Данная статья выкладывается на сайт в продолжение темы анатомии и социологии гномов, поднятой в статье Станислава Дробышевского «Трудно быть гномом». В данной статье автор попытался представить, что гномам нужно сделать, чтобы и жить в пещерах, и сохранить привычный облик, не выродившись в гоблинов.
А давайте, друзья, поговорим о гномах-дварфах, то есть разумных существах невысокого роста, живущих в пещерах, под горами и славящихся как прекрасные шахтеры и кузнецы. Рассматривать будем более-менее классических гномов, поселения которых полностью (и жилье и промышленность) расположены под горами, в пещерах.
Еда – конечно Да!
Начнем с самого главного – еды. Вопрос обеспечения подземного поселения гномов съестным, как правило, не особо освещается, чаще всего мы видим невнятное упоминание торговли и обмена. Но тогда получается, что при полном отсутствии классического сельского хозяйства гномы становятся ПОЛНОСТЬЮ зависимы от поставок с поверхности, а значит для выживания в случае блокады нужны огромные запасы продовольствия и заранее подготовленные маршруты контрабанды. Полностью положиться на торговлю мешает еще одно обстоятельство – как правило, гномы – «сотворенные существа», то есть уже изначально появившиеся в результате акта творения под землёй – и скажите, чем они тогда питались, пока контакты с поверхностью не были установлены? Поэтому рассмотрим варианты «неклассического» подземного сельского хозяйства. Под землёй нет света, значит фотосинтез отпадает, но там есть тепло, идеальный вариант – геотермальные воды и эти воды богаты минеральными веществами – так, может попробуем, построить гномье сельское хозяйство на хемиосинтезе и термосинтезе? Подземная флора и фауна намного беднее наземной – значит, в распоряжении гномов-колхозников будут водоросли, моллюски и, возможно, рыбы и земноводные. В итоге мы получим интересные гидропонные геотермальные фермы, часть специализируется на водорослях (хемио и термосинтез), а часть на моллюсках, рыбах и земноводных (питающихся теми же водорослями). Так сказать, подземное растениеводство и животноводство. Наличие крупных подземных одомашненных животных – маловероятно, а вот разведение домашних животных с поверхности – вполне возможно. Думаю, именно комбинация такого собственного сельского хозяйства и закупок с поверхности и будет наиболее надежным способом снабжения гномьего поселения, при этом собственное продовольствие – основная, повседневная еда, а покупное – праздничная и еда обеспеченных слоёв населения. Нетрудно понять, почему гномы будут любить поесть в путешествиях – вероятнее всего наземная еда будет и разнообразнее и вкуснее. Возможность теплиц для наземных растений – рассмотрим немного ниже, в главе про освещение. На вопрос – «А будут ли гномы гнать самогон из водорослей?» – можно ответить положительно, ибо его можно гнать из чего угодно! 🙂 Я, кстати, не случайно написал – «гномы-колхозники» – условия жизни гномов (достаточно сложные) будут требовать от них высокого уровня централизации, и вероятнее сельским хозяйством будут заниматься не отдельные фермеры, а крупные коллективные хозяйства. Возможно выделение отдельной касты или клана, специализирующегося на этом, причем уважаемой касты и уважаемого клана – ибо они кормят гномье поселение.
Без воды – не туды и не сюды!
Перейдем к воде, она нужна не только для питья, но и для сельского хозяйства и для гномьей промышленности. Осадков под землей нет, но есть подземные реки и геотермальные источники – значит гномьи поселения будут располагаться именно там, где есть и то и другое, или как минимум геотермальные воды. Кстати, отвечая на вопрос о воде, мы попутно, косвенно отвечаем на вопрос о жилье. Гномы будут селиться в естественных системах пещер, образованных подземными водами. Эти системы будут улучшаться и облагораживаться, ибо даже при самой упорной гномо-стахановской работе при отсутствии серьезной механизации выдолбить что-то подобное с нуля – необычайно сложно (вообще-то можно, но тут требуются и мягкие породы и небольшая глубина предполагаемой стройки). Нетрудно заметить, что при таком подходе мест, пригодных для расселения гномов, очень мало. Однако с учетом невысокого уровня прироста населения у гномов это не критично.
Дышите, не дышите… выносите… и вообще включите свет!
