Опытные планеры-перехватчики Blohm und Voss BV 40. Германия
Годы Второй Мировой войны характеризуются беспрецедентным развитием безмоторных летательных аппаратов как по количеству построенных машин, так и по их военному значению. Воздушно-десантные операции были в центре внимания, привлекая как военных, так и заинтересованных гражданских лиц. В то время планеры были единственным вариантом перевозить на значительные расстояния большое количество солдат и технику средней тяжести. Несмотря на ряд негативных событий, их боевое применение можно считать очень успешным.
Успешное применение планеров привело к решению использовать их для других задач кроме транспортировки войск и техники. Так появились проекты и прототипы планеров, которые предназначались для скрытой – вследствие отсутствия силовой установки – бомбардировки важных целей. Немецкие планеры Habicht с намеренно уменьшенной площадью крыла использовались для обучения пилотов ракетных перехватчиков Messerschmitt Me 163.
Однако самым примечательным проектом боевого планера следует считать «планер-перехватчик» BV 40, чьим «духовным отцом» являлся главный конструктор гамбургской компании Blohm und Voss доктор технических наук Рихард Фогт. В то время как подавляющее большинство более или менее фантастических проектов, предназначенных для противодействия налетам бомбардировщиков союзников на Германию и возникших в конце войны, когда дни Третьего рейха были уже сочтены, доктор Фогт продемонстрировал удивительную проницательность уже в январе 1943 года, когда воздушное наступление американцев было только начато.
Изучая результаты первых боев, доктор Фогт пришел к выводу, что классические одно- и тем более двухмоторные истребители имеют слишком большие размеры, чтобы разбить плотные соединения взаимодействующих друг с другом тяжелых бомбардировщиков американцев, и слишком уязвимы от огня мощных и дальнобойных 12,7-мм пулеметов противника (лоб Fw 190 с его радиальным двигателем общей площадью 1,5 м² представлял собой хорошую цель для стрелков В-17, способных поражать ее с расстояния более чем 1000 метров). По мнению доктора Фогта против групп «летающих крепостей» союзников следует выпускать малозаметные маленькие планеры, каждый из которых в своем единственном быстром пролете сквозь строй противника мог бы сбить или повредить американский тяжелый бомбардировщик.
С точки зрения Рихарда Фогта это должен был быть летательный аппарат простейшей конструкции, который мог бы изготавливаться в больших количествах из недефицитных материалов и с использованием непрофильных производственных мощностей и неквалифицированной рабочей силы. Обычные истребители должны были буксировать эти планеры и перед боем поднимать их на высоту, которая превышает высоту полета бомбардировщиков противника.
Доктор Фогт представил свою концепцию в 1943 году техническому управлению Имперского министерства авиации (Reichsluftfahrtministerium – RLM) и на удивление получил поддержку. Планер BV 40 представлял собой высокоплан угловатых форм.
Кабина, в которой полулежа на подушке размещался пилот, была сварена из стальных листов. Передний лист толщиной 20 мм, боковые и сбрасываемая верхняя панель – 3 мм, дно – 5мм. Лобовое бронестекло было толщиной 120 мм, а две сдвижные бронированные панели закрывали боковые окна. Hоги пилота были защищены 8мм броней. Затем следовала клепаная полумонококовая дюралюминиевая центральная часть фюзеляжа, за которой следовала цельнодеревянная задняя часть.
Крыло и хвостовое оперение были цельнодеревянными. Основу силового набора крыла составляли один коробчатый главный лонжерон, изготовленный из фанеры, и два вспомогательных, размещенных сзади и спереди от главного. В качестве обшивки крыла была использована фанера толщиной 4 мм. К фюзеляжу крыло крепилось с помощью четырех болтов.
Для взлета ВV 40 устанавливался на друхколесную тележку и крепился с помощью 30-метрового троса к одномоторному истребителю (Вf 109 G или Fw 190). Пилот планера сбрасывал тележку шасси сразу после взлета. Посадку пилот планера совершал с использованием выдвижного подфюзеляжного полоза. Для того чтобы длина пробега была минимальной закрылки отклонялись на 50°; отклонение закрылков на 80° допускалось только в экстренных случаях.
Вооружение планера должно было состоять из одной 30-мм пушки MK 103 с боезапасом 70 снарядов и т.н. «петлевого снаряда» (Schlingegerät): под фюзеляжем планера на длинном тросе должен был размещаться небольшой заряд взрывчатого устройства. При пролете мимо бомбардировщиков противника заряд отцеплялся от фюзеляжа и тросом должен был задеть самолет противника с последующим его подрывом.
Впоследствии в техническом управлении сошлись на мнении, что планер должен был вести атаку в лоб на скорости 400 км/ч, сближаясь с целью на скорости 800 км/ч, так что пилот едва ли мог успеть сделать больше одной очереди, которая должна была быть максимально мощной. В результате было решено установить две 30-мм пушки MK 103, а «петлевой снаряд» снять. Обе пушки размещались в выступах между крылом и фюзеляжем и имели боезапас по 35 снарядов, размещенных в центральных частях консолей крыла.
