м (70 %) длины – 38,1 мм (2 слоя по 19,05 мм);

барбеты башен 305-мм орудий:

нижнее кольцо:

— 76,2 мм (от нижней палубы до батарейной палубы, высотой 2,29 м и внешним диаметром 7,7 м);

среднее кольцо (только носовая башня) – 229 (от батарейной палубы до верхней палубы внешним диаметром 8,0 м и высотой 2,29 м);

верхнее кольцо:

кормовая башня – 229 (от батарейной палубы до  верхней палубы внешним диаметром 8,0 м и высотой 2,82 м, в том числе над верхней палубой – 0,53 м);

носовая башня:

— 229 (часть кольца над палубой полубака высотой 0,53 м и внешним диаметром 8,0 м) и 229 (кормовой сегмент)/190,5 (носовой сегмент) (часть кольца от верхней палубы до палубы полубака внешним диаметром 8,0/7,92 м и высотой 2,29 м, проходящая соответственно вне и внутри носового каземата 120-мм орудий) мм;

башни 305-мм орудий (эллиптической формы, длина 9,65 м, ширина 7,67 м, высота вертикальной брони 2,64 м) – 254 (вертикальная броня)/50,8 (крыша (однослойная))/76,2 мм (пол (однослойный)) мм;

барбеты башен 203-мм орудий  (от батарейной палубы до палубы полубака внешним диаметром 5,33 м и высотой 5,18 м, в том числе над верхней палубой – 0,61 м) – 152 мм;

башни 203-мм орудий (эллиптической формы, длина 7,62 м, ширина 5,11 м, высота вертикальной брони от 2,44 до 2,97 м) – 152 (вертикальная броня)/38,1 (крыша и пол (однослойные)) мм;

казематы 120-мм орудий:

— 76,2 мм (бок и траверзы (прямые, кроме среднего каземата); траверзы среднего каземата угловые, примыкают к 38,1-мм броне дымоходов);

— 25,4 мм (разделительные продольные и поперечные переборки между орудиями внутри казематов);

элеваторы боезапаса среднего и носового казематов 120-мм орудий между батарейной и верхней палубами – 25,4 мм;

дымоходы – 38,1 мм (между батарейной палубой и палубой полубака);

боевая рубка (эллиптической формы, длина 3,66 м, ширина 6,1 м, высота вертикальной брони 1,52 м) – 254 (бок и траверз длиной 3,05 м и высотой 1,52 м, прикрывающий вход)/50,8 (крыша, пол и установленное в ходе достройки кольцо брони шириной 0,305 м со смотровыми щелями шириной 102 мм, прикрывающее просвет боевой рубки (однослойные)) мм;

коммуникационная труба (внешним диаметром 0,76 м и высотой 9,14 м) – 127 мм;

вооружение – 2х2-305х40, 4х2-203х45, 12-120х45 (4 в носовом каземате на верхней палубе, 4 в среднем каземате на верхней палубе, 4 в кормовом каземате на батарейной палубе), 4-47 (на носовом мостике), 2-37 (для вооружения катеров, не имеют судовых установок), 8 пулеметов (2 на носовом мостике, 6 на палубе полубака), 4-381-мм т.а. (2 надводных, 2 подводных, 8 торпед).

«А также применимые для яхтенной службы…».

Идея постройки новой яхты для собственных нужд вынашивалась генерал-адмиралом еще с 1893 года. Но в те годы в свете готовящейся операции по захвату черноморских проливов и требуемых для нее затрат была временно отложена в долгий ящик по прямому указанию императора. Вновь вернуться к ней удалось только в 1901 году.

К этому моменту особый «штабной и посыльный» корабль понадобился еще и наместнику государя на Дальнем Востоке. А еще требовалось чем-то временно занять малый открытый стапель и каменный эллинг Балтийского завода после спуска на воду канонерской лодки «Хивинец» и крейсера «Алмаз». Кроме того, после отказа от постройки «безбронного судна» по проекту адмирала С.О.Макарова у Морского министерства высвободилось некоторое количество средств. Сложившиеся в такую комбинацию звезды определенно поспособствовали появлению на свет «Светланы» и «Волги», как назвали новые корабли.

