Поколением выше. Что такое шестое поколение в авиации и с чем его едят?
Данный материал выкладывается на сайт из блога коллеги youroker-а на сайте warhead.su.
Наверно, про пятое поколение истребителей знают почти все. F-35, Су-57 — о них говорят в новостях и даже на непрофильных площадках. Но в последнее время всё больше и больше разговоров заходит уже не о пятом, а о шестом поколении. Что это за самолёты и чем они будут отличаться от предыдущих? Об этом и поговорим.
Пиар и русский след
Разделять всю послевоенную историю авиации на пять поколений стали совсем недавно и до сих пор много об этом спорят.
Достаточно чёткие критерии существуют только для обозначения пятого поколения. Это крейсерский сверхзвук (способность совершать длительные полёты со скоростью, превышающей скорость звука. — Прим. ред.), сверхманёвренность (способность сохранять устойчивость и управляемость при большем отклонении от направления полёта, образно выражаясь — возможность «лететь хвостом вперёд». — Прим. ред.) и высокий уровень «стелс» (незаметности для средств обнаружения, в первую очередь — радаров. — Прим. ред.). Копнём чуть дальше в историю — и границы станут гораздо более размытыми. К какому поколению отнести, например, F-111 и F-117? А «Харриер»?
И даже в ходе работ над ATF (будущие XF-22 и XF-23) «стелс» появился не сразу. Сначала это были выскоманёвренные истребители с использованием лишь некоторых методов снижения заметности. Сегодня их назвали бы максимум поколением «четыре с плюсом»
Так что поколения — это искусственно сконструированное понятие, не имеющее ничего общего с реальным самолётостроением. Чистой воды пиар. И как ни странно, первыми эту «игру» начали мы. Нет, не редакция WARHEAD.SU, а Российская Федерация.
Конечно, термин «новое» или «следующее поколение» встречался на Западе даже в конце 80-х. Но широко его стали использовать лишь в 1994 году, после того как в российской прессе впервые употребили «пятое поколение» для описания истребителя МФИ (будущего МиГ 1.44). Термин быстро прижился и мигрировал за океан.
МиГ-1.44. Первый самолёт, названный истребителем пятого поколения
Теперь он используется везде, где можно, как показатель продвинутости разрабатываемого самолёта.
Так же быстро объяснили, где скрывались и предыдущие четыре поколения. А термин распространился дальше — на танки, корабли, подлодки и многое другое.
Не знаешь, как рекламировать новое оружие, — придумай ему новое поколение (идеально — пятое)! Даже если раньше об этих поколениях никто не слышал.
Но прогресс на месте не стоит, и за пятым неизбежно должно следовать шестое.
Выбор компоновки для перспективного истребителя Boeing Model 988. Этот проект начала 90-х можно назвать переходным от пятого к шестому поколению
Великий скачок
Впервые о создании «шестёрок» задумались в США. Учитывая неоспоримое лидерство американцев в авиастроении, это неудивительно. Правда, создавать ещё более совершенные машины решили отнюдь не потому, что пятое поколение устарело.
В начале 90-х годов стало ясно: «пятёрки» получаются машинами очень сложными, а главное — дорогими. Насытить ими войска будет затратно даже для США. При этом американцы находятся в уникальном положении — конкурентов в этой сфере у них нет. РФ не до самолётов, Китаю ещё десятилетия развиваться до перспективных машин. Отрыв Штатов оценивали минимум в 20 лет.
Конечно, и флот, и ВВС США имели свои программы шестого поколения. На фото: «Боинг» F/A-XX — перспективный палубный истребитель, который должен заменить F/A-18. Справа — беспилотная версия
Учитывая эти преимущества, можно было попытаться уйти в ещё больший отрыв. Не строить массово пятое поколение, а перевести все средства на создание более совершенных самолётов. И когда в начале третьего десятилетия 21-го века остальные страны наконец подойдут к постановке в серию своего пятого поколения, у США в воздухе будет уже шестое. И разрыв станет непреодолимым.
