80 лет лучшему японскому истребителю Второй мировой
Cтатья с блога Андрея Фирсова в жж.
80 лет назад «где-то здесь» (точно известно, что только в марте 1943 г.) в воздух поднялся лучший армейский истребитель Японии «тип 4» («проект Ки-84»), который с недавних спор является источником споров о его характеристиках «реальных» и «потенциальных»…
В основных исторических источниках, появившихся сразу после войны, максимальная скорость Ки-84 определялась в пределах 615-635 км/ч. Однако в 90-х годах в одной заметке в «Крыльях Родины» было сенсационно указано, что «по результатам испытанний в США» Ки-84 достиг скорости от 680 до аж 697 км/ч… И теперь в каждом втором (если не чаще) «тырнетовском» источнике указывается именно такая скорость, ставя Ки-84 в число лучших истребителей Второй мировой войны!
Где ж, истина-то?!
Говоря о характеристиках Ки-84 нельзя не упомянуть о его моторе (как говорил А.С.Яковлев, «самолет строится вокруг мотора»!) – Ха-45. Он же (условно), «Ха-45 специальный», он же «тип 4 мощностью 1850 л.с.», он же флотский «Хомаре модель 12» и «Хомаре модель 21»…
Двигатель 18-цилиндровый Ха-45 был создан отделением «Накадзимы» в довольно сжатые сроки с 1940 по 1942 г. и имел практически рекордные характеристики – максимальную мощность до 2000 л.с., диаметр – 1180 мм, вес – 830 кг (для сравнения цифры отечественного М-82ФН – 1850 л.с., диаметр – 1260 мм, вес – 890 кг). Но максимальная мощность с Ха-45 снималась при 3000 оборотах в минуту и наддуве 500 мм/рт.ст., а такие данные при компрессии 8 получались только при использовании 100-октанового бензина. А с ним у японцев было «хорошо» — его просто не было (у фрицев 100-октановый бензин стоил в 10 раз(!) дороже 87-октанового). Поэтому для достижения наддува 500 мм/рт.ст. при 91-октановом бензине японцам приходилось использовать впрыск водно-метаноловой смеси. Более того, «водку» приходилось использовать и на номинальной мощности мотора – 1850 л.с и наддув 350 мм/рт.ст. Союзники с «водкой» не заморачивались – каталитический крекинг, изобретенный академиком АН СССР В. Ипатевым в США, обеспечил союзников 100-октановым бензином (в Первую мировую войну Ипатьев обеспечил Россию толом, это в доме его брата расстреляли «страстотерпца», а сам Ипатьев должен был стать премьер-министром в случае удачи переворота так называемой «Промпартии» в 1920-е годы). Но реально качественный уровень производства в конце войны не позволял японским двигателям развивать заявленные мощности: качества бензина и масел резко упало, вместе с техническим обслуживанием на аэродромах. Собственно поэтому армия Японии приняла решение запустить в серию «кастрированный» варианта Ха-45 – двигатель «Ха-45 специальный»: обороты понижались с 3000 до 2900, наддув до 400 мм, компрессия с 8 до 7,17… Максимальная мощность при этом снижалась до 1820 л.с., номинал – до 1670… Но даже такие сниженные параметры на серийных двигателях практически не достигались – мощность была ниже где-то на 200 л.с., а боеготовность частей с Ки-84 была обычно в пределах 40%…
Откуда же взялись во-о-о-о-о-от такие данные в 690 км/ч? Якобы джиай провели испытания Ки-84 с американским высокооктановым бензином и при американских условиях. Вообще, откуда американцы «намерили» скорости у Ки-83 до 762 и «Саюна» до 694 км/ч – не известно, а вот данные по Ки-84 взяты из отчета 1946 г., где он сравнивается с лучшими моделями «Мустанга» и «Тандерболта».
Только выясняется, что данные получены не в результате испытаний – их представила американская техническая разведка (TAIC) в марте 1945 г., когда Ки-84 еще не был в распоряжении американцев. Фактически техническая разведка намеренно тогда завышала данные японских самолетов, чтоб случайно их «недооценить» (ударенные «Зеро»!). То есть реальных данных о характеристиках Ки-84 у американцев не было.
А что получали с Ки-84 японцы? Вообще, сравнивать летные данные японских и американских самолетов тяжело: японцы мерили максимальную скорость на «номинальной» («боевой») мощности двигателя (как в Советском Союзе), а американцы – на максимальной («чрезвычайной», «взлетной» и т.п. – как и фрицы). Кроме того качество исполнения самолетов в Японии было очень различным (опытные самолеты страдали из-за «детским болезней», а серийные – из-за падения качества производства). Вот такие цифры были получены: первая официальная цифра скорости – 624 км/ч получена майором Ивахаси на первом опытном «типе 4» на высоте 6550 м при наддуве 250 мм и 2900 оборотах – она вошла в официальное руководство по истребителю (мотор – «Ха-45 специальный»). Вторая известная цифра получена на четвертом Ки-84 (первом предсерийным) – 631 км/ч на высоте 6120 м – вероятно истребитель был с «нормальным» мотором Ха-45, так как наддув был 350 мм, а обороты – 3000 вместо 2900. Соответственно время подъема на 5000 м составило 5 м 37 с вместо 6 мин 26 сек. Учитывая рост мощности двигателя и прирост скорости всего в 10 км/ч, мощно предположить, что Ки-84 развить большую скорость практически не мог (есть, правда, данные, что Ки-84-Оцу мог летать со скоростью 660 км/ч – но они вряд ли достоверны, эта модель отличалась только заменой 12,7-мм пулеметов на 20-мм пушки). Единственный способ поднять скорость этому типу истребителя было перейти на индивидуальные «реактивные» патрубки, вместо общего «коллектора», что испытывали на предсерийных машинах, а также за счет увеличения диаметра винта с 3 м до 3,1 м – уже на серийных машинах. Однако эффект от их использования не известен и вряд ли был большой.
Таким образом, можно заключить, что скорость Ки-84 в 631-634 км/ч для серийных машин с падением качества производства, а также качества бензина – вещь практически недостижимая. Более вероятна скорость до 624 км/ч с индивидуальными выхлопными патрубками. Когда американцы запросили данные истребителя у японцев, те выдали им максимальную скорость 614 км/ч на высоте 6500 м – вероятно на номинале. На «чрезвычайном режиме» с наддувом до 500 мм вероятно скорость была бы км на 10 выше… Заявленная же американцами скорость в 687 км/ч фактически является лишь расчетом технической разведки США на основе данных, полученных в войну. Можно сравнить с известными данные по испытаниям Ки-84 в США на скороподъемность, проводимые в 1946 г. в Огайо – самолет забирался на 6100 м за 6 мин 40 сек при весе 3350-3500 кг (американцы путаются в показаниях). Это соответствует японским данным – 6 мин 50 сек на 6000 м и много ниже данных выданных американской технической разведкой – 5 мин 48 сек на 6100 м.
Можно заключить, что завяленная американцами скорость Ки-84 была практически недостижима, хотя Ки-84 так и остался «самым мощным типом истребителя» Императорской Японии.