Формально они считались по проекту крейсерами 2-го ранга. Однако при этом также должны были иметь возможность применения в качестве минных заградителей и быть пригодными для яхтенной и посыльной службы.

Генерал-адмиральская «Светлана» и наместническая «Волга» получили достаточно своеобычную архитектуру с клиперским форштевнем, элегантным кормовым подзором, необходимым также для упрощения минных постановок и обширным адмиральским салоном на верхней палубе в корме. Но при этом они также имели полную броневую палубу со скосами, шесть 120-миллиметровок и минные рельсы на верхней палубе, которые в обычное время прикрывались для удобства перемещения по кораблю съемными напольными деревянными панелями. На эти рельсы можно было принять – правда, исключительно в перегруз и с полным исключением при этом действия кормовой группы артиллерии –  до 100 мин, причем только новых, образца 1904 года, с увеличенными якорями-тележками.

Работы над «Волгой» начались в июле 1901 года, над «Светланой» – тремя месяцами позже. В строй они вошли соответственно в сентябре и ноябре 1904 года, отправившись на Дальний Восток сразу после приемных испытаний, на которых оба корабля даже чуть превзошли проектную скорость в 20 узлов. В том была заслуга тщательно проработанного проекта, почти не корректировавшегося в процессе постройки, а также качества исполнения работ лучшим российским судостроительным предприятием в лице Балтийского завода – и в этой связи полного отсутствия перегрузки. Ну и, несомненно, вышедших весьма удачными обводов корпуса

Занятно, что вкупе с «Варягом» и «Аскольдом» именно эти два крейсера-яхты фактически олицетворяли собой в русском флоте ранние идеи Морского министерства о двух типах бронепалубных крейсеров в 6000 и 3000 тонн. Собственно, именно в качестве ближних разведчиков при 2-й эскадре Небогатова, а затем в составе объединенного русского флота на Дальнем Востоке данным кораблям как раз и удалось проявить все свои лучшие качества.

Характеристики бронепалубных крейсеров «Светлана» и «Волга»:

водоизмещение (нормальное/полное) (среднее для кораблей серии) – 2750/3000 т (по проекту – 2750/3000 т);

размеры – 88,54 (длина по ВЛ)/95,25 (длина наибольшая)/11,89 (ширина на миделе)/5,33 (осадка при полном водоизмещении – фактическая и проектная) м;

мощность машин на испытаниях (средняя для кораблей серии) – 7000 л.с. (по проекту – 7000 л.с.);

скорость на испытаниях (средняя для кораблей серии) – 20,25 узла (по проекту – 20,0 узлов), наибольшая достигнутая – 20,5 узла;

запас угля – 250 (нормальный)/500 (полный) т;

дальность плавания фактическая при полном запасе угля – 3000 миль на 10 узлах (по проекту – 3500 миль на 10 узлах);

бронирование (броня Круппа):

нижняя палуба (карапасная со скосами) – 38,1 (скосы)/25,4(плоская часть) мм (с учетом 9,5-мм палубного настила);

элеваторы боезапаса 120-мм орудий – 25,4 мм;

щиты 120-мм орудий – 25,4 мм;

дымоходы (до верхней палубы) – 25,4 мм;

боевая рубка – 50,8 (вертикальная броня)/25,4 (крыша и пол) мм;

коммуникационная труба (от палубы полубака до нижней палубы) – 25,4 мм;

вооружение – 6-120х45, 4-47 (на верхней палубе), 2 пулемета (на носовом мостике), 100 мин (в перегруз).

 «Ближе всех к дредноутам»

Последние русские «классические» (хотя именно к ним этот эпитет, пожалуй, относился в наименьшей мере) броненосцы в очередной раз ознаменовали возврат к идеям, заложенным еще «броненосными кораблями» типа «Император Александр II», а позже развитыми в проекте «пересветов».

Главным «донором» конкретных конструктивных решений для них стал построенный в САСШ «Князь Суворов». Но в результате творческой переработки в МТК полученных из Америки чертежей и спецификаций будущие корабли, проектное водоизмещение которых повысили до 15000 тонн, обзавелись тремя башнями главного калибра, по конструкции аналогичными примененным на черноморских додредноутах типа «Иоанн Златоуст», с шестью 12-дюймовками в них. Компанию им составляли все те же шестнадцать 152-мм пушек, которые теперь числились противоминным калибром.

Достаточно серьезными оказались изменения в бронировании. Так, главный и верхний пояса теперь слились в единый пояс в 15 футов высотой и максимальной толщиной в 9 дюймов, а для дальномера на носовой надстройке предусматривалась бронированная рубка.

Но наибольшие новеллы были припасены для их двигательной установки. «Ретвизан» и однотипные с ним корабли стали единственными броненосцами русского флота, на которых были применены котлы Нормана в количестве 18 штук на каждом. Это было по сути вынужденное решение. У МТК отсутствовало всякое желание снова связываться с не оправдавшими себя в целом котлами Никлосса, а традиционные «бельвили» в отведенный для них объем, и, что более важно, тоннаж в требуемом количестве не умещались. Жалеть о замене не пришлось – на мерной миле корабли, несмотря на 400-600 тонную перегрузку, выдали от 18,54 до 18,97 узла, обставив по этой части своего прародителя. Впрочем, в том также была заслуга удлиненного корпуса с более выгодным отношением длины к ширине и улучшенными по итогам прогонов моделей в Опытовом бассейне обводами.

Родоначальник серии был заложен в каменном эллинге Галерного острова 2 апреля 1903 года – как и «Слава» с «Победой», занявшие собой каменный эллинг Балтийского завода и большой открытый стапель, оборудованный на этом же предприятии на месте разобранного в 1900-1901 годах деревянного эллинга. «Орел», доставшийся Новому адмиралтейству, единственный закладывался уже в июне 1903 года.

«Слава» стала единственным из кораблей серии, вошедшим в строй в 1908 году. «Победа» и «Ретвизан» сделали это только годом позже, а «Орел» и вовсе в феврале 1910 года. Несмотря на отсутствие противоминной переборки, эти броненосцы достаточно высоко оценивались и на их родине, и за рубежом. Некий оставшийся неизвестным английский офицер по сумме боевых характеристик оценил их как стоящие «ближе всех к дредноутам». И эту лестную оценку данным кораблям пришлось, действуя вместе с четверкой новейших броненосных крейсеров типа «Рюрик», отрабатывать уже в ходе Первой мировой войны.

Характеристики эскадренных броненосцев «Ретвизан», «Победа», «Орел», «Слава»:

водоизмещение (нормальное/полное) (среднее для кораблей серии) – 15500/16875 т (по проекту – 15000/16375 т);

размеры – 130,84 (длина по ВЛ)/132,23 (длина наибольшая)/22,56 (ширина на миделе)/8,33 (осадка при нормальном водоизмещении фактическая)/8,89 (осадка при полном водоизмещении фактическая)/8,23 м (осадка при нормальном водоизмещении проектная) м;

мощность машин на испытаниях (средняя для кораблей серии) – 18000 л.с. (по проекту – 17250 л.с.);

скорость на испытаниях (средняя для кораблей серии) – 18,75 узла (по проекту – 18,5 узла), наибольшая достигнутая – 19,25 узла;

запас угля – 1000 (нормальный)/1875 (полный) т;

дальность плавания фактическая при полном запасе угля – 5000 миль на 10 узлах (по проекту – 6000 миль на 10 узлах);

бронирование (броня Круппа):

полный единый пояс:

— центральная часть (85,04 м (65 %) длины, 4,57 м ширины, с 1,14 м от нижней кромки начинает утоньшаться к нижней кромке) – 229-114 мм;

— оконечности (45,8 м (25 %) длины, 4,57 м ширины) – 76,2 мм;

траверзы центральной части пояса (прямые, у бортов нижней кромкой примыкают к скосам нижней (жилой) палубы, высота у борта 4,57 м, высота в центре корпуса 2,29 м) – 152 мм;

казематы 152-мм орудий:

каземат на батарейной палубе (длина бортовой брони каземата 44,2 м, высота 2,29 м):

