«Миражи» против «мигов». Учебные воздушные бои истребителей Mirage 2000 и Mirage F-1 против МиГ-29, МиГ-23МФ и МиГ-23МЛ

12

Интересная статья из первого номера журнала «L+K» за 1996 год, которая, думаю, заинтересует коллег.

«Мы летим параллельно друг другу на расстоянии около трех километров. Я даю по радио команду «TP COMBAT» (ТП КОМБАТ). Одновременно увеличиваем тягу двигателей до максимальной и оба резко разворачиваемся, направляясь навстречу друг другу. Я нажимаю кнопку захвата цели, расположенную на рычаге управления двигателем, и смотрю на приближающийся силуэт врага. На стекле нашлемного прицела появляется изображение о готовности системы пуска ракеты, и в наушниках я слышу сигнал ГСН инфракрасной ракеты, что она поймала цель. Мы летим прямо друг на друга. На прицеле постоянно светится круг с перекрестием, и команду «PUSK RAZREŠEN» (ПУСК РАЗРЕШЕН) я слышу и от магнитофона, и в наушниках. Нажимаю пуск и резко разворачиваю самолет вправо. Почти в тот же самый момент противник проходит слева от меня. Я включаю форсаж и с максимальной перегрузкой разворачиваю свой истребитель влево, стараясь выйти в хвост «миражу». Я вижу кабину пилота, и как он тоже резко разворачивается влево. На мгновение я теряю его из вида, и затем вновь мы крутимся в ближнем бою, стараясь зайти в хвост друг другу и снова создать благоприятные условия для стрельбы…»

Это всего лишь отрывок из рассказа одного из чешских пилотов, которые с 17 по 23 июня 1994 года и Ческе-Будеёвице (České Budějovice) и с 16 по 20 октября 1995 года в Чаславе (Čáslav) имели возможность оценить свои силы и силы своих истребителей МиГ-29, МиГ-23МФ и МиГ-23МЛ в учебных боях с французскими пилотами и их самолетами.

Весной 1994 года группа пилотов МиГ-23МЛ и специалистов по аэродромно-техническому обеспечению из состава авиабазы в Ческе-Будеёвице находилась во Франции, где летчики выполняли испытательные пуски ракет «воздух-воздух» Matra Magic 2. По возвращении чешские пилоты рассказали своим коллегам о своих впечатлениях. Никому даже в голову не могло прийти то, что очень скоро некоторые из них получат схожую возможность у себя дома.

Во Франции испытания проводились на территории авиабазы 118, расположенной рядом с городком Мон-де-Марсан, департамент Ланды, регион Новая Аквитания, и было решено, что ответный визит будет на авиабазу Ческе-Будеёвице и что французская сторона будет представлена истребителями Mirage F-1B и Mirage 2000RDI. Вследствие подготовки к последнему для чешских «мигов» дню авиации срок был выбран с 17 по 23 июня 1994 года, чтобы французские пилоты и их самолеты смогли в день авиации 17-18 июня принять участие в наземном показе авиатехники.

Прибытию основной группы французов предшествовал полет учебного самолета Alpha Jet с экипажем из командира группы и инженера подразделения. Ими была согласована программа визита, общая концепция, содержание и количество полетов. Французы больше всего интересовались в сравнении возможностей МиГ-23МФ с Mirage F-1B и МиГ-29 с Mirage 2000. В это время истребители МиГ-29 находились последние 10 дней на вооружении ВВС Чешской республики [1] и были включены в состав 2-й истребительной эскадрильи, на вооружении которой состояли МиГ-23МФ.

«Миражи» против «мигов». Учебные воздушные бои истребителей Mirage 2000 и Mirage F-1 против МиГ-29, МиГ-23МФ и МиГ-23МЛ

Эмблемы эскадрилий, принимавших участие в учебных воздушных боях. Сверху вниз: эскадрилья 05/330, авиабаза Мон-де-Марсан; 1-я истребительная эскадрилья 11-го ИАП (МиГ-29); 2-я истребительная эскадрилья 1-го ИАП (МиГ-23МФ)

Для решения задач чешской стороной были выбраны опытные экипажи, и общение с французами должно было вестись на английском языке. Подготовкой руководил один из наиболее опытных пилотов бывшего 1-го истребительного авиаполка подполковник-инженер Йозеф Шарина (pplk. ing. Josef Šarina), который летал на МиГ-23МЛ во Франции и выполнил там пробные стрельбы. По окончании дня авиации один день был посвящен общей подготовке, планированию и анализу маневров от взлета до посадки. В том, что все запланированное удалось осуществить, следует поблагодарить и нашу погоду, которая установилась на время пребывания наших гостей.

