Данный материал выкладывается на сайт из жж коллеги youroker-а.
Новые времена придают порой обычным словам очень новые и яркие смыслы. Так и безобидные словечки «попил» и «распил» из столярных терминов вдруг превратились в громкие политические лозунги. Капитализм с человеческим лицом обрушил на жителей СНГ понимание, что деньги решают многое, особенно если они большие, и вот уже к концу 00-ых проблема нецелевого расходования явно завышенных бюджетов стала одной из главных в повестке любого диспута, связанного с властью. Но очень быстро в дело включились механизмы компенсации и успокоения, и поскольку найти оправдание «распилам» в нашей жизни очень сложно, в дело вступил аргумент «А что вы про нас, вы посмотрите как это у них!». И группы яро настроенных патриотических экспертов ринулись искать «попилы» в нашем главном партнёре – США. Любая дорогая программа, что не находила понимания у сих гениальных специалистов, объявлялась коррупционной: стелс, СВВП, СОИ и десятки других. Шло время, и градус накала подобных разоблачений повышался.
Прошу простить за столь большое количество политики во вступлении, хоть я и стремлюсь её избегать в своих статьях – это было необходимо. По настоящему история этой статьи начинается в 2017 году, когда под патронажем некоторых персон изо всем известного танкового «мега-завода» из Белоруссии (а вернее Кипра) открылся сайт Warhead. До того почти те же люди создали сайт с очень похожим названием Warspot. Но если второй задумывался как место для достаточно серьёзных статей и заметок на военную тему (и конечно не без критики, но поддерживал этот уровень, а иногда на нём выходили по-настоящему прорывные материалы), то Warhead был предназначен для людей попроще, текста поменьше, а различных смешнявок побольше. Я понимаю такой подход, но считаю, что простота изложения не даёт индульгенцию на несение бреда и откровенной неправды. Но это понятно не всем – и сразу Warhead задал планку. Хоть некоторые статьи в целом были достойны, но основная масса вызывала желание если не схватиться за голову, то хотя бы горестно вздохнуть – «Опять просто не смешно переписали Википедею». Но наконец, 5 января сего (2018) года на сайте вышла статья с громким названием «Лучший военный распил двадцатого века», и на этом моё терпение закончилось.
Прежде чем читать дальше, очень советую всё же ознакомится с сим пасквилем, ибо ниже я буду изредка на него ссылаться. Для начала, хочется отметить, что программа всепогодного морского стелс-бомбардировщика А-12 далеко не светлая страница в рассказе об американском самолётостроении. В ней было многое – подковёрные интриги и борьба группировок, погоня за дешевизной и желание получить «всё в одном». Рассказывая историю А-12, можно было бы высмеять множество очень неприглядных моментов американской военной промышленности, зачастую не очевидных для нашего обывателя. Можно бы было, если бы автор потрудился подумать. Но автор не утруждал себя, и просто взвопил «Попил!» и собрал бредовую статью на основе Википедии и своих фантазий. И сейчас я попробую это разобрать и вкратце рассказать, что же было с «Avenger II» на самом деле.
История А-12 на деле начинается задолго до 1983 года, когда стартовала сама программа АТА (Advanced Tactical Aircraft). После первого полёта Have Blue в 1977 году стало ясно, что концепция серьёзного снижения радиозаметности (она же стелс) не только реальна, но и самолёты, построенные с её использованием, могут летать. Теперь стелсу предстояло найти свой путь в войска, для чего была запущена программа с очень знакомой аббревиатурой – АТА, правда расшифровываемая как Advanced Technology Aircraft. В её рамках разрабатывалось два бомбардировщика (об истребителях задумаются позже): АТА «А» – тактический ударный самолёт на замену F-111 в размерности F-15 и АТА «В» — стратегический стелс-бомбардировщик немного больше F-111. Чуть позже, в 1978 году АТА «В» начнёт эволюцию в будущий АТВ (Advanced Technology Bomber), он же В-2, а подпрограмма «А» разделится на две части: Senior Trend с задачей создания тактического ударного самолёта на базе макета Have Blue и Sneaky Pete с задачей проектирования стелс-замены для F-111. Из всех трёх для ВВС в тот момент наименее приоритетной была программа Sneaky Pete, потому её поручили General Dynamics, которая в отличие от Lockheed или Northrop почти не имела опыта работы с расчётом стелс-самолётов. Стоит понимать, что в Lockheed над этим вопросом работали почти 10 лет, опыт Northrop был скромнее, но был – около 5 лет. А вот в General Dynamics свои исследования радионезаметности начали только в 1976 году. Проектирование же стелс-самолёта без нужного математического аппарата и программного обеспечения просто невозможно, и это ещё сыграет свою роль в судьбе А-12.
