Звёзды с крылышками: краткая история

12

Еще одна интересная статья уважаемого Николая Колядко ака midnike

Если вы думали, что красная пятиконечная звезда, как опознавательный знак военной авиации, впервые появилась на самолётах ВВС РККА, то вы зря так думали. Первыми этот символ задействовала вовсе даже авиация армии США. Поскольку аэропланы первоначально предполагалось использовать прежде всего для разведки и связи, то в американской армии их поначалу вполне логично приписали к Войскам связи, Signal Corps, и с 1915 года они маркировались красной пятиконечной звездой на руле направления, хотя официально это было закреплено лишь 19 марта 1916 г. В общем, это было совсем неудивительно, потому как пятиконечные звёзды присутствуют на флаге и гербе США, символизируя входящие в них штаты, а красный цвет был выбран просто как самый заметный.

Звёзды с крылышками: краткая история


«Кёртис» JN-7 Войск связи армии США с красными звёздами в составе американских экспедиционных сил в Мексике во время подавления восстания Панчо Вильи, 1916 г.

Однако это пока были скорей знаки «для внутреннего употребления», поэтому, когда встал вопрос об использовании американской авиации в настоящей войне (а не в карательной экспедиции на своём «заднем дворе» за рекой Рио-Гранде), то было решено привести опознавательные знаки к «национальным цветам» США. С 17 мая 1917 г., то есть спустя чуть более месяца с момента вступления США в Первую Мировую войну, пятиконечная звезда, как и на флаге США, стала белой на синем фоне, а в её центр был добавлен красный кружок.

Звёзды с крылышками: краткая история
Новый опознавательный знак Воздушной службы армии США, действовавший с 17 мая 1917 г. по 8 февраля 1918 г.
Плакаты времён Первой мировой, призывающие вступать в Воздушную службу, 1917 г.

Но суровая реальность вскоре показала, что желательно иметь опознавательные знаки, которые никто не перепутает со вражескими, и прежде всего это касалось наземных сил их союзников. Поэтому появилось предложение заменить эти знаки такой же как у них трёхцветной «кокардой». Но здесь возникла проблема: национальные цвета основных членов Антанты – Франции, Великобритании и России – были такими же, как и у США. А именно красный, белый и синий, то есть все три сочетания цветных кругов оказались уже «заняты». За исключением двух далеко не всегда применимых вариантов «белый снаружи», хотя один из них тоже был занят.

Звёзды с крылышками: краткая история
Сине-бело-красные опознавательные знаки союзников США по антигерманской коалиции: Франция, Великобритания, Россия, Сербия.

Тем временем Российская Империя и просуществовавшая считанные недели Российская республика приказали долго жить, а следующее правительство России начало переговоры о выходе из войны. Поэтому командование образованной к тому времени отдельной Воздушной службы армии США приняло решение позаимствовать вроде бы освободившуюся «кокарду» Русской Императорской армии, слегка изменив пропорции кругов. Большевики не остались в долгу и, в свою очередь, позаимствовали у США красную пятиконечную звезду. Шутка.

Звёзды с крылышками: краткая история
Опознавательный знак авиации США с 8 февраля 1918 г. по 19 августа 1919 г.
Самолёт-разведчик «Сальмсон» SAL.2 A2 американского экспедиционного корпуса, 1918 г.

При этом американские морпехи не были бы морпехами, если бы не подчеркнули лишний раз, что они не Армия и не Флот, а сами по себе и вообще самые крутые. На своих самолётах к новой трёхцветной «кокарде» они добавили орла и якорь, превратив опознавательный знак в подобие эмблемы Корпуса морской пехоты США.

Звёзды с крылышками: краткая история
«Кёртис» JN-4 авиации Корпуса морской пехоты США, 1918 г.

Война закончилась, и в 1919 г. на военные самолёты США вернулась эмблема с белой звездой в синем круге, с той лишь разницей, что внутренний красный кружок был сделан поменьше. В таком виде она и просуществовала более 20 лет и даже повоевала первые полгода Тихоокеанской войны, пока суровая реальность опять не внесла свои коррективы.

Звёзды с крылышками: краткая история
Опознавательный знак авиации США с 19 августа 1919 г. по 6 мая 1942 г.
Палубный пикирующий бомбардировщик «Нортроп» BT-1 в межвоенной раскраске типа «жёлтые крылья», где цвет хвостого оперения и полос на фюзеляже и капоте обозначали принадлежность к авианосцу и эскадрилье.

Звёзды с крылышками: краткая история
Палубный истребитель «Грумман» F4F-3 в камуфляже и с маркировкой начального периода Тихоокеанской войны (весна 1942 г.). Кроме эмблем для лучшего распознавания на руль направления дополнительно добавлены 13 красных и белых полос, как на флаге США.

Причиной очередного изменения опознавательных знаков военной авиации США стал пресловутый friendly fire. Американские зенитчики чётко запомнили украшавшие крылья японских самолётов «фрикадельки», поэтому в любом красном пятне, что появлялось в их биноклях или прицелах им мерещились японские «хиномару», а пальцы автоматически тянулись к гашеткам. Поэтому, от греха подальше, 6 мая 1942 г. было приказано убрать с белых звёзд красные кружки, а также закрасить красные и белые полосы (или «конфетные полоски», как называли их лётчики) на рулях направления. Что любопытно, на британских самолётах, действовавших против японцев на Тихом океане и в Бирме, из их традиционных эмблем из тех же соображений тоже был убран центральный красный кружок.

