1

 

22 апреля – удивительно богатый историческими событиями день. На эту календарную дату выпало начало строительства Бастилии, открытие португальцами земли, впоследствии названной Бразилией, учреждение в России Министерства иностранных дел (всех дипломатов – с праздником!) и первая газовая атака под Ипром. Советские войска ворвались в столицу Рейха, в Африке образовалось государство Танзания, а в США появился первый веб-браузер Mosaic.

Список родившихся в этот день великих людей не менее впечатляющ. В нем и пророк Мухаммед, и философ Иммануил Кант, и писатель-фантаст Иван Ефремов, и создатель атомной бомбы Роберт Оппенгеймер, ну и, естественно, – самый известный любитель "нечеловеческой музыки" Бетховена, благодаря которому архитектурный ансамбль Красной площади приобрел свой нынешний вид.

Но я бы хотел напомнить о другом юбилее, оставшемся незамеченным прессой и блогерами. Ровно 180 лет тому назад, 22 апреля 1838 года в гавани Нью-Йорка пришвартовалось судно "Сириус", завершившее первый в истории трансатлантический рейс корабля с механическим двигателем. Формально первым пароходом, пересекшим Атлантику, был пакетбот "Саванна", совершивший свой рейс еще в 1819 году, но он почти весь путь проделал под парусами. А "Сириус", хотя он тоже имел парусное вооружение, двигался только на паровом ходу, преодолев таким образом более четырех тысяч километров.

Это было поистине эпохальное событие, означавшее, что человек в дальних морских путешествиях более не зависит от капризов ветра. Ушли в прошлое многодневные стоянки посреди океана из-за штилей, появилась возможность сделать путешествия из Старого в Новый свет относительно быстрыми и регулярными.

"Сириус" отплыл из Ирландии 4 апреля, имея на борту 32 члена команды, 40 пассажиров и 450 тонн угля, что составляло почти 2/3 от собственной массы корабля. Его машина была весьма "прожорливой", ежечасно она расходовала тонну антрацита. Завершающий этап путешествия не обошелся без приключений: из-за ошибки в расчетах запасов топлива чуть-чуть не хватило. Чтобы пройти последние мили, пришлось сжечь в топке запасные снасти, бочки и даже мебель. Капитану Ричарду Робертсу ничего не стоило отдать приказ поднять паруса, но он хотел доказать и доказал, что преодоление Атлантики только с помощью паровой машины вполне реально.

К моменту своего исторического плавания "Сириус", названный в честь самой яркой звезды ночного неба, был совсем новым пароходом, построенным в 1837 году на шотландской судоверфи Robert Menzies & Sons. Он имел длину по ватерлинии 54 м (полная длина без бушприта – 63 м), ширину 7,8 м (с кожухами колес – 14 м), водоизмещение без топлива и груза – 703 тонны. Двухцилиндровая паровая машина развивала высокую по тем временам мощность 500 л.с.

К сожалению, проплавал "Сириус" недолго. В 1847 году он в густом тумане налетел на скалу в заливе Белликоттон и затонул. На его борту находилось 90 пассажиров и матросов, 20 из них погибли. Фотоснимков корабля не сохранилось. Возможно, их и не было, ведь в те годы фотография делала лишь первые шаги. Но есть чертеж и неплохие цветные рисунки, правда, окраски корабля на них сильно различаются. Сложно сказать, какой вариант более соответствует действительности.

Звезда стимпанка

Звезда стимпанка

Звезда стимпанка

Действующая модель паровой машины, стоявшей на "Сириусе".


источник: https://vikond65.livejournal.com/745091.html

Подписаться
Уведомить о
guest

3 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account