Статья с канала «DmitryCD» на яндекс-дзене.
Содержание:
В поисках интересных материалов для своего блога я наткнулся на любопытную архивную статью англоязычного издания Beyond Russia и решил её перевести. Надеюсь, вам тоже будет интересно. Читайте и делитесь мнениями в комментариях ↓
«Кастомные» автомобили придумали… в СССР! В Советском Союзе автомобиль считался скорее не средством передвижения, а роскошью. Не так-то просто было накопить 4500 рублей на «Москвич» или 5000-6000 на «Волгу», а потом занять длинную очередь на покупку. Однако у тех, кто обладал некоторой смекалкой и разбирался в механике, был вариант получше: сконструировать автомобиль самостоятельно!
Первые самодельные автомобили стали появляться в СССР ещё в 1920-1930-х годах на базе мотоциклетных двигателей. Выглядели они не слишком эстетично и, как правило, не развивали высокой скорости. Настоящий расцвет пришёлся на 1950-1960-е, когда талантливые инженеры и механики начали собирать оригинальные модели из того, что попадалось под руку. Изначально кузова для них делались из фанеры, затем их стали изготавливать из металла и стеклопластика, оснащая серийными автомобильными двигателями (или даже сделанными на заказ). Увлечение быстро распространилось по всему Советскому Союзу: о самых удачных моделях рассказывали журналы «Техника — молодежи» и телепередачи «Это вы можете». Нужно было лишь соответствовать официальным требованиям: двигатель оригинального автомобиля не должен был превышать объём в 900 кубических сантиметров или развивать скорость свыше 75 км/ч.
После сборки автомобиля оставалось всего-навсего согласовать проект с комиссией Всесоюзного добровольного общества автомотолюбителей, подтвердив, что двигатель и другие компоненты были получены законным путём (например, списаны как неисправные, а затем отремонтированы), и подать заявку на получение регистрационных номерных знаков. Только после этого можно было отправляться в путь!
«Труд»
Для того, чтобы изготовить кузов этого автомобиля, потребовалось почти шестьдесят металлических пластин, подобранных на свалках, которые впоследствии были разрезаны, сварены и отформованы. Однако назвать эту модель начала 1960-х «чудовищем Франкенштейна» было бы несправедливо — здесь нет видимых сварных швов. Глядя на неё, вы даже не подумаете, что она была построена руками энтузиаста, а не собрана на заводе. При этом почти всё в «Труде» уникально. Его создатель, Олег Кучеренко, самостоятельно изготовил детали и своими руками сконструировал 3-цилиндровый двигатель.
«ГТЩ»
В конце 1960-х годов Анатолий и Владимир Щербинины представили свою версию Gran Turismo — спортивный автомобиль с двигателем от «Волги». Интересно, что братья работали над машиной не в гараже, как можно было бы предположить. Шасси «ГТЩ» варилось прямо во дворе их многоэтажки, после чего его занесли в квартиру, чтобы «одеть» в стеклопластиковые кузовные панели. Позже они всё-таки перевезли машину обратно во двор, где установили двигатель и всё остальное. Несмотря на официальные требования, Gran Turismo братьев Щербининых мог разгоняться до 150 км/ч. Самодельный автомобиль? Официально — да. Но, глядя на конечный результат, кажется, что перед вами спорткар из голливудских фильмов.
Pangolina
Что будет, если совместить двигатель от автомобиля ВАЗ с «хищным» дизайном спорткара в духе Lamborghini? Получится «Панголина» Александра Кулыгина. Александр, руководитель кружка юных техников при Дворце молодёжи в Ухте, разработал уникальную кабину, поднимающуюся вверх при помощи гидравлического привода, вместо традиционных распашных дверей. Зеркала заднего вида он заменил перископом, фары сместил к центру, разместив их на отдельной выдвижной секции. Благодаря лёгкому стеклопластиковому кузову обтекаемой формы, «Панголина» могла развить максимальную скорость в 180 км/ч даже с 62-сильным двигателем. Этот невероятный автомобиль прославился даже за рубежом — в 1985 году он участвовал в выставке Car Expo в болгарском Пловдиве.
«Тритон»
Музыкант Дмитрий Кудрячков мечтал объединить в своём оригинальном транспортном средстве преимущества катера и автомобиля. Он хотел иметь возможность передвигаться как по суше, так и по воде. В результате был построен гидроплан с двигателем от автомобиля ГАЗ-21. Если вам хотелось поплавать — «Тритон» разгонялся до 50 км/ч на воде, если вы планировали отправиться за приключениями на автомобиле — мог мчаться по дорогам со скоростью до 120 км/ч.
«Лаура»
Когда посетители международной выставки в болгарском Пловдиве увидели автомобиль Дмитрия Парфёнова и Геннадия Хаинова, они не поверили своим глазам. Неужели «Лаура» была самоделкой? Изобретатели говорят, что прорабатывали дизайн автомобилей будущего ещё в школе, а в 1985 году построили спортивный автомобиль с двигателем ВАЗ-2105 и коробкой передач от «Запорожца». Рама была сделана из водопроводных труб, а затем «укутана» в стеклопластик и панели из полимерной пены. Спортивные сиденья, управление кнопками, сделанная на заказ подвеска типа MacPherson — несомненно, это был автомобиль из будущего.
«Муравей»
Рукастые советские энтузиасты строили также и компактные модели. Например, маленький «Муравей» с открытым кузовом был сконструирован инженером Олегом Ивченко по эскизам художника Эдуарда Молчанова. Под капотом у него стоял мотоциклетный двигатель «Ява-354», а кузов был изготовлен из фанеры. Он мог перевозить как грузы, так и пассажиров, развивал скорость до 70 км/ч и не боялся бездорожья.
Источник: Anna Popova / Beyond Russia
Признаться честно, мне всегда становится немного грустно, когда я сталкиваюсь с подобными материалами. Уверен, что в нашей стране и сейчас живёт огромное количество трудолюбивых и талантливых людей, которым просто нужно обеспечить достойные условия…
источник: https://dzen.ru/a/ZjMykQZSrwutb5ix