Sneaky Pete. Ничего не напоминает?
Программа Sneaky Pete долго не продержалась. В то время ВВС не были уверены, что у них хватит финансирования на другие проекты, потому заменять F-111 было решено дешёвым истребителем-бомбардировщиком на основе уже существующих фронтовых истребителей. В 1981 году были подготовлены требования к программе ETF (Enhanced Tactical Fighter), хоть работы начались ещё в 1978 году. В этот же период финансирование Sneaky Pete было прекращено, часть наработок General Dynamics передали NASA согласно контракту, большую часть использовали для работ в рамках программы ATF, где также не преуспели. В том же 1981 году флот начинает исследовать вопрос о получении собственных стелс-самолётов. Наиболее логичной кажется замена на стелс уже давно устаревших A-6 Intruder. К этим работам привлекается McDonnell Douglas, имеющая большой опыт работы с флотом. Уже на этом моменте в программу вкрадывается несколько неприятных вещей. В то время на флоте господствовала идея о многофункциональности самолётов – каждая боевая единица на палубе должна иметь минимум две роли, а лучше если больше. Наиболее известным детищем этой концепции является F/A-18 Hornet, заканчивающий в тот момент испытания. Для своего будущего ударного самолёта флот хотел не только ударных функций, а и возможность вести полноценный воздушный бой. Несмотря на все плюсы McDonnell Douglas, весь их опыт работы с радионезаметностью заканчивается в середине 60-ых, когда провалилась их попытка сделать стелс-самолёт «Quiet Attack Aircraft» на «глазок». Поэтому для работ над требованиями флота привлекли относительно свободную в то время General Dynamics. Тем самым в 1982 году окончательно оформляется будущая команда Avenger II.
Quiet Attack Aircraft. Очень похож на современные самолёты, но никакой радионезаметности не вышло. Стелс на глазок не делается
К 1983 году требования флота для будущего бомбардировщика были готовы. Кроме собственно пожеланий по скорости, полезной нагрузке, уровню незаметности и занимаемой площади в ангарах авианосца были и более интересные требования. Так, указывалась возможность применять весь спектр вооружения «воздух-воздух», стоящий на вооружении флота в то время, выполнять задачи противолодочной борьбы, возможность вести маневренный бой с МиГ-21, особые требования предъявлялись к радару самолёта – до 24 отслеживаемых воздушных и наземных целей, сопровождение 4 ракет, возможность работать как самолёт наведения. И тут стоит обратиться к статье с Warhead – ибо там автор представляет создание А-12 как обман красивой сказкой глупых военных, которые поверили в такое великолепие. Забавное расхождение с реальностью, не правда ли? В 1983 году программа АТА стартовала – предложения принять участие в ней были отправлены в Lockheed, Northrop и, конечно, союзу McDonnell Douglas с General Dynamics. Первые от участия отказались сразу, из-за слишком большой загрузки по остальным программам, остальные предложение приняли. Оба самолёта были разработаны к осени 1984 года. В Northrop в кооперации с Grumman подготовили проект, сильно напоминавший их же АТВ, но немного уменьшенный; своего конкурента от MDD/GD он превосходил по уровню незаметности и имел чуть меньшую цену, но был оснащён более слабым радаром и обладал худшей маневренностью. Проект MDD/GD конечно же много унаследовал от Sneaky Pete, и по сути не очень отличался от финального варианта А-12. Ради требования многофункциональности пришлось пожертвовать незаметностью и максимально облегчить самолёт, использовав композитные материалы. И тут хочется отметить один интересный момент – многие считают, что А-12 обладал каким-то феноменальным уровнем стелса – но это далеко не так. Самолёту не предстояло сражаться со стратегической ПВО, как будущему В-2, или радарами советских истребителей, как F-22. Его нишей должны были стать полёты на малой высоте со следованием рельефу, что само по себе снижало дальность обнаружения, и потому флот хотел уровень радионезаметности даже меньше, чем у F-117. Но и того уровня MDD/GD достичь не смогли, из-за желания сохранить возможность активного пилотирования.