Воздух в гномьем поселении будет необходим как воздух! 🙂 Причем основным потребителем будет не население – а промышленность, в условиях отсутствия электричества, да и вообще, гномья металлургия и кузнечное дело будут ЖРАТЬ столько воздуха, что мама не горюй! Поэтому вопрос нормальной системы вентиляции – это воистину вопрос жизни и смерти. Если для жителей, в случае не слишком глубокого залегания гномьего поселения еще что-то можно придумать с непринудительной вентиляцией, то для промышленных кварталов и вообще, при достаточно глубоком расположении города – спасает только принудительная вентиляция. Однако у нас нет ни электричества, ни даже пара – что делать? Если дать гномам доступ к паровому двигателю – то ждите в скором времени промышленную революцию сначала у гномов, а потом и на поверхности. Остается принудительная вентиляция на мускульной силе – на животных или на разумных существах. На животных просто – скромные, неприхотливые ослики меланхолично ходят по кругу и кормят их сушёными водорослями 🙂 С разумными сложнее – гномов мало, и впрягать их в тягло – невыгодно, остается работорговля (причем именно законная покупка рабов, никаких похищений и захватов) или… а вот тут интереснее – рядом с гномами под землей всегда живут гоблины, кобольды и так далее, поэтому естественно предположить использование именно этого ресурса. Значит постоянные походы за зипунами – гоблинами, кобольдами и прочей тягловой живностью. А как же вода, спросите вы? – тоже вариант, но тут маленькая тонкость – вентиляция и промышленность в таком случае четко привязываются к подземным рекам и источникам. Однако я думаю, что гномы будут комбинировать – где возможно – использовать воду, где нет – мускульную силу, причем это справедливо не только для вентиляции, но и для всей промышленности в целом. А как же магия? – А так – я намеренно рассматривал «немагические» возможности, иначе все слишком просто, да и бритва Оккама чесаться начинает. Впрочем, вне зависимости от того, на чем работает вентиляция – именно она и будет самым уязвимым местом гномьего поселения, контролирующие её воистину держат гномье поселение за горло. Поэтому – маскировка, секретность из категории «перед прочтением сжечь», вывод в трудно доступные районы, патрулирование подходов к ним, обязательное создание резервных систем, и любой негном, узнавший хоть что-то о месте выхода гномьей вентиляции – смертник, вне зависимости от возможных политических или иных проблем в будущем. Гномы, связанные с вентиляцией, однозначно будут выводиться в особое привилегированное, но абсолютно невыездное сословие или касту, возможно с религиозной составляющей. Но при этом будут серьезно ограничиваться контакты внутри этого сословия или касты, впрочем, скорее всего, это будут привилегированные, но разрозненные группы, ибо иначе слишком много власти смогут получить они! 🙂
А теперь из тьмы к свету, то есть к вопросу освещения проблемы подземного освещения. Почему я рассматриваю освещение в одной главе с вентиляцией – а потому, что если нет электричества – то, что остается? Факелы, светильники на жире и масле, светильники на продуктах нефтепереработки – все они жрут так необходимый воздух, а с ним и так сложности – причем не просто жрут, а коптят и плохо пахнут. При массовом использовании такого освещения требования к вентиляции, скорее всего, будут запредельными. Чем же тогда заменить их? Наверно это будут: химические светильники (причем без токсичных продуктов химических реакций), светящиеся минералы, светящиеся растения и животные (кстати, еще одно направление подземного сельского хозяйства) и, конечно же, магия, ибо тут без нее почти никак (знатоки РПГ воскликнут – AD&D 2 ed. Непрерывный свет – и будут правы: нечто подобное – самый оптимальный вариант). А теперь немного о теплицах – если у гномов будут в достатке недорогие массовые светильники со спектром, позволяющим нормальный фотосинтез, то вполне вероятна организация гидропонных теплиц, где будут выращиваться наземные культуры.
Ну а теперь – разности и вкусности
Условия жизни гномов суровы, поэтому гномье поселение будет очень похоже на отлаженный механизм, в котором даже небольшой сбой может привести к фатальным последствиям – поэтому – стабильность, стабильность и еще раз стабильность. Любой внутренний конфликт, или, не приведи автор, гражданская война приведет не только к гибели и так немногочисленных гномов, но самое страшное – к нарушению работы или даже разрушению инфраструктуры гномьего поселения – а это уже проходит по ведомству северного пушного зверька. Очень часто гномье общество изображают или клановым или кастовым, действительно – кастовое общество достаточно статично и в чем-то «механистично», то есть у каждой касты свой четкая функция; впрочем, в случае такого общества для гномов возможным видится такой вариант – принадлежность к касте определяется после совершеннолетия в зависимости от способностей гнома. Кланы и семьи, крепко связанные родством и культом предков – возможно, но есть маленькая тонкость: чьи интересы для каждого гнома будут приоритетными – общества или клана? Если сначала интересы общества и потом клана или семьи – то все в порядке, а вот если наоборот – то весьма возможна ситуация, когда один или несколько кланов поставят свои интересы выше интересов гномьего поселения, а это грозит столкновениями, войной и северным пушным зверьком (см. выше). С этой точки зрения гномы-изгнанники – это чаще всего не преступники, а те, кто не может ужиться в этой системе, причем изгнание (процедура, ритуал и так далее) не должно приводить к ощущению полного разрыва с гномьим обществом, гном-изгнанник должен хоть немного, но ощущать себя частью гномьего мира. Впрочем, возможен вариант медленного «выдавливания» или даже целенаправленного отбора «некондиционных» гномов вовне в том числе и для работы с наземниками. Поэтому большая часть гномов, встречающихся на земле, будет психологически отличаться от гномов, живущих под землёй. И еще – именно эта «заточка» гномов под стабильность и будет лежать в основе недоверия к наземным расам – слишком непостоянным, ненадежным и нестабильным, с точки зрения гномов.