— 114 мм (бок и траверзы (прямые), кормовой траверз примыкает к обеих сторон к середине барбета средней башни 305-мм орудий);

— 38,1 мм (тыльные и разделительные переборки между орудиями в каземате);

— 76,2 мм (щиты-маски орудий в каземате);

каземат на верхней палубе (длина бортовой брони каземата 26,52 м, высота 2,29 м):

— 114 мм (бок и траверзы (прямые));

— 38,1 мм (тыльные и разделительные переборки между орудиями в каземате);

— 76,2 мм (щиты-маски орудий в каземате);

дымоходы от нижней (жилой) палубы до палубы спардека – 25,4 мм;

элеваторы боезапаса 152-мм орудий между нижней (жилой) и средней (батарейной) палубами – 25,4 мм;

палубы:

— 76,2 мм (карапасная в носу и корме от штевней до траверзов центральной части пояса – с учетом 19,05-мм палубного настила);

— 63,5 (скосы)/50,8 (плоская часть) мм (нижняя (жилая) в пределах центральной части пояса и его траверзов – с учетом 19,05-мм палубного настила);

— 38,1 мм (средняя (батарейная) – плоская по верхней кромке пояса, включая его оконечности, вне пределов нижнего каземата 152-мм орудий – с учетом 12,7-мм палубного настила; внутри нижнего каземата 38,1-мм броня (с учетом 12,7-мм палубного настила) применяется только для пола выгородок орудий, между тыльными стенками выгородок палуба имеет лишь 12,7-мм палубный настил);

— 38,1 мм (верхняя – плоская между обводами верхнего и нижнего казематов 152-мм орудий – с учетом 12,7-мм палубного настила; внутри верхнего каземата 38,1-мм броня (с учетом 12,7-мм палубного настила) применяется только для пола выгородок орудий, между тыльными стенками выгородок палуба имеет лишь 12,7-мм палубный настил);

— 38,1 мм (палуба спардека  – плоская в пределах верхнего каземата 152-мм орудий и его траверзов по верхней кромке каземата (крыша каземата) – с учетом 12,7-мм палубного настила);

барбеты башен 305-мм орудий:

нижнее кольцо:

— 76,2 мм (от нижней (жилой) палубы до средней (батарейной) палубы высотой 2,29 м и внешним диаметром 7,32 м);

верхнее кольцо:

носовая и кормовая башни:

— 229 мм (от средней (батарейной) палубы до верхней палубы высотой 2,74 м, включая часть высотой 0,46 м над верхней палубой, и внешним диаметром 7,62 м);

средняя башня:

— 229 (часть кольца над верхней палубой внешним диаметром 7,62 м и высотой 0,46 м) и 229 (кормовой сегмент)/114 (носовой сегмент) (часть кольца от средней (батарейной) до верхней палубы внешним диаметром 7,62/7,39 м и высотой 2,29 м, проходящая соответственно вне и внутри нижнего каземата 152-мм орудий) мм;

башни 305-мм орудий (эллиптической формы, длина 9,6 м, ширина 7,62 м, высота вертикальной брони 2,74 м) – 229 (вертикальная броня)/76,2 (крыша и пол (однослойные)) мм;

боевая рубка (эллиптической формы, длина 4,57 м, ширина 5,49 м, высота вертикальной брони 2,29 м) – 229 (вертикальная броня)/76,2 (крыша и пол (однослойные)) мм;

коммуникационная труба (внешним диаметром 0,99 м и высотой 6,86 м) – 114 мм;

носовая дальномерная рубка (внешним диаметром 2,13 м и высотой 2,29 м) – 50,8 (вертикальная броня)/25,4 (крыша и пол (однослойные)) мм;

коммуникационная труба от носовой дальномерной рубки к боевой рубке (внешним диаметром 0,51 м и высотой 2,29 м) – 25,4 мм;

вооружение – 3х2-305х40, 16-152х45, 4-47 (2 на носовом мостике, 2 на кормовом мостике), 4 пулемета (2 на носовом мостике, 2 на кормовом мостике), 2-450-мм т.а. (подводные, 4 торпеды).

 

С уважением. Стволяр.

Подписаться
Уведомить о
guest

24 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account