Один из вариантов АТА от Northrop
Несмотря на недостатки проекта MDD/GD, он импонировал своей многозадачностью флотским начальникам куда больше, чем вариант от Northrop. Неудивительно, что в 1986 году MDD/GD были объявлены победителями. Но тут случилось ещё одна роковая для А-12 вещь. В то время флот тратил огромные средства на обновление своего парка авианосцев и подводных лодок. Чтобы показать Министерству Обороны и другим органам власти своё умение ограничивать расходы, флот заключил с MDD/GD контракт с фиксированной стоимостью. Такие контракты считаются менее затратными, ибо в них заранее указывается стоимость программы и её основных компонентов, заказчику куда проще получить одобрение на такой контракт. Но по сути MDD/GD предстояла работа в рамках новых технологий, где новые затраты могут возникнуть на любом шаге. И Lockheed, и Northrop в своих программах получили контракты с возмещением расходов, когда правительство компенсирует затраты фирмы по их факту. Тем самым MDD/GD, имея очень малый опыт работы со стелсом, оказались в условиях, что при любых дополнительных расходах пришлось бы пересматривать весь контракт. Можно сказать, что именно это было главной «миной в фундаменте» А-12. Но вместе с принятием контракта на А-12 произошла другая крайне примечательная вещь. Несмотря на то, что в 1986 году «рейгономика» была на своём пике, обилие дорогостоящих программ сильно смущало Министерство Обороны США, и как им казалось, они приняли мудрое решение, чтобы эти расходы сократить. Предполагалось, что ВВС США профинансирует и примет на вооружение А-12 как замену F-111, а потом и F-15E, в свою очередь флот не будет стартовать свою самостоятельную программу истребителя пятого поколения, а использует доработанного под морское базирование победителя конкурса ATF. Опасаясь за финансирование своих других программ, обе стороны согласились на подобные уступки.
Финальные варианты АТА от Northrop и MDD/GD
Казалось, проблемы программы А-12 решены. В случае необходимости совместные усилия ВМФ и ВВС без проблем пролоббируют повышение стоимости контракта. Но всё гладко было только на бумаге. ВВС считали вполне нормальным решением замену F-111 на победителя программы ETF F-15E Strike Eagle, а вот в А-12 они видели скорее угрозу свою любимому детищу и главной надежде, стелс-бомбардировщику В-2. В Министерстве Обороны вполне могли решить, что задачи В-2 избыточны, и покрываются обычными крылатыми ракетами и стелс-бомбардировщиками классом пониже. Поэтому ни дополнительно финансировать работы по А-12, ни выдвигать требования к наземной версии в ВВС не спешили, только рапортуя о неизменном одобрении конструкторских работ. Интересно, что в 1988 году выполнил свою часть и начал финансирование программы NATF (Naval Advanced Tactical Fighter) на замену F-14. В то же время дела у MDD/GD шли не слишком хорошо. Первый же год работы показал, что существующих наработок по стелс не достаточно, а ни времени, ни денег для самостоятельного исследования этой темы не было. Попытка обратиться в Lockheed и Northrop за передачей их наработок провалилась, ни один из концернов делиться с конкурентами даже и не думал. В этой ситуации могло бы помочь вмешательство ВВС, которые, как заказчик работ по стелсу, могли потребовать передать материалы MDD/GD. Конечно же, этого не случилось – и тут возникает вопрос, почему к этому не было привлечено внимание Министерства Обороны? Для ответа я немного перейду на территорию гипотез и догадок. Главным конкурентом McDonnell Douglas/General Dynamics A-12 Avenger II в наземном варианте был McDonnell Douglas F-15E Strike Eagle. Интересно, не правда ли? А есть ли об этом крайне примечательном моменте хоть слово в обсуждаемой статье? Конечно, нет, там А-12 так крут, что его просто захотели и в ВВС США.
