В 1930-е годы было нередко бывали случаи, когда спроектированные для гражданских нужд самолеты со временем обзаводились военной специализацией. Часто встречались бомбардировщики, переделанные из пассажирских машин. Среди них немецкие Хейнкель He-111, Дорнье Do-17, Фокке Вульф FW-200, советский Ер-2, британская «Валенсия», американские В-18 и В-23, итальянские Капрони Са-101.
Был и обратный процесс, когда бомбардировщики превращали в транспортные и гражданские машины. Но эта тенденция, как правило, касалась более позднего периода времен 2-й Мировой, когда устаревающие бомбардировщики приспосабливали для выполнения транспортных функций.
Несколько особняком в этом плане стоял опыт японской армии. Появление в 1937 году новейшего бомбардировщика Мицубиси Ki-21, обладавшего на тот момент весьма передовой конструкцией и хорошими летными данными, привлекло к нему гражданские авиакомпании, прежде всего созданную в 1938 году государственную Daï Nippon Kôkû KK, ставшую вскоре монополистом гражданских авиаперевозок в Стране Восходящего Солнца. Сеть этой авиакомпании должна была охватывать всю Азию, а также японские территории Тихого океана.
В 1939 году авиакомпания, стремясь получить в свое распоряжение современный пассажирский самолет, способный покрывать большие расстояния, обратилась на фирму Мицубиси с просьбой разработки гражданской версии бомбардировщика Ki-21.
Пожелания авиакомпании совпали с моментом перехода конвейера Мицубиси на выпуск более совершенной версии бомбардировщика Ki-21-II, что подтолкнуло руководство Мицубиси к желанию сэкономить. Часть незавершенной продукции бомбардировщиков первой версии Ki-21-I конвертировали в гражданский самолет, используя корпуса прибывших из Китая на ремонт поврежденных бомбардировщиков. С машин просто снимали стрелковые установки, зашивали бомбоотсек, оборудовали небольшой пассажирский салон на 8 человек, а в корпусе прорезали несколько окошек. Гражданская версия бомбардировщика получила наименование МС-21-I. Всего в 1940 году в Daï Nippon Kôkû KK поступило 12 подобных машин.
Гражданский MC-21, переделанный из Ki.21-I
Впрочем, появление дюжины гражданских машин, созданных на базе бомбардировщика, явилось лишь началом истории, пожалуй, самого удачного японского транспортного самолета времен войны.
Еще до того, как первые МС-21 были переданы заказчику, армия потребовала создать подобную машину для своих нужд в качестве замены устаревающему транспортному самолету Ki-34 фирмы Накадзима. Одновременно и компания Daï Nippon Kôkû KK изъявила желание увеличить вместимость машины, создав что-то более подходящее по комфорту. Поэтому коллективу ведущих разработчиков бомбардировщика Ki-21 под руководством Кен-Ичи Мацумуры и Хисанодзо Одзавы пришлось полностью переработать конструкцию. По сути, был заново спроектирован фюзеляж, в котором был размещен просторный салон с прямоугольными окнами и дверью, в котором с комфортом могли разместиться 11 пассажиров и 300 кг багажа. Оперение самолета было сохранено от бомбардировщика, а крыло, также заимствованное из проекта Ki-21, было опущено вниз, превратив самолет в низкоплан. Это было сделано, чтобы освободить фюзеляж от проходящего через него главного лонжерона центроплана. Самолет, как и бомбардировщик Ki-21-I, оснащался парой 14-цилиндровых радиальных двигателей Накадзима Ha-5 KAI взлетной мощностью 1000 л.с. и номинальной 860 л.с.
Проект нового самолета был завершен очень быстро, и в сентябре 1940 года первый прототип поднялся в воздух с аэродрома Ханеда. В целом испытания самолета, получившего обозначение МС-20, прошли успешно. Прототип был тут же закуплен авиакомпанией Daï Nippon Kôkû KK и получил собственное имя «Мёко». Впрочем, летать ему долго не довелось. 28 декабря во время демонстрационного полета самолет потерпел крушение, рухнув в Токийский залив. Погибли 14 человек, находившихся на борту, включая руководство авиакомпании и группу техников Мицубиси. Анализ обломков самолета показал, что катастрофа произошла вследствие резкого нарушения центровки самолета из-за смещения груза в салоне.
Прототип МС-20-I
Неудачный дебют опытного самолета, впрочем, не повлиял на судьбу машины. Самолет был запущен в производство на заводе Мицубиси в Нагое. Параллельно с гражданской версией МС-20 был разработан чисто военный вариант транспортного самолета, получившего обозначение Ichi rei rei-shiki yusō-ki – «Транспортный самолет Тип 100» или короткое армейское Ki-57 модель 1. Конструкция армейского варианта была практически идентична гражданскому МС-20, отличия заключались во внутренней компоновке салона. Вместо 11-ти пассажирских сидений вдоль бортов были оборудованы складные деревянные скамейки, где могли разместиться 14–15 вооруженных солдат; за кабиной пилота был оборудован небольшой прозрачный аэронавигационный блистер, в окнах были установлены шкворни для установки пулеметов. Кроме того, была изменена конструкция входной двери, увеличенной площади и стала открываться вовнутрь для облегчения выброски парашютистов. Опционально в салоне мог разместиться дополнительный бензобак, благодаря чему дальность полета могла достигать 3500 км. Максимальная грузоподъемность машины достигала 2 тонн, но обычно не превышала 1,5 тонны.
Пассажирские МС-20-I
Редакционный МС-20-I газеты Асахи Шимбун, с собственным именем "Асагуми"
Поставки гражданских самолетов МС-20 в авиакомпанию Daï Nippon Kôkû KK начались с начала 1941 года. Всего компанией было закуплено 27 самолетов, каждый из которых получал собственное имя. Одна машина была куплена газетой Асахи Шимбун, получив название «Асагуми». Десять МС-20 поступили в распоряжение Манчжурской авиакомпании Mǎnzhōu Hángkōng Zhūshì Huìshè (Манчжурские авиалинии). Манчжурские МС-20 эксплуатировались практически до конца войны, когда уцелевшие машины стали трофеями советских войск.
Армейские Ki-57-I начали поступать в войска с лета 1941 года. Первым несколько машин получил 25-й Хикодан ширейбу хикохан, что в японской армейской иерархии можно перевести как 25-я штабная авиагруппа.
В феврале 1942 года производство Ki-57-I было свернуто в пользу более совершенной версии Ki-57-II. Общее количество произведенных машин первой модели составило 101 штуку (в том числе 27 штук в 1940 году, 69 в 1941 и 5 самолетов в 1942 году) из которых примерно половину составили гражданские МС-20. Еще 22 экземпляра первой модели транспортов ушло флотской авиации под обозначением L4M1. Несколько флотских машин попало в состав «Михоро» и 701 кокутай, где они использовались как транспорты снабжения. Характерно, что один из флотских L4M1 из состава уже расформированного к тому времени 701-го кокутай в самом конце войны занесло аж в Манчжурию, где на аэродроме Мукдена он был захвачен советскими войсками.
Флотский L1M1 из состава 701 кокутай
Новая версия транспорта Ki-57-II, производство которой стартовало с января 1942 года, концептуально повторяла все изменения, характерные для бомбардировщика Ki-21-II. Наиболее значима была замена двигателей на более мощные 14-цилиндровые радиальные Мицубиси На-102 взлетной мощностью 1080 л.с. при номинальной 1050 л.с. Трехлопастный металлический винт, который в первой версии был постоянного шага, в Ki-57-II получил возможность изменять шаг. Два выхлопных патрубка на первой версии, расположенные с двух сторон двигателя, заменены на единый коллектор с наружной стороны.
Другие изменения коснулись компоновки салона, число посадочных мест в котором увеличилось до 17–19 человек. На передней кромке крыла и лопастях винта появилась система обогрева. В салоне появился дополнительный аварийный люк, была изменена конструкция хвостового колеса и астронавигационного купола, который, впрочем, устанавливался не всегда. Кроме того, на поздних версиях монтировалась система для буксировки планеров.
Идентично была изменена конструкция гражданской версии МС-20-II. Впрочем, в условиях военного времени почти все гражданские машины были реквизированы армией и дорабатывались в частях в соответствии с задачами.
В целом, транспортные самолеты Ki-57-II оказались самыми резвыми из всех японских транспортников, максимальная скорость их составляла 470 км/ч.
Сборка Ki-57 на заводе Мицубиси в Нагое
Производство их продолжалось до самого конца войны. Только на заводе Мицубиси в Нагое было выпущено 406 экземпляров Ki-57-II (72 машины в 1942 году, 221 в 1943, 96 в 1944 году и 17 в первой половине 1945 года), что с учетом первой модели делало его самым массовым японским транспортным самолетом. После налета на Нагою 14 мая 1945 года американских бомбардировщиков, авиазавод Мицубиси был полностью уничтожен и японское командование перенесло производство на фирму Нихон Кокусай Коку Когё К.К в городе Хирацука, но до капитуляции Японии там успели собрать только две машины.