Звёзды с крылышками: краткая история
1. Опознавательный знак авиации США с 6 мая 1942 г. по 28 июня 1943 г.
2. и 3. Опознавательные знаки Королевских ВВС Великобритании для Тихого океана и Юго-восточной Азии, 1942-1946 г.г.

Звёзды с крылышками: краткая история
Палубные пикирующие бомбардировщики «Дуглас» SBD-3 «Донтлесс» уже без красных кружков на звёздах и с максимально увеличенными эмблемами, июль 1942 г.

Следующее изменение было локальным и касалось лишь американских самолётов, участвовавших в операции «Факел» – высадке американских войск в Северной Африке в ноябре 1942 г., когда, как и в Первую Мировую, остро встал вопрос взаимодействия с авиацией союзников-британцев, которые в тот период использовали опознавательные трёхцветные «кокарды» в варианте «C.1» – традиционных британских цветов, но окружённые ярко-жёлтой каймой. Во избежание всё того же «дружественного огня», умные головы в командовании решили, что самым простым способом привить американским пилотам и зенитчикам рефлекс «жёлтое кольцо означает свои» – это добавить такую же жёлтую кайму и на американские самолёты. Впрочем, это работало и в обратную сторону.

Звёзды с крылышками: краткая история
1. Опознавательный знак самолётов США, участвовавших в операции «Факел».
2. Опознавательный знак Королевских ВВС Великобритании, схема C.1.
Палубные истребители «Грумман» F4F-4 «Уайлдкэт» на палубе АВ «Рэйнджер» готовят к участию в операции «Факел», ноябрь 1942 г.

Между тем на Тихом океане периодическая стрельба по своим – как в воздухе, так и с земли – не думала никуда исчезать. Для изучения этого вопроса была создана специальная комиссия, которая пришла к выводу, что с большого расстояния или при низкой освещённости видна лишь форма эмблемы – круг, а какого он цвета, красный и или синий со звездой – роли уже не играет. Поэтому было предложено изменить именно форму, путём добавления по бокам белых прямоугольных «крылышек». А для пущего эффекта окружить это всё ещё и красной каймой.

Звёзды с крылышками: краткая история
Опознавательный знак авиации США с 28 июня 1943 г. по 14 августа 1943 г.
Палубные истребители «Грумман» F6F-3 «Хеллкэт», июль 1943 г.

Наличие этой красной каймы – опять красный «японский» цвет! – настолько не вызвало энтузиазма на Тихоокеанском ТВД, что командиры некоторых подразделений на свой страх и риск приказали не выполнять данное распоряжение высшего командования и добавить лишь белые «крылышки» безо всякой окантовки. В конце концов здравый смысл победил, нововведение продержалось чуть больше месяца и уже 14 августа 1942 г. красная окантовка была заменена синей, в цвет синего круга. В таком виде эмблема просуществовала до конца Второй Мировой войны. А мы, благодаря всей этой чехарде, получили возможность достаточно точно датировать фотографии американских самолётов начального периода войны.

Звёзды с крылышками: краткая история
Опознавательный знак авиации США с 14 августа 1943 г. по 14 января 1947 г.
Восстановленные палубные истребители «Воут» F4U «Корсар» в камуфляже и с маркировкой 1944 г.

Между тем, война закончилась, проблема «дружественного огня» отошла на второй план и можно было опять подумать об эстетике. В том смысле, что вернуть на опознавательный знак недостающий «национальный цвет», теперь уже в виде красных полосок внутри белых крылышек. В таком виде эмблема существует по сей день и наносится на летательные аппараты ВВС, ВМС, Сухопутных сил, Корпуса морской пехоты и Береговой охраны США.

Звёзды с крылышками: краткая история
Опознавательный знак авиации США с 14 января 1947 г. по сей день.
Восстановленный истребитель «Норт Америкэн» F-86 «Сэйбр» с маркировкой времён Корейской войны.

В связи с переходом на тёмно-серую или чёрную окраску летательных аппаратов ВС США, на них с 1980-х годов в основном используется монохромный серый вариант опознавательных знаков, так называемая «схема низкой заметности». По моему скромному мнению, в данном случае это скорей вопрос эстетики и прочего дизайна, потому как никакого практического смысла подобная «маскировка» не имеет. Принадлежность «свой-чужой» давно определяется вовсе не визуально, а для радаров и даже оптико-электронных средств наблюдения противника (работающих преимущественно в ближнем ИК-диапазоне) глубоко по-барабану цвет опознавательной эмблемы. Но светло-серое на тёмно-сером действительно смотрится очень стильно.

Звёзды с крылышками: краткая история
Истребители-бомбардировщики Морской пехоты США «Локхид Мартин» F-35B «Лайтнинг II» с маркировкой «низкой заметности».

P.S. Огромное спасибо всем, кто закинул денег по предыдущим статьям – я немножко болею, так что они были очень кстати 🙂

источник: https://midnike.livejournal.com/55357.html

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account