Naval Advanced Tactical Fighter на основе F-22
Из-за проблем со стелсом MDD/GD пришлось пойти на ещё большее снижение незаметности – по сути А-12 перешёл из категории стелс-самолётов в самолёты с пониженной радиозаметностью, как, например, В-1В. Но на этом неурядицы не закончились – c 1987 года начались проблемы у подрядчиков. Westinghouse и Norden, отвечавшие за разработку радара, повысили ожидаемую стоимость проектирования в два раза. Universal Alloy, отвечавшая за создание композитных материалов, рапортовала о серьёзных проблемах и смещениях сроков получения материалов нужной прочности почти на год с повышением цены в разы. Для контракта с возмещением расходов всё это не было бы проблемой – в истории F-117, F-22, В-2 – таких случаев десятки. Но тут MDD/GD требовалось пересматривать стоимость контракта с одобрением Министерства Обороны. Не хватало и времени – первый самолёт должен был полететь в 1991–92 году. И тут хочется чуть поговорить о сроках. Были ли 7 лет достаточным периодом для разработки А-12? С одной стороны, кажется, что это огромный временной промежуток – но первый F-22 полетел через 9 лет после старта программы, а серийная модель вовсе через 15 лет. Для В-2 срок составил 10 лет и 18 лет до принятия на вооружение. И тут 7 лет уже не так уж и много, особенно для фирмы без особого опыта в деле «стелс».
Вариант кабины А-12 с размещением пилотов рука-об-руку. Предполагалось что такой вариант пойдёт в ВВС и на экспорт
В 1988 году цена контракта, наконец, была пересмотрена – но от использования композитных материалов пришлось частично отказаться. Самолёт потяжелел и стал менее маневренным. В отличие от мира фантазий автора с Warhead, в котором не существовало ничего кроме деревянного макета А-12, в 1989 году началась сборка первого прототипа. В том же году самолётом заинтересовались в Британии, как возможной заменой своих уже устаревших Panavia Tornado. Но правительство США ещё не было уверено о возможности передачи технологий стелс даже столь близким союзникам. Было решено рассмотреть вопрос о продаже А-12 только после постановки его на вооружение в самой Америке. Тем временем эпоха рейгономики закончилась – реки финансирования стали истощаться, мир уже почувствовал окончание холодной войны. Министерство обороны, под новым руководством Дика Чейни, крайне негативно относилось к сверхдорогим программам своих предшественников. Критике подверглись ATF, АТВ и конечно АТА – и последняя, как ещё не имевшая летающего прототипа, стала главным объектом нападок. В 1990 году уже было ясно, что первого полёта ждать в этом или следующем году не приходится, сборка прототипа была завершена только на 40%. Чейни согласился перенести сроки первого полёта на 1993–1994 года, а принятия на вооружение на 1998 год. Интересно, что в статье Warhead 1998 год указан как год ожидаемого первого полёта. Взамен контракт на поставку А-12 морской пехоте был отменён, а решение о разработке варианта для ВВС должно было быть принято только после завершения испытаний флотского варианта.
