Интересная винтажная статья, которая, думаю, заинтересует коллег.
В январе 1961 годе ловец омаров Клифф Исланд, промышлявший в заливе Каско на северо-восточном побережье США, обнаружил, что якорь его катера зацепился за что-то на глубине около 30 метров. Когда якорь был, наконец, извлечен из воды, на нем оказались части какого-то самолета. После тщательного анализа этих обломков специалисты пришли к выводу, что это остатки самолета, созданного около тридцати пяти лет назад. Затем фотографии найденных остатков были переданы французским экспертам, которые пришли к заключению: найдены обломки «Белой птицы» Нунжессера и Коли…
* * *
ПИОНЕРЫ АТЛАНТИЧЕСКИХ ПЕРЕЛЕТОВ
Первые попытки пересечь Атлантический океан на самолете 6ыли предприняты в 1919 году, сразу после окончания мировой войны. Командование морской авиации США решило показать всему миру высокие летные качества своих новых летающих лодок фирмы «Кертис». Три таких самолета должны были, вылетев из Нью-Фаундленда, достичь Англии с промежуточными посадками не Азорских островах и в Португалии. Однако только одна машина под командованием лейтенанта-командора Альберта Реда достигла намеченной цели. Остальные два самолета совершили вынужденные посадки в океане, и экипажам пришлось пережить немало трудных минут.
Еще в 1913 году английская газета «Дейли Мейл» объявила приз в десять тысяч фунтов стерлингов для пилотов, которые первыми пересекут Атлантический океан между Британскими островами и Нью-Йорком без промежуточных посадок.
Однако претенденты на этот приз нашлись только спустя шесть лет. Два британских летчика, капитан Джон Алькок и лейтенант Артур Браун, на двухмоторном биплане – несколько переделанном английском бомбардировщике «Виккерс-Вими» – 14 июля 1919 годе вылетели из Сен-Джонса (Нью-Фаундленд) и через 16 часов 27 минут достигли берегов Ирландии. Когда главные трудности остались позади, им не повезло. При посадке в районе города Кливдена самолет был сильно поврежден. Этот смелый перелет не получил широкой огласки и вскоре был забыт: заключение Версальского мира и ожесточенная гражданская война в России волновали тогда умы гораздо сильнее.
К идее перелета через Атлантический океан из Америки в Европу или наоборот вернулись во второй половине 1920-х годов, когда усовершенствованная авиационная техника привела к ожесточенной конкуренции между самолетостроительными компаниями. К такому полету стали готовиться американские и французские летчики.
Однако первые шаги оказались неудачными. Известный французский ас Рене Фонк, сбивший в войну 75 немецких самолетов, при попытке пересечь Атлантику потерпел серьезную аварию на Рузвельтовском аэродроме под Нью-Йорком.
Его трехмоторный самолет конструкции Сикорского был разбит, а два члена экипажа погибли. При заключительных испытаниях разбился трехмоторный «фоккер», предназначавшийся для трансатлантического перелета американского летчика Ричарда Бирда, только что совершившего несколько смелых полетов на севере и достигшего Северного полюса по воздуху. Разбились и два американских военно-морских летчика Ноэль Девис и Стантон Вустер, также собиравшихся лететь из США в Европу. Но летчики, а главное, авиационные компании, строившие их самолеты, торопились. Никто не хотел опоздать. Ведь пересечение Атлантики сулило новые заказы на самолеты, а, следовательно, и большие барыши.
«БЕЛАЯ ПТИЦА» БЕРЕТ СТАРТ
В обстановке нервозности и спешки начали готовить свой перелет и французские летчики Шарль Нунжессер и Франсуа Коли. Командиром самолета был Нунжессер. В годы войны он был одним из лучших асов французской авиации. Встреча с «ньюпором» Нунжессера заставляла сжиматься в тревожном предчувствии сердца пилотов кайзеровской авиации. Сорок пять немецких самолетов с черными мальтийскими крестами на крыльях ссадил он на землю. Во Франции только Рене Фонк и Жорж Гюинмер имели лучший боевой счет…
Самолет, которому летчики вверяли свои жизни – биплан фирмы «Левассор» с мотором «Лоррен-Дитрих» в 450 л. с., – представлял собой, по образному выражению одного из французских журналистов, «летающую цистерну». Действительно, из пяти тонн его взлетного веса четыре приходилось на бензин, заполняющий баки! Для максимального облегчения машины пилоты отказались от радио. Больше того, колесное шасси после взлета должно было сбрасываться, и самолет, не имевший ни фюзеляжа «летающей лодки», ни поплавков, должен был садиться на воду на рейде Нью-Йорка!
Несмотря на все эти ухищрения, горючего было в обрез. Зато на борту биплана был нарисован «фирменный знак» Нунжессера – червовый туз с гробом, черепом и двумя скрещенными костями, – будто бы принесший пилоту удачу в десятках воздушных боев.
Ранним утром 8 мая 1927 года на аэродроме Бурже под Парижем толпа французов и любопытствующих туристов провожала «Белую птицу».