Автор статьи хотел бы хотя бы вкратце приблизить читателей к современной теории воздушного боя, которая имеет несколько этапов и в зависимости от расстояния бой можно разделить на дальний и ближний. Дальний воздушный бой проходит за пределами визуального контакта с целью. В современных условиях дальний воздушный бой представляет собой сложную электронную игру на наземных и радиолокационных экранах, где для уничтожения цели используются ракеты «воздух-воздух» с радиолокационными головками самонаведения (ГСН): Р-23Р, Р-27Р, AIM-7, Matra R-550 и т.д. Ближний воздушный бой ведется в визуальном контакте с целью главным образом с использованием ракет с инфракрасными ГСН – Р-60, Р-73, AIM-9, Magic и т.д..

Отдельным этапом является маневренный воздушный бой, который имеет место во всем трехмерном пространстве и ведется с использованием элементов высшего пилотажа и всех систем вооружения самолета. В ходе маневрирования пилоты стараются создать наиболее благоприятные условия для прицеливания и пуска ракет или стрельбы из пушек. Это самый сложный вид воздушного боя, и следует отметить, что в отличие от стран НАТО в Чехии он почти не практикуется.

Основываясь на опыте многих локальных конфликтов, произошедших в мире после окончания Второй Мировой войны, концепции разработки и боевого применения истребителей неоднократно изменялись. На сегодняшний день в самых современных истребителях (МиГ-29, F-16, Mirage 2000, Су-27 и т.д.) максимальный упор делается на экстремальные маневренные возможности и использование бортовых вычислительных систем. Прицеливание осуществляется с помощью индикатора на лобовом стекле (ИЛС). На ИЛС также выводятся основные летные данные, чтобы пилот не отвлекался, глядя на приборную панель.

Бортовые вычислительные системы гарантируют, что конструктивные ограничения, которые накладываются на самолет, не будут превышены. Это также необходимо, поскольку радиусы разворота очень малы (а угловые скорости разворота большие) и часто сравнимы с соответствующими характеристиками поршневых истребителей времен Второй Мировой войны. Современные самолеты-истребители имеют очень мощные двигатели с отличной приемистостью (время набора тяги от малого газа до 95% мощности двигателя составляет считанные секунды), и поэтому при маневрировании они не теряют общую энергию. Таким образом, основой маневра являются мгновенная скорость, высота и момент неожиданности.

Обучение пилотов было и всегда будет очень дорогим делом. Кроме этого, маневренный воздушный бой повышает риск столкновения самолетов. Для того чтобы начать обучение пилота маневренному бою, абсолютно необходимо, чтобы он уже умел выполнять высший пилотаж в одиночном полете и в составе пары и мог сосредоточиться в основном на тактике, стрельбе и маневрировании. Пилотаж должен быть доведен до автоматизма, чтобы летчик мог ощущать самолет как часть самого себя. Прежде всего это касается режимов, близких к критическим углам атаки, к скорости сваливания, предельно допустимым значениям перегрузок и тяги силовой установки.

Что-то, разумеется, приходит с опытом, а что-то на современных самолетах контролируется электродистанционной системой управления, но в первую очередь навыки пилотирования должны поддерживаться практикой и максимально возможным временем нахождения в воздухе. К сожалению, практика ежегодного налета в 50 часов, сложившаяся в наших ВВС в последние пять лет, не дает нам практически никаких шансов против западных пилотов, среднегодовой налет которых составляет 200 часов. Несколько учебных боев с французскими пилотами убедили нас в этом.

