Экспериментальный самолет Göppingen Gö 9. Германия
Статья Петера В. Кохауса (Peter W. Cohausz) «Goppingen Go 9» из журнала «FLUGZEUG CLASSIC» 4/2002 была переведена уважаемым коллегой NF и немного доработана мной. Перевод был выполнен в мае 2017 года.
Предисловие редакции: Когда в конце 1939 года компания Dornier впервые представила Имперскому министерству авиации (Reichsluftfahrtministerium – RLM) предварительный проект Do 335, то сотрудники министерства скептически отнеслись к данному предложению и не поверили, что обычный самолет сможет устойчиво летать с расположенным сзади воздушным винтом. В ответ на этот скепсис компанией Dornier расположенной в Наберне (Nabern) компании Вольфа Хирта (Wolf Hirth) была заказана постройка экспериментального самолета для демонстрации эксплуатационной надёжности подобной концепции привода силовой установки.
Этот экспериментальный самолет в компании Hirth получил типовое обозначение Gö 9, поскольку компания расположена неподалеку от Гёппингена (Göppingen). Конструктор (Wolfgang Hütter) не стал разрабатывать абсолютно новый самолет и взял за основу изготовленную в масштабе 1:2,5 модель бомбардировщика Do 17. Вся конструкция высокоплана Gö 9 была полностью изготовлена из древесины.
Благодаря расположенному в задней части фюзеляжа воздушному винту, крестообразному хвостовому оперению и носовой стойке шасси Gö 9 выглядел очень элегантно. 80-сильный двигатель Hirth HM 60 R был установлен в фюзеляже сразу за кабиной и вращал расположенный в хвосте деревянный воздушный винт с помощью вала длиной в 4 метра.
Прежде чем силовая установка была размещена на самолете, на земле были проведены многочисленные испытания двигателя с длинным валом и с воздушным винтом. Оба топливных бака представляли собой подобные трубам конструкции, расположенные в носовых частях консолей крыла. Пол кабины пилота был изготовлен из плексигласа, и летчик со своего места мог видеть уровень топлива в баках. Так как топливные баки располагались выше двигателя, топливный насос для его подачи не был нужен.
Первый полет экспериментального самолета Gö 9 состоялся в июне 1941 года в Менгене (Mengen) и был выполнен на буксире. Нанесенный на поверхности самолета номер гражданской регистрации D-EBYW свидетельствовал о гражданском назначении машины. Затем последовали испытательные полеты уже без самолета-буксировщика. Среди пилотов, принимавших участие в тестировании этого экспериментального самолета, был «Иван» Квенцлер („Iwan» Quenzler) из испытательного центра ВВС, Рехлин. Проведенные испытания подтвердили успех концепции.
В 1945 году Gö 9 использовался для испытаний носовой стойки шасси, для чего был перевезен в Вайлхайм (Weilheim). После установки на самолет различных измерительных приборов его вес стал настолько большим, что он мог только совершать пробежки по аэродрому.
Концом Gö 9 стал апрель 1945 года, когда в Вайлхайм вошли американцы, освободившие угнанных в Германию иностранных рабочих. Под воздействием эйфории от освобождения эти люди уничтожили Gö 9 как один из символов ненавистных им страны и режима.
Комплект приборов экспериментального самолета Gö 9
Экспериментальный самолет Gö 9 имел относительно маленькую кабину с большим остеклением, дававшим хороший обзор почти во все стороны. Впереди находилась по форме подобная грибу приборная панель, на которой были расположены пилотажно-навигационное оборудование и приборы для контроля за работой силовой установки. Расположение пилотажно-навигационного оборудования было обычным; оборудование для контроля за работой силовой установки располагалось на правой стороне приборной панели. На обеих боковых стенках кабины располагались оставшиеся приборы, такие как рычаги для подачи газа и регулировки балансировки.
К сожалению, осталось несколько нечетких фотографии кабины Gö 9 и при реконструкции установленного в кабине оборудование приходится больше опираться на предположения. Это будет продолжаться до тех пор, пока, возможно, не появятся неизвестные пока изображения.
Поскольку на экспериментальном самолете Gö 9 устанавливался двигатель Hirth HM 60, то можно исходить из предположения, что часть оборудования, использовавшегося на этой машине, была позаимствована с Klemm L 25, поскольку на самолетах данного типа часто устанавливались такие же двигатели. В остальном оборудование Gö 9 было подобрано с учетом летных параметрах этого самолета.
Данные, которые являются предположениями, в легенде к снимкам отмечены курсивом. Вследствие особенностей конструкции баков приборы для замера количества топлива в них были не нужны. Однако несмотря на это снимок приборной панели позволяет предположить наличие такого же пневматического прибора для замера количества топлива, как и на самолете Klemm L 25. Можно предположить, что речь идет об отмеченном желтым цветом приборе №7 (вероятно это топливный манометр со шкалой до 0,5 кг/см²); прибор №6, вероятно, выполняет другие функции.
экспериментальный самолет Gö 9 в полете над Менгеном
редкий исторический цветной снимок экспериментального самолета Gö 9 в Наберне во время установки оборудования
запуск двигателя осуществлялся вручную
до сих пор единственный известный снимок приборной панели экспериментального самолета Gö 9
на данном снимке хорошо показана стройная конструкция экспериментального самолета Gö 9
приборная панель экспериментального самолета Gö 9. Номерами отмечены отдельные приборы
№ | Прибор | Шкала измерений | Серийный № прибора |
1 | магнитный компас (Plath) | ||
2 | указатель поворота (Askania Lge 1K) | ||
3 | статоскоп-вариометр | +10 / -10 м/с | Fl 22381-10 |
4 | высотомер малых и больших высот (Fueß) | 0-10000 м | Fl 22320 |
5 | неизвестный прибор предположительно индикатор балансировки) | ||
6 | воздушный насос для счётчика расхода бензина (Maximall) | Fl 20740 | |
7 | счётчик расхода бензина (Maximall) | 0-? л | Fl 20704 |
8 | Бортовые часы Bo-ÜK1 (Junghans) | Fl 23885 | |
9 | указатель скорости (Bruhn) | 50-250 км/ч | Fl 22227 |
10 | манометр (?) | ||
11 | выключатель зажигания SSH 32/8Z (Bosch) |
Fl 21107 |
|
12 | телетахометр (Siemens или Horn) | 0-2400 об/мин | |
13 | индикатор положения шасси | ||
14 | рукоятка тяги [*] | ||
15 | рукоятка тяги [*] | ||
16 | рукоятка тяги [*] | ||
17 | таблица девитации (?) |
* – предположительно для аварийного сброса фонаря кабины, воздушного винта (?) или для аварийного выпуска шасси
Использованная литература:
• Peter F. Selmger „Segelflugzeuge-. Stuttgart 1986
• Luftfahrt International 9/1980 und 11/1980