…Последние минуты прощения. Вот Нунжессер и Коли занимают месте в самолете. Стоя на сиденье, они машут руками, отвечая на приветствия толпы. Почти ежесекундно вспыхивают магниевые вспышки фотографов. Никто не подозревает, что это последние снимки смелых летчиков.
Вот вздрогнул и завертелся винт «Белой птицы». Считанные секунды, и он превратился в прозрачный круг. В 5 час. 18 мин. самолет начал разбег. Тяжелая машина долго не хотела отрываться от земли. Наконец она в воздухе. Нунжессер и Коли эскортируют несколько французских самолетов. Начался первый перелет через Атлантический океан в направлении с востока на запад!
«ОБМАН, САМЫЙ ЧУДОВИЩНЫЙ ЗА ВСЮ ИСТОРИЮ ПЕЧАТИ»
Потянулись томительные часы ожидания. Только на следующий день, в 16 час. 40 мин. – через 32 часа 20 мин. полета, – было получено первое сообщение из Бостона, расположенного на Американском континенте: «Белая птица» пролетела, направляясь к Нью-Йорку.
Уже в 17 часов 15 минут взвинченные долгим ожиданием парижане рвали из рук газетчиков специальный выпуск газеты «Пресса». С первой полосы бросались е глаза заголовки, набранные крупными буквами:
Золотые герои французской авиации!
Нунжессер и Коли добились успеха!
Волнующие этапы великого рейда.
Далее следовали подробности прибытия французских летчиков:
«Когда самолет Нунжессера появился на рейде Нью-Йорка, впереди него летела эскадрилья во главе с командующим морской истребительной авиации майором Фулуа. При появлении «Белой птицы» завыли сирены и корабли подняли приветственные флаги. Многочисленные лодки зрителей вышли в залив, а в воздухе кружились военные, а также гражданские самолеты, нанятые студиями кинохроники и крупными газетами.
Приводнение произошло исключительно удачно, и самолет был тотчас же окружен многочисленными судами, а несколько гидросамолетов летали над ним на низкой высоте. Нунжессер и Коли, сев на воду, мгновенье оставались неподвижными в своем самолете, как бы нечувствительные к приветствиям. Потом они поднялись и обнялись. К самолету подошла моторная лодка и повезла Нунжессера и Коли к Набережной. Их ожидала огромная толпа…»
Однако сообщений, подтверждающих прибытие «Белой птицы» в Нью-Йорк, не последовало. Самолет с двумя смелыми летчиками без вести пропел где-то в Атлантическом океане. Обманутые и оскорбленные толпы парижан пытались пробиться к зданию редакции газеты «Прессе». Усиленный наряд полиции с трудом сдерживал разъяренных людей, в исступлении кричавших:
– Бей обманщиков!
Но тогда так и осталась загадкой причина этой непонятной и бессмысленной «газетной утки»…
* * *
Два года назад раскрылась
«загадка этого обмана, самого чудовищного за всю историю печати».
В 1964 году в Париже вышла книга известного французского журналисте Жорже Ревене «Глаза, чтобы видеть». В ней автор, один из основных участников этой неприглядной истории, рассказал, как все произошло.
Сразу же после старте «Белой птицы», пишет Равен, все редакции мире были в напряженном ожидании событий. Наконец поступило сообщение, что смелых летчиков видели под Бостоном. Значит, до цели оставалось всего несколько сотен километров! Основная преграде – Атлантический океан преодолен!
– Дети мои! – вскричал главный редактор. – Они выиграли! Теперь наша очередь выиграть. Нужно, чтобы наша газета вышла раньше всех! Важно начать печатать, как только будет получено сообщение. Уже сейчас нужно подготовить материал о благополучном приземлении.
Однако «добровольцев» для выполнения этого задания не нашлось. Тогда главный редактор поручил сделать это Равену.
– Давайте пятьдесят живых строчек!
– Может, подождать более солидных сообщений? – возразил молодой репортер.
– Чтобы оказаться ни с чем? Вы сошли с ума, мой дорогой! – Уклониться было нельзя. Приказ есть приказ!
Так был написан этот злосчастный репортаж, который в конце концов привел к краху и закрытию газеты «Пресса».
Загадке гибели «Белой птицы» окончательно не решена до сих пор. Что случилось со смелыми французскими летчиками совсем недалеко от конечной цели их перелете? Исчерпывающе не этот вопрос до сих пор ответить трудно.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Летчик-испытатель Владимир КОККИНАКИ:
ШАНСОВ НА УСПЕХ БЫЛО МАЛО
С просьбой прокомментировать события 40-летней давности наш корреспондент обратился к дважды герою Советского Союза генерал-майору авиации B. К. КОККИНАКИ, который со штурманом М. X. Гордиенко на самолете «Москва» 28 апреля 1939 года совершил перелет от Москвы до острова Мискоу на восточном побережье Америки. Вот что сказал прославленный летчик:
«Наш путь над водами Северной Атлантики почти совпадал с маршрутом Нунжессера и Коли.