Первым отличием, столь удивившим французских пилотов, были наша система подготовки и количество полетов, которые мы в соответствии с нашей таблицей плановых полетов должны были выполнить за 7 часов первого летного дня. В отличие от нас французы готовятся к т.н. «миссии» непосредственно перед полетом и с учётом конкретных метеорологических условий. Максимально французы могут выполнить два полета в первой половине дня и два во второй. Им казалось, что в сорокаминутный перерыв между полетами они не могут полноценно подготовиться.

«Миражи» против «мигов». Учебные воздушные бои истребителей Mirage 2000 и Mirage F-1 против МиГ-29, МиГ-23МФ и МиГ-23МЛ

Французские истребители Mirage F-1B и Mirage 2000RDI на стоянке в промежутке между полетами

В первый день задание было одинаковым для самолетов всех типов. Во-первых, самолет, имитировавший истребитель противника, должен был выйти на маршрут следования своего оппонента. Через определенный интервал времени взлетали смешанные пары, в которых ведущими были МиГ-23МФ и МиГ-29, а ведомыми – Mirage F-1В и Mirage 2000. На первом этапе наведение на расположенную в передней полусфере цель осуществлялось с наземного командного центра с использованием наземных и бортовых радиолокаторов.

Mirage F-1В выполнял боевую задачу на средней высоте, а Mirage 2000 – на малой высоте на фоне земли. Если пилоты «миражей» видели цель на экране, то они из ведомых становились ведущими. Пилоты наших самолетов по-английски передавали французам команды с пункта наведения, контролировавшего их трассу полета и безопасность наведения.

В отличие от нас французы сразу после обнаружения цели на экранах своих радиолокаторов начинали действовать самостоятельно, и после пуска ракет из передней полусферы (если они были вне облачности) они переходили в вертикальный маневр, заходили в заднюю полусферу и повторяли атаку на дальности 300 метров. Самолет-цель, используя системы самозащиты, фиксировал дальность собственного обнаружения и захвата радиолокатором атакующего «миража».

По окончании этого этапа пара перемещалась в специальную зону и начинала боевое маневрирование из положения от 500 до 1000 метров между машинами. Учебный бой пары МиГ-23МФ и Mirage F-1B недвусмысленно показал, что несмотря на относительно слабый двигатель «мираж» очень маневренный самолет, который благодаря механизации своего крыла и небольшой удельной нагрузке мог в любой момент переманеврировать МиГ-23МФ. Кроме того, Mirage F-1B оснащен более современной системой вооружения. Во второй кабине истребителя Mirage F-1B всегда находился наш пилот и имел возможность своими глазами наблюдать за ходом боя.

Однако превосходство истребителя Mirage 2000 над МиГ-29 было не столь однозначным. Средства объективного контроля показали, что во время учебного боя каждая из сторон добилась попаданий, а сами французы признавали, что избавиться от «мига», который сел «миражу» на хвост и находится от него в 500 метрах, почти невозможно. На истребителях МиГ-29 мы применяли имитаторы ракет малой дальности Р-73, специально разработанных для маневренного воздушного боя. Ракеты Р-73 – одни из лучших в мире; они являются всеракурсными и допускают перегрузку 8g. Именно по этой причине французы на следующий день предложили начать боевое маневрирование на истребителях Mirage 2000 над МиГ-29 не с захода в заднюю полусферу, а с атаки на встречных курсах.

«Миражи» против «мигов». Учебные воздушные бои истребителей Mirage 2000 и Mirage F-1 против МиГ-29, МиГ-23МФ и МиГ-23МЛ

Учебный воздушный бой истребителей Mirage 2000RDI и МиГ-29. 1 этап. Атака воздушной цели на фоне земной поверхности: 1) полет истребителей в специальную зону для ведения учебных воздушных боев; 2) пилот истребителя Mirage 2000 берет инициативу в свои руки; 3) пуск ракет «воздух-воздух» в передней полусфере; 4) разворот для захода в хвост цели; 5) атака цели в задней полусфере

«Миражи» против «мигов». Учебные воздушные бои истребителей Mirage 2000 и Mirage F-1 против МиГ-29, МиГ-23МФ и МиГ-23МЛ