Как чаще всего изображают гномов-дварфов – брутальными, не особо воспитанными, грубоватыми и немытыми обжорами, любителями выпить и подраться. Ну, с брутальностью и невоспитанностью – смотри выше — возможно большая часть гномов, живущих на земле, психологически отличаются от нормальных гномов; впрочем, тут может быть и другое объяснение – попадая на поверхность из четко регламентированного общества, гном немного «распускает пояс», на земле нет необходимости четко следовать правилам и обычаям подгорного мира и можно слегка расслабиться, а может справедливы оба этих варианта.
Любовь к еде и выпивке – смотри самое начало, про еду
Немытость и неопрятность – а вот тут не соглашусь, гномы должны быть очень чистоплотными: если в замкнутом помещении один или два немытых и потных гнома – не беда, а если их несколько десятков, да еще кто-то страдает метеоризмом? 🙂 И еще в гномьих городах должна быть прекрасная система канализации и водопровод: отходы, вылитые на улицу, на поверхности – это совсем не то, что отходы, вылитые на улицу, под землей. Думаю, слова "чистота и гигиена" гномы пишут с большой буквы. И кстати можете представить шок гнома, попавшего в средневековый город после чистого гномьего города.
Любовь гномов к драке – после трудной и монотонной работы нужно как-нибудь развеяться, выплеснуть раздражение и агрессию, а что может быть лучше, чем хорошая драка – нет, не тупая людская кабацкая свара, а благородное (почти ритуальное) искусство праздничного мордобоя? Или благородная забава – стенка на стенку? Причем, для боя стенка на стенку гномы будут формировать команды по жеребьевке, дабы еще больше упрочить единство гномов: сегодня ты бьешь соседу в рожу, а завтра вы плечом к плечу лупите кого-нибудь! 🙂 Однако самой главной отличительной особенностью этих забав будет то, что драться гномы будут не где попало, а только в определенных местах (кабаки, площади) и только в определенное время (вечерами, в выходные и праздники). Вообще разнообразные групповые (гусары, молчать!) мероприятия (командные игры, хоровое пение, шествия и так далее) будут очень популярны у гномов – во первых развлечение, а во вторых, сплачивает и объединяет.
Гномы и изобретательство – с одной стороны гномье общество консервативно и статично, но с другой, стремится получить максимум результата при минимуме затрат, ибо условия жизни не тепличные, а все новое (и изобретения в частности) может серьезно повлиять на гномье общество, изменить его – а этого гномы не любят. Решение этого противоречия мне видится в централизованном и осторожном продвижении новшеств: любое изобретение сначала оценивается с точки зрения его влияния на состояния общества и только потом внедряется, при этом гномы будут стремиться уменьшить и сгладить возможные общественные изменения.
Гномы, как хорошие торговцы. Соглашусь, гномы основательные, возможно прижимистые, нацеленные на получении максимального результата при минимуме затрат. Однако я хочу остановиться не на этом. Рассмотрим гномье поселение – поселение с достаточно большим грузо- (сырье, еда, товары, готовая продукция) и гномо-потоком при не слишком разветвленной и мощной транспортной сети (под землей все-таки и проложить новую дорогу или улицу не так просто). Видим, что очень остро встает вопрос правильной организации снабжения и поэтому гномы, прежде всего, должны быть хорошими логистами и организаторами и только потом торговцами.
И в завершении — о бабах, то есть о гномихах. 🙂
Гномьи женщины редко встречаются на страницах книг, но они есть. Разумно предположить, что это связано с ролью и положением их в обществе. Однозначно гномы уважают своих женщин, однако неохотно отпускают их на поверхность: жизнь гномьей женщины слишком ценна, чтобы рисковать ей. А вот на этой базе можно развернуть почти любое общество – от патриархального, где женщины хоть и уважаемы, но серьезно ограничены в правах (сценарий «птица в золотой клетке»), до скрытого матриархата, когда явная власть принадлежит старейшинам-мужчинам, а вот власть женщин – неявная, но порой более действенная – строится на уважении к ним.