Первый прототип планера-истребителя BV 40 V1 совершил свой первый полет в мае 1944 года, выполнив его с помощью самолета-буксировщика Bf 110. Полет планера прошел штатно. Пилот доложил после полета, что управляемость планера была хорошей, в том числе и в турбулентном потоке за буксировщиком.
После небольших корректировок (база взлетной тележки для большей устойчивости при разбеге была увеличена, а давление в шинах снижено) свой второй полет прототип выполнил 2 июня 1944 года. После отцепления на высоте 800 метров и скорости 240 км/ч пилот планера проверил управляемость машины с выпущенными закрылками. На скорости 150 км/ч управляемость была еще хорошей, но после того как скорость была снижена до 140 км/ч, планер свалился на крыло и рухнул на границу аэродрома, пропахав 25 метров.
К этому времени был готов второй прототип BV 40 V2. Первые два полета на нем были выполнены 5 июня 1944 года. В двух следующих полетах, состоявшихся три дня спустя, была достигнута скорость 330 км/ч при отцеплении на высоте 2200 метров. Третий прототип BV 40 V3 был разрушен во время статических испытаний. Четвертый прототип BV 40 V4 был серьезно поврежден в июне во время выполнения тестовых полетов, и был заменен пятым прототипом, который в Венцендорфе (Wenzendorf) прошел программу испытаний.
27 июля 1944 года шестой прототип BV 40 V6 был перегнан из Штада (Stad) в Венцендорф на буксире за Bf 110. Это был первый дальний перелет планеров данного типа. После полета пилот доложил, что путешествие оказалось крайне утомительным. Лежать ничком, упираясь подбородком, оказалось очень тяжело.
К этому времени установили, что управляемость планера достаточна. Компания Blohm und Voss получила заказ на предварительную серию из 19 машин со сроком готовности к марту 1945 года. Одновременно последовал заказ на установочную партию из двухсот серийных планеров-истребителей BV 40 A.
В июле 1944 года параллельно с выдачей заказов продолжались испытания прототипов, во время которых на высоте 2000 метров была достигнута скорость горизонтального полета 470 км/ч. Согласно расчетам в пикировании BV 40 должен был разогнаться до 950 км/ч. Правда, были сомнения относительно возможного флаттера элеронов и чтобы исключить такую опасность, рассчитывали сократить площадь элеронов на 40%. Провести исследования по этому вопросу планировалось осенью 1944 года.
Однако осенью в связи с катастрофической обстановкой на фронтах руководство RLM пошло на сокращение количества научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Приоритет получило массовое производство обычных самолетов-истребителей. В результате программа BV 40 была закрыта и производственные заказы были отменены; до отмены программы удалось завершить седьмой прототип BV 40 V7.
В заключение следует сказать, что до отмены программы в техническом управлении RLM планировали расширить сферу применения планеров BV 40. Также планировалось установить ракетный или пульсирующий двигатель и даже изменить назначение планера. Флигер-штаб-инженер Тилениус предложил оснастить ВV 40 мелкими бомбами с дистанционными взрывателями для сброса на строй бомбардировщиков. Максимальная нагрузка планировалась из четырех бомб ВТ-700 под крылом. Предполагалось, что пару ВV 40 можно было подвесить под Hе 177 A-5 или B-5. Планировалось поставить автоматическую систему управления, ракетный двигатель или даже использовать планер в качестве буксируемого топливного бака. После отмены программы все эти планы остались на бумаге.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: Blohm und Voss BV 40
Назначение: планер-перехватчик
Статус: прототип
Компания-производитель: Blohm und Voss Schiffswerft, Abteilung Flugzeugbau, Гамбург
Экипаж: 1 чел.
Размеры:
размах крыла 7,85 м
длина 5,70 м
высота 1,70 м
площадь крыла 8,70 м²
Вес:
пустого планера 840 кг
взлетный 1330 кг
Летные характеристики:
скорость буксировки за истребителем Bf 109 G на высоте 5800 метров
с одним BV 40 – 555 км/ч
с двумя BV 40 – 506 км/ч
время набора истребителем Bf 109 G высоты 7000 метрового
с одним BV 40 – 12 мин
с двумя BV 40 – 16,8 мин
Вооружение: две 30-мм пушки МК 108 с боезапасом по 35 снарядов на ствол
Количество изготовленных: 7 экз.
источники:
текст и часть фотографий – VÁCLAV NĚMEČEK Výkres MARTIN SALAJKA «LETADLA 39-45 Blohm und Voss BV 40» «L+K» 18/95, стр. 34/1446
текст и часть фотографий – http://www.airwar.ru/enc/glider/bv40.html