2 этап. Боевое маневрирование истребителей Mirage 2000RDI и МиГ-29

По окончании учебных боев возвращение на базу выполнялось парами. Анализ первого дня полетов был посвящен просмотру видео с полетами французских самолетов. С нашей стороны можно было оценить снимки, сделанные кинофотопулеметом истребителя МиГ-29. Очень стыдно, что истребители МиГ-29 не имеют видеокамер, так как воздушные бои велись очень динамично, и на видео пилоты могли бы вернуться в любой момент полета, включая взлет и посадку. Вечером нас пригласили гости отведать блюда французской кухни, и после ужина мы готовились к завтрашнему полету. Французы очень устали, так как каждый из них в это день выполнил пять сложных полетов, и рано пошли спать.

На следующее утро над аэродромом сгустилась низкая облачность, и видимость была на пределе погодного минимума. Но вскоре погода изменилась: видимость быстро улучшилась, и облака рассеялись. На этот раз мы сильно изменили боевую задачу для истребителей МиГ-29 и Mirage 2000. Чтобы в первом полете увеличить запас топлива, мы подвесили под МиГ-29 топливный бак. Дело в том, что в первый день Mirage 2000 выполнял все полеты с полным подфюзеляжным топливным баком, и нам пришлось прерывать поединки из-за небольшого запаса топлива «мига».

Наведение на низколетящую цель было выполнено так же, как и в первый день. Только теперь боевое маневрирование начиналось на высоте 3000 метров с поворота самолетов друг навстречу другу от исходного положения на расстоянии 3000 метров между ними. В отличие от французов мы подобные бои еще никогда не практиковали, и потому было согласовано, что в соответствии со стандартами НАТО мы будем проходить с минимальным расстоянием между самолетами в 600 метров.

Первый из нас, кто завершил этот учебный воздушный бой, принес неожиданные выводы: «миражу» пришлось первому прервать полет из-за горючего. Помимо этого, кинофотопулемету нашего «мига» удалось получить снимки, подтверждавшие его победу над истребителем Mirage 2000.

«Миражи» против «мигов». Учебные воздушные бои истребителей Mirage 2000 и Mirage F-1 против МиГ-29, МиГ-23МФ и МиГ-23МЛ

Снимок из кинофотопулемета истребителя МиГ-29, сделанный во время пуска ракеты Р-73  (точка, обозначенная буквой А на схеме ниже). Наведение ракеты Р-73 было осуществлено с помощью нашлемного прицела. Рекомендуемое расстояние пуска – не более 4,2 километра

«Миражи» против «мигов». Учебные воздушные бои истребителей Mirage 2000 и Mirage F-1 против МиГ-29, МиГ-23МФ и МиГ-23МЛ 

Схема учебного воздушного боя в кадрах кинофотопулемета истребителя МиГ-29

«Миражи» против «мигов». Учебные воздушные бои истребителей Mirage 2000 и Mirage F-1 против МиГ-29, МиГ-23МФ и МиГ-23МЛ

Кадр 1 (Obr. 1) – стрельба истребителя МиГ-29 из пушки по истребителю Mirage 2000 в режиме Prognoz (Прогноз). Данные в верхней части снимка: 480 – скорость (тенденция к снижению скорости), 10,7 – расстояние; 2400 – высота

«Миражи» против «мигов». Учебные воздушные бои истребителей Mirage 2000 и Mirage F-1 против МиГ-29, МиГ-23МФ и МиГ-23МЛ

Кадр 2 (Obr. 2)

«Миражи» против «мигов». Учебные воздушные бои истребителей Mirage 2000 и Mirage F-1 против МиГ-29, МиГ-23МФ и МиГ-23МЛ

Кадр 3 (Obr. 3)

Во время второго полета МиГ-29 летал без подвесного топливного бака, но пилот носил шлем с нашлемным прицелом, а самолет был оснащен контейнерами с тепловыми ловушками (т.н. «факелы»). Пилот «мига» описал свой опыт, приведенный в начале статьи, и получил снимки кинофотопулемета. Эти снимки подтверждали победу над «миражом», которой его МиГ-29 добился в первой же атаке в передней полусфере.

