Содержание:
Британские учёные доказали…
Задолго до начала Второй мировой войны британское министерство ВВС учредило подкомитет, искавший, что бы такое разбомбить в Германии — на всякий случай. Стратеги пришли к выводу, что многие электростанции и коксохимические заводы Рура, промышленного «сердца» Рейха, можно вывести из строя атакой всего на две дамбы: Мёне и Зорпе в притоках Рейна. Нет воды — нет электричества с ГЭС.
Барнс Уоллис на своём рабочем месте
И тут война взяла — и началась! Барнс Уоллес — классический британский учёный, создатель R100 (одного из лучших английских дирижаблей) — почитал германские статьи о строительстве дамбы на Мёне и придумал сбросить на неё бомбу. Но не простую, а в форме груши, весом за десять тонн и сбрасываемую с 12 километров.
Оставалась «маленькая» проблема: такую бомбу не поднял бы ни один из существующих самолётов.
Пришлось пойти другим путём. В ноябре 1940 года Уоллис при поддержке друзей сделал модель дамбы из двух миллионов (!) крошечных бетонных блоков. После чего начал над ней всячески измываться при помощи взрывчатки. К марту 1941 года Уоллис написал труд на 117 страницах. Ответ ВВС оказался куда короче: «Нет». Прежде всего, были сомнения — а рванёт ли вообще вся взрывчатка в такой бомбе?
Чудо-бомба в сферическом вакууме
Постепенно у Уоллиса зародился хитрый план: сбросить бомбу в воду на некоторой дистанции от цели. Тогда — после серии рикошетов «блинчиками» по воде — бомба, минуя противоторпедные сети, достигнет дамбы, затонет у её стенки и взорвётся на нужной глубине. А давление воды усилит взрыв.
Теперь бомба стала сферической, причём перед сбросом предварительно раскручивалась — для устойчивости при рикошетах. Деревянный макет такого вундерваффе успешно сбрасывали с самолёта «Веллингтон». Военные, вдохновившись идеей Уоллиса, пошли к Артуру Харрису, командующему бомбардировщиками.
Реакция Харриса была предсказуемой: «Ходят тут всякие — а потом самолёты пропадают». Какие-то жулики требуют себе аж 30 «ланкастеров»… и это в то время, когда в месяц выпускали всего 120 этих тяжёлых бомбардировщиков. Скорее война закончится, чем эта фигня сработает, а она не сработает никогда.
Ниггер и шоколадная фабрика
18 марта 1943 года винг коммандеру (wing commander — воинское завание, соответствующее подполковнику ВВС СССР/РФ. — Прим. ред.) Гибсону предложили возглавить новую эскадрилью. Для чего именно — пока секрет. У австралийца Гибсона (нет, не режиссёра) уже были почти все возможные лётные награды, а также любимый чёрный лабрадор по кличке… В общем, сейчас пса назвали бы Афроамериканец.
Пёс с неполиткорректной кличкой и команда Гибсона у своего «Ланкастера»
По легенде, Гай Гибсон сел и сам написал список всех членов эскадрильи. Эта история пошла из первых заметок о рейде под его фамилией. Но те заметки писал не Гибсон, а, вероятнее всего, другой крутой лётчик — Роальд Даль, позже ставший автором знаменитой сказки «Чарли и шоколадная фабрика».
Лётчиков подбирали целых две недели в обстановке полной секретности. Один из экипажей наивно попросил недельный отпуск: мол, заслужили, только что отлетав тур на бомбардировщике, и вообще… у нашего бомбардира свадьба. Гибсон, которого за пристрастие к дисциплине родная 106-я эскадрилья ласково называла Архиублюдком, смерил вопрошавшего взглядом и ответил: «Очень хорошо. Четыре дня. Вольно».
Пока суд да дело, форму четырёхтонной бомбы изменили снова: на цилиндрическую.
( http://www.youtube.com/watch?v=bOGRTlrYCIE )
Но некоторое время конструкторы ещё предлагали сделать ей внешнюю сферическую оболочку. А пока, в ожидании специальной модификации «ланкастеров» (прибывших только 22 апреля), лётчики тренировались на «веллингтонах».
Неизвестная цель со слабой ПВО, высота полёта 30 метров, скорость 240 миль в час. Специальные жёлтые очки в комбинации с синими экранами вокруг кабины создавали иллюзию полёта в лунную ночь.
Два прожектора, установленные под углом на каждом самолёте (у места бомбардира и у бомболюка), позволяли точнее выдерживать нужную высоту: их лучи должны были обозначить на поверхности воды«восьмёрку» из соприкасающихся кругов света. Эта тактика применялась ещё во время Первой мировой. Несколько самолётов, включая машину Гибсона, чуть не разбились на тренировках.
«Используй Силу, Гай»
И лишь 2 мая Гибсон узнал о целях своей эскадрильи. Шестого мая кое-что узнали и остальные лётчики. Вечер 16 мая — итог трудов: 19 готовых экипажей (ещё два больных, а один покинул эскадрилью), столько же боеготовых самолётов. Сто тридцать три человека — англичане, канадцы, австралийцы, новозеландцы, один гражданин США.
Девять самолётов первой волны атакуют дамбу на Мёне и затем — если будет чем — плотину на Эдере. Пять самолётов второй волны — плотину на Зорпе. И ещё пять — мобильный резерв. Первый «Ланкастер» оторвался от земли в 21:28.
Для точного поражения дамб самолёты должны были лететь строго на высоте 18 метров при скорости 230 миль в час, пока бомба вращалась 500 раз в минуту. Обратно из ночного вылета вернутся 11 самолётов(один — с неиспользованной из-за тумана бомбой). Чуть больше половины. 53 члена экипажей погибнут. Трёх возьмут в плен. Еще 32 из переживших рейд погибнут в боях позже. Разрушили две дамбы, затопили массу земель.
Гай Гибсон получил Крест Виктории и написал книгу «Впереди — вражеский берег». 19 сентября 1944 года его «Москито» разбился в оккупированной Голландии.
Кадр из фильма «Разрушители плотин»
В 1955 году на экраны вышел фильм «Разрушители плотин» (The Dam Busters) по сценарию одного из лучших писателей Англии Р.С. Шерриффа. Гибсона играл Ричард Тодд, ветеран‑десантник.
Зрителям впервые показали секретные кадры с испытаний, хотя настоящая форма бомб всё ещё оставалась тайной.
При прокате фильма в США пса Гибсона назвали Триггером. Хотя в реальности Гай с помощью морзянки использовал его настоящее имя в качестве кодового сигнала успеха операции. К несчастью, пса случайно задавили — буквально за несколько часов до рейда.
Сцена атаки почти неуязвимых целей — на бреющем полёте, сквозь трассы зенитного огня — очень понравилась режиссёру Джорджу Лукасу.
( http://www.youtube.com/watch?v=lNdb03Hw18M )
Спустя годы он захотел снять свой фильм — в той же манере, что и «Разрушители плотин». И даже пригласил тех же оператора и гримёра. Фильм получил название… «Звёздные войны».
Порой реальная история — лучшая подсказка для фантазии.
Источник: https://warhead.su/2018/05/17/zvyozdnye-voyny-v-realnosti-ataka-na-damby-rura