Кадры с «несуществующей» сборочной площадки А-12. Начало 1990 года
К концу 1990 года сборку завершили на 60%, надеясь начать наземные испытания в 1992 году. Но АТА уже был обречен. В отличие от статьи Warhead, где флот представлен как главный обманутый, в реальности именно руководство флота принимало различные попытки по спасению А-12, хотя бы в виде экспериментального самолёта. Но жертвенная овца была выбрана, и после посещения цеха по сборке в январе 1991 года и осмотра собираемого А-12 Чейни объявил о закрытии программы и начале уголовного расследования о растрате, при этом в своей речи упомянув, что подобное может ожидать и другие авиационные программы. По воспоминаниям многих флотских офицеров различного ранга такое решение было крайне неприятным ударом по самолюбию ВМФ, вызвавшим резкую критику, даже в открытой прессе. Но Министерство Обороны не остановилось на достигнутом: в 1991 году финансирование обрезали ATF, в 1992 году было принято решение о закупке только 20 В-2. В апреле 1991 года победителем программы ATF объявили YF-22, в том числе из-за того, что к нему склонялся и флот в своей NATF. Теперь, после закрытия АТА предполагалось, что его роль возьмёт на себя как раз NATF, но флоту уже был не нужен бастард, взятый ради А-12. В 1992 году программу NATF закрывают, объявив её одной из крупнейших ошибок со времён попытки поставить на палубу F-111. Взамен флот стартует свою собственную программу А-Х, предполагающую создание универсального сверхзвукового ударного стелс-самолёта, способного сразу заменить F-14, F/A-18, А-6 и А-7. Понятно, что подобные мечты реализованы не будут ни в 90-ых, ни 00-ых.
Один из почти десятка вариантов А-Х. Этот от Northrop
Судебные тяжбы по делу А-12 продолжались чуть меньше чем четверть века, завершившись только в 2014 году. Изначально суд выступил на стороне правительства, объявив контракт ненадлежаще исполненным по причине нескоординированной работы MDD/GD с поставщиками, а также указал, что исполнители заключили контракт, зная, что прописанные в нём сроки и суммы невыполнимы. Тем не менее, в ходе последующих почти десятка лет General Dynamics и Boeing, купивший к тому времени McDonnell Douglas, сумели добиться сначала предоставления суду секретных документов по программе, а потом на их основе доказать, что после пересмотра контракта в 1990 году причин для столь быстрого закрытия проекта не было. В итоге обе фирмы были обязаны выплатить Министерству Обороны всего по 200 миллионов долларов, за выявленные нарушения в работе с поставщиками, против изначально желаемых Министерством 5 миллиардов. Со временем настигла справедливость и ВМФ с ВВС – через полтора десятка лет после А-12 и NATF снова всплыла столь неприемлемая ранее (да и сейчас у многих и там и там чешется гордость из-за такой несправедливости) идея единого истребителя, и из-за небольшого финансирования в 00-ые годы обеим сторонам пришлось не только это принять, но и даже допустить в проект иностранные инвестиции ещё в ходе разработки.
Конец этой истории – единый самолёт на замену многим фигурантам этого рассказа. И по мнению многих «экспертов» тоже «попил»
Вот такая история. Её не назвать скучной или банальной, в ней даже усматривается некая мораль. При грамотном изложении легко можно было бы достичь даже уровня достопамятных «Войн Пентагона», показать и актуализировать некрасивые пороки, как военных, так и промышленности. Но чтобы правильно рассказать, требуется копнуть чуть дальше, чем статья в википедии. Это не сложно – мне потребовалось всего около пары недель, чтобы получить доступ к нужным материалам, в том числе и к основополагающей и практически исчерпывающей книге по этой теме, но крайне редкой «The $5 Billion Misunderstanding: The Collapse of the Navy’s A-12 Stealth Bomber Program» (хоть в личное владение получить её пока не выходит). Если бы не острая болезнь, прихватившая меня, эта статья вышла бы ещё в январе. Вместо же этого автор дополнил рассказ своими фантазиями про показывание всем одного деревянного прототипа и не очень смешными шуточками. И как говорится в уже устаревшем меме:
Источники:
- • The $5 Billion Misunderstanding: The Collapse of the Navy’s A-12 Stealth Bomber Program. James P. Stevenson
- • McDonnell Douglas and General Dynamics v. United States, OPINION AND ORDER No. 91-1204C
- • flightglobal.com
- • codeonemagazine.com
- • fas.org
- • thanlont.blogspot.com
- • secretprojects.co.uk
Особое спасибо за неоценимую помощь в подготовке материала к этой статье моему другу из США Михаилу.