А это уже машина для ВВС. «Локхид-Мартин» NGAD (Next Geneation Air Dominance, «воздушное превосходство нового поколения»)
В целом, военным идея понравилась. Конечно, снимать все средства в пользу перспективных шестёрок не стали, но некоторое финансирование работ обеспечили.
Первым делом нужно было решить, что нового будет в шестом поколении. Предлагались самые различные варианты: крейсерский гиперзвук (гиперзвуковой принято называть скорость более чем в пять раз превышающую скорость звука. — Прим. ред.), оптический камуфляж и многое другое.
Самолёт шестого поколения со ставкой на скорость. Видение «Локхид-Мартин»
В конце концов с основными параметрами определились. Главной фишкой «шестёрок» должно стать опциональное наличие пилота. Самолёты предполагалось создавать с расчётом, что значительная часть машин будет беспилотной. А каждая пилотируемая станет лидером небольшой стайки беспилотных собратьев. Сверхманёвренность распространится на все режимы полёта, в том числе и на максимальных скоростях. Самолёт получит лазерное и гиперзвуковое оружие, возможность чинить мелкие повреждения прямо в воздухе. Ну и стандартный «джентельменский набор»: больше «стелс», лучше электроника и радары, более продвинутая связь и передача данных.
Применения лазерного оружия по наземным целям с беспилотного варианта NGAD от «Боинг»
Пилотируемые истребители шестого поколения ведут в бой беспилотные версии самих себя
Мировые тенденции
Но, как обычно бывает в таких историях, реальность оказалась не столь радужной. Перепрыгнуть целую ступеньку не вышло. Освоение технологий, используемых в пятом поколении, затянулось. А противники догоняли США быстрее, чем ожидалось.
Сосредоточить все средства и усилия на шестом поколении так и не получилось. Но это не означало, что работы не велись. К началу 10-х годов нашего века и флот, и ВВС США достаточно активно финансировали разработку «шестёрок». Требования к ним, правда, немного поменялись.
Лазерное оружие превратилось в лазерные комплексы самозащиты для уничтожения ракет «воздух-воздух». Отказались и от саморемонта. Зато добавили требование большей дальности. По задумке, истребители шестого поколения должны иметь боевой радиус не меньше, чем у стратегических бомбардировщиков.
Программа NGAD переросла в PCA (Penetrating Counter Air, «истребитель прорыва»). Под это дело поменялись и показываемые прессе красивые картинки. Выше вариант PCA от «Локхид-Мартин»
Постепенно американцев нагоняют и другие страны. Информация о работах над шестым поколением появляется всё чаще и чаще по всему миру. При этом концепции машин часто отличаются от американских.
Так, разрабатываемые в Европе самолёты шестого поколения скорее стоит отнести к пятому по ЛТХ (лётно-техническим характеристикам). Машины также создаются в расчёте на опциональную беспилотность или как лидеры беспилотников специальной конструкции. Это, а также желание попиариться, и позволяет с натяжкой относить их к «шестёркам».
Анонсированный недавно британский истребитель шестого поколения «Темпест». Скорее выглядит машиной пятого поколения, но за счёт потенциальной беспилотности дотягивает до шестого
Немецко-французский истребитель шестого поколения. По сути, обычное пятое поколение, но с возможностью вести в бой целую стаю беспилотников. Оттого и записан в шестое
О работе над шестым поколением заявляют и в России. Пока известна только общая концепция, и она мало отличается от американской. Хотя иногда проскакивают утверждения о необходимости крейсерского гиперзвука для такой машины. Отголоски ли это разных проектов или наши просто окончательно с требованиями ещё не определились — не ясно.
Как обычно, меньше всего данных о Китае. Слухи о ведущихся работах есть, но ничего более.
Тем не менее шестое поколение из размытой концепции всё больше приближается к реализации в металле. Сколько времени пройдёт до первого полёта этих совершенных машин, сказать сложно. Как показывает опыт, разработка легко может затянуться на десятилетия. При этом и концепция, и тем более внешний вид, могут легко измениться до неузнаваемости. Остаётся лишь с интересом следить за развитием событий.