Что случилось с их самолетом? Сейчас, спустя чуть ли не полвека после катастрофы, объяснить ее причину очень трудно. Скорее всего, французские летчики погибли во время вынужденной посадки на воду из-за нехватки горючего. Над Атлантическим океаном почти постоянно дуют с запада на восток сильные ветры. Именно поэтому первые успешные перелеты через океан были совершены как раз из Америки в Европу, здесь летчикам помогал «попутный ветерок». С сильными встречными ветрами встретились и мы с Михаилом Харитоновичем Гордиенко во время полета в Америку.
«Белая птица» имела горючего, что называется, «впритирку» долететь до Нью-Йорка. Конечно, в расчетах на расход горючего учитывалась возможность встречных ветров, но их скорость могла оказаться больше предполагаемой…
Мысленно проложив маршрут Нунжессера и Коли на карте от Парижа до залива Каско, можно увидеть, что летчики полетели над Ньюфаундлендом и островами вблизи побережья Северной Америки, где можно было совершить посадку в случае каких-нибудь неполадок. Видимо, они на последних каплях горючего тянули к Нью-Йорку, а когда стало ясно, что до него не долететь, круто повернули к берегу.
Можно попытаться объяснить и неудачу при посадке. «Белая птица» представляла собой одномоторный сухопутный биплан, колесное шасси которого было сброшено для облегчения веса сразу же после старта. Конечно, фюзеляж был в какой-то степени герметизирован, а пустые баки для горючего должны были создавать дополнительный запас плавучести.
Однако посадка такого фактически сухопутного самолета на воду сопряжена с большими трудностями. Обычно скорость самолета гасится при пробежке по земле или скольжении по воде. Здесь же это было исключено. Нунжессер и Коли должны были вести («выдерживать») самолет в нескольких сантиметрах or поверхности воды до тех пор, пока он не потеряет почти полностью скорость. Малейшая ошибка в ту или другую сторону может дорого обойтись – самолет врежется в воду или разобьется при посадке «плюхом» со слишком большой высоты. К этому следует добавить, что, судя по сообщенному весу самолета без горючего (около тонны), при взлетном весе в пять тонн запас прочности был, видимо, невелик.
Кроме технических причин, затрудняющих посадку, могли быть и психологические. Посадка на воду имеет свои особенности, а Нунжессер был летчиком «сухопутным». Конечно, он мог перед полетом тренироваться на гидропланах, однако при аварийной посадке могли сказаться многолетние рефлексы, тем более она производилась после утомительного перелета.
«Белая птица» не была гидропланом, способным к глиссированию. Даже при самой удачной посадке неизбежны были поломки и повреждения.
Конечно, всё это предположения. Однако базируются они на известных конкретных фактах. А они упорно и настойчиво говорят, что организация полета была не на высоте. Его устроители, представители авиационной и моторостроительной фирм, больше всего думали о рекламе и, боясь, что их кто-нибудь опередит, очень мало заботились о судьбе двух французских летчиков, перед мужеством которых нельзя не преклоняться».
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Авиаконструктор Владимир ШАВРОВ:
ТЕХНИЧЕСКИ ПОЛЕТ НЕ БЫЛ ПРОДУМАН ДО КОНЦА
Мне кажется, что объяснить причины катастрофы не так уж трудно. Вернее всего, что произошла она при вынужденной посадке на воду из-за нехватки горючего. Правда, фюзеляж «Белой птицы» был сделан водонепроницаемым, и под мотором ему даже была придана некоторая килеватость, да и пустые баки создавали более чем достаточный запас плавучести. Однако даже простейший гидростатический расчет показывает: самолет не мог плавать в горизонтальном положении, а только с сильно погруженным носом и поднятым хвостом. Нос фюзеляжа, как и у всякого сухопутного самолета, был относительно короток и не обеспечивал «ватерлинии», свойственной корпусу летающей лодки или же поплавковому самолету. Самолет мог плавать, если его опустить на воду при нулевой скорости.
На самом же деле даже при посадке «с плюхом» скорость была не такая уж малая, порядка 50-60 км/час. В этих условиях полный капот через голову при посадке на воду, да еще при океанской волне, был неизбежен. Посадка на сушу, особенно на траву, была бы менее опасной, да она, собственно, и предполагалась как нормальная. Видно, что техническое обеспечение перелета не было всесторонне продумано, особенно – возможная посадка на воду.
К тому же самый полет в направлении с востока на запад тоже происходил в невыгодных условиях, тек как ветры над Атлантикой почти всегда дуют с запада на восток. И вообще шансов на благополучный исход было не так уж много.
И все-таки перелет был, по существу, выполнен, Нунжессер и Коли пересекли океан и достигли противоположного берега, а погибли совсем недалеко от цели.
источник: М. НОВИКОВ, инженер-подполковник «»БЕЛАЯ ПТИЦА». ПЕРВЫЙ И ПОСЛЕДНИЙ ПОЛЕТ…» «Техника-молодежи» 1966-08