Транспорты Тип 100 модель 2 Ki-57-II "Топси"
Применялся транспортный самолет Ki-57 очень широко. Наиболее заметной операцией с его применением стала выброска парашютного десанта на Палембанг на Суматре 14.02.1942 г. В этой операции участвовали 36 штук «Топси» – такое кодовое обозначение у союзников получили эти транспорты – совместно с Ki-34 и Ki-56. Транспортами Ki-57 были укомплектованы 4 и 5 чутаи (эскадрильи) 1-го Тейсин сентая (парашютно-десантного полка).
Ki-57 воевали практически во всех уголках Японской империи от Бирмы и Вест-Индии на юге до Курил на севере. Как правило, транспортные самолеты Тип 100 сводились в отдельные транспортные эскадрилии Юсо Хикочутай (Yusô Hikô-Chûtaï) и бригады Юсо Хикотай (Yusô Hikôtaï), осуществлявших логистические функции в интересах наземных армейских частей. Для снабжения авиачастей по нескольку транспортов входило в состав практически каждого сентая (полка армейской авиации). При планировании крупных операций армейского командования транспортные части, укомплектованные Ki-57, сводились в отдельные авиадивизии Докурицу Хикодан. При штабах наземных подразделений числились отдельные штабные эскадрильи и бригады Хикочутай и Хикодан ширейбу хикохан, выполнявшие функции штабных транспортов.
Под занавес войны Ki-57 входили в состав даже подразделений специальных атак Шимбу-тай, хотя, по всей видимости, использовались они также в качестве транспортов снабжения, а не совершали самоубийственные атаки.
Замаскированный транспортник Ki-57-II на Филлипинах
Осенью 1944 года Ki-57, оборудованные для буксировки планеров Ku-7, вошли в состав только что сформированной 1-я воздушно десантной дивизии – "Дай-1 Тейшин Шюдан" в составе двух пехотных полков, в каждый из которых, в свою очередь вошли по три аэромобильные группы десантных планеров, состоявшие из 9 планеров Ku-8-II и девяти буксировщиков Ki-57.
В разгар битвы за Филиппины группе удалось один раз совершить ночной перелет на Лусон с грузом десантников, избежав перехвата американскими истребителями.
Поставлялись «Топси» и союзникам Японии. Кроме манчжурских, о которых уже было сказано выше, один Ki-57 или мобилизованный МС-20 некоторое время летал в качестве личного транспорта лидера китайских коллаборационистов Ван Цзы Вея.
Ki-57 авиации Гоминьдана
Ki-57 доставляет японскую делегацию на переговоры о капитуляции
Генерал Нумата Такадзо в Рангуне в сопровождении британских офицеров возле транспортного самолета Ki-57 прибыл на переговоры о капитуляции. 28.08.45
После капитуляции Японии Ki-57 с нанесенными зелеными крестами использовались в качестве транспортов для перевозки командного состава японских гарнизонов для переговоров о капитуляции, затем перевозили японских военных.
В последующем множество оставленных в разных уголках павшей империи Ki-57 с удовольствием эксплуатировали индонезийцы, французы, голландцы, вьетнамцы. В Китае трофейные «Топси» оказались на вооружении как Гоминьдана, так и коммунистов. Причем последние китайские Ki-57 были списаны аж в 1952 году. Летали на нем и наши летчики. В частности, известный советский летчик В.В. Виницкий много летал на этой машине и один раз даже возил на этом самолете китайского лидера Мао Цзе Дуна. По отзыву пилота, МС-20 был одним из лучших самолетов своего класса, явно превосходя по летно-техническим характеристикам Ли-2 и С-47.
Индонезийский Ki-57
<c> Евгений Аранов
ЛТХ:
Модификация |
Ki-57-I |
Ki-57-II |
Размах крыла, м |
22,6 |
22,6 |
Длина, м |
16,1 |
16,1 |
Высота, м |
4,9 |
4,9 |
Площадь крыла, м² |
70,08 |
70,08 |
Масса, кг: |
|
|
пустого самолета |
5522 |
5585 |
нормальная взлетная |
|
8173 |
максимальная |
8437 |
9120 |
Тип двигателя |
2 ПД Накадзима Ha-5 KAI |
2 ПД Мицубиси На-102 |
Мощность, л.с. |
2×1000 |
2×1080 |
Максимальная скорость, км/ч |
430 |
470 |
Крейсерская скорость, км/ч |
320 |
360 |
Практическая дальность, км |
1500 |
1500 |
Максимальная дальность, км |
3000 |
3000 |
Макс. скороподъемность, м/мин |
|
317 |
Практический потолок, м |
7000 |
8000 |
Экипаж, чел |
4 |
4 |
Полезная нагрузка: |
15 пассажиров |
17–19 пассажиров |