«Миражи» против «мигов». Учебные воздушные бои истребителей Mirage 2000 и Mirage F-1 против МиГ-29, МиГ-23МФ и МиГ-23МЛ

Шлем ZŠ-5MKV (ЗШ-5МКВ) с прикрепленным к нему прицелом NBY (НБИ), использовавшиеся пилотами истребителей МиГ-29

К сожалению, учебный воздушный бой пришлось прервать из-за недостатка топлива у «мига». Над аэродромом оба самолета пролетели в плотном строю на минимальной скорости 200 км/ч, а расхождение с набором высоты на форсажном режиме продемонстрировало превосходство двигателей истребителя МиГ-29. Завершением учебных боев стал совместный проход над прекрасной Шумавой (Šumava) [2] и несколько памятных снимков этого события, сделанных с борта L-39ZA.

«Миражи» против «мигов». Учебные воздушные бои истребителей Mirage 2000 и Mirage F-1 против МиГ-29, МиГ-23МФ и МиГ-23МЛ

В совместном полете истребители МиГ-23МФ, Mirage F-1B, Mirage 2000RDI и МиГ-29

Это были первые, до сих пор еще не до конца оцененные, учебные воздушные бои против гораздо более подготовленного и опытного противника, Для наших пилотов это был интересный опыт, который в наших условиях у большинства из нас был только один раз в жизни. Также оказалось, что еще в течение нескольких дней ВВС Чешской республики обладали самолетами, способными конкурировать с имевшими более совершенную электронику истребителями, а наши менее опытные пилоты не испугались гораздо более опытного противника и пытались его атаковать. Со своей стороны французы, знавшие о нашем ежегодном налете и к этому времени налетавшие в этом году по 100 часов, также признали этот факт.

Учебные воздушные бои также выявили и ряд недостатков в подготовке наших пилотов. Мы обнаружили, что мы иногда не знаем, в какую сторону смотреть при выполнении маневра, и где после выполнения нашего маневра будет находиться самолет противника. Полностью несоответствующая подготовка в области маневренного воздушного боя показала, что мы не можем использовать все ситуации для атаки, особенно если речь идет о решении, которое нужно принять за доли секунды, и иногда мы понапрасну становимся излишне легкой добычей.

Учебные бои истребителей МиГ-29 и Mirage 2000, ведшиеся на пределе заложенных в конструкцию этих машин перегрузок, проходили на средних высотах, и каждый из них длится не более 10 минут. Самолеты отдалялись друг от друга максимум на 2000 метров и часто летали навстречу друг другу.

Недостатком советских самолетов был повышенный расход топлива на форсажном режиме, но в то же самое время использование всего комплекса бортового радиоэлектронного оборудования, включая и нашлемный прицел, и тактическое превосходство в начальной фазе воздушного боя позволяют истребителю МиГ-29 победить и более современный Mirage 2000. К сожалению, приходится констатировать, что из-за нашей системы обучения большинство пилотов МиГ-29 не знали, как использовать нашлемный прицел.

В неудачных учебных боях нашего МиГ-23МФ с французским Mirage F-1В помимо слабой подготовки наших пилотов сказался такой недостаток самолетов с изменяемой геометрией крыла, как плохая маневренность. МиГ-23МФ оказался более пригодным для дальнего воздушного боя с использованием мощного радара и ракет «воздух-воздух» Р-23, оснащенных радиолокационной ГСН и имеющих дальность стрельбы 30 километров.

После этой встречи стало очевидно, что французы умеют использовать опыт, накопленный их пилотами во время подготовки. В настоящее время французские пилоты и самолеты находятся в Саудовской Аравии на границе с Ираком и летают над Боснией в рамках операций ООН и НАТО. Как следствие, их опыт и далее будет пополняться.

Снимки сделаны автором или из его коллекции. Рисунки автора и Мартина Салайки (Martin Salajka).


  • [1] в 1995 году истребители МиГ-29 были переданы Польше в обмен на вертолеты W-3 Sokół
  • [2] горный хребет на границе Германии, Австрии и Чехии

источник: Ing. JOSEF HLAVA «MIRAGE KONTRA MiG» // Letectvi+Kosmonautika 1-1996, стр.14-17

Подписаться
Уведомить о
guest

7 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account