Звено-СПБ как основа бомбардировочной авиации РККА

1

В данной альтернативе мы рассмотрим, что было бы, если работы по проекту Звено были бы своевременно и должным образом оценены и доведены до массового практического внедрения.

Историю развития проекта Звено я пересказывать не буду, она легко ищется в сети. Лишь отмечу, что началась она в июне 1931 и первоначально Звено рассматривалось для истребительного прикрытия тяжелых бомбардировщиков.

В июле 1937 года появляется более интересный проект Звено-СПБ (составной пикирующий бомбардировщик). Смысл его уже в другом – четырехмоторный бомбардировщик лишь доставляет два носимых самолета (И-16 с двумя 250-кг бомбами каждый) на расстояние 15–50 км до объекта, далее происходит расстыковка, И-16 своим ходом долетают до объекта, атакуют его с пикирования и своим же ходом возвращаются на ближайший аэродром. Благодаря взлету в составе Звена бомбовая нагрузка И-16 повышается в 5 раз – с 100 кг до 500 кг, плюс истребитель в ходе совместного полета дозаправляется с носителя.

Звено-СПБ как основа бомбардировочной авиации РККА

На испытаниях по бомбардировке с пикирования истребители И-16 показывали сказочную результативность: 90% бомб в мишень типа эсминец. В боевых условиях из 20 сброшенных бомб 5 попали в Черновадский мост через Дунай, который до этого почти безрезультативно атаковали Пе-2, ДБ-3 и СБ. Если же сравнивать эти результаты со стратегическими бомбардировщиками союзников, то до 1943 немцы не всегда могли понять, какой именно город у них бомбят.

Дальше пойдет скучная, но необходимая теория: будем выяснять, откуда взялась такая точность. Даже люди с вроде бы хорошим техническим образованием, способные на десятках страниц обсуждать достоинства того или иного двигателя, тут почему-то зависают, объясняя выдающуюся точность "цирковой" подготовкой пилотов.

Скучная теория

Для начала терминология:

1. Мидель: наибольшее по площади поперечное сечение. От площади миделя линейно зависит лобовое сопротивление.

2. Удельная нагрузка на крыло: отношение массы самолета к площади несущей поверхности. Чем выше удельная нагрузка, тем бóльшая скорость требуется для взлета и посадки и тем ниже маневренность самолета. От площади несущей поверхности линейно зависит подъемная сила.

3. Угол атаки: угол между продольной осью самолета и направлением воздушного потока. Изменяется рулем высоты. С ростом угла атаки растет подъемная сила и лобовое сопротивление.

4. Просадка: потеря высоты при выходе из пикирования. Чем меньше просадка, тем выше точность бомбометания или тем безопаснее выход из пикирования при равной точности.

 

Теперь проведем мысленный эксперимент. Возьмем самолёт и будем увеличивать его линейные размеры. С ростом размеров удельная нагрузка на крыло будет расти, потому что масса самолёта растет пропорционально кубу линейных размеров, а площадь несущих поверхностей пропорционально квадрату. Значит, с ростом размеров самолетов падает его маневренность и увеличивается взлетно-посадочная скорость, а значит и размер площадки, необходимой для взлета и посадки. Если же мы попытаемся сохранить удельную нагрузку, то упадёт прочность.

Но с другой стороны, площадь миделя на единицу массы будет снижаться. То есть наш увеличенный самолет будет быстрее и будет иметь большую дальность полёта и перевозить больше грузокилометров на единицу топлива. Понятно, при конструировании можно увеличивать одни параметры за счет других, но общий тренд сохраняется. В качестве примера, на монструозном Ме-323 расход топлива на перевозку тонны груза был почти вдвое ниже, чем у основного немецкого транспортника Ю-52.

Теперь затронем вопрос управляемости рулями. Тут ситуация та же: чтобы увеличить площадь рулей вчетверо, их вес надо увеличить в восемь раз и во столько же мощность приводов. Привет Пе-2 с кучей электроприводов. Можно не увеличивать, но пожертвовать управляемостью рулями. Эффективность изменения угла атаки рулями и высокой подъемной силы, зависящей от площади крыла и удельной нагрузки, складываются в общей управляемости при выходе из пикирования.

Третий немаловажный фактор, влияющий на просадку – это скорость пикирования. И тут недостаток И-16 – большой лоб из за массивного двигателя-звезды, не позволявший развить большую скорость в пикировании, становился достоинством. Позволяющим уверенно выходить из пикирования без тормозных решеток и автоматов выхода.

Естественно, стоит упомянуть еще пару факторов. Человеческий – устойчивость летчика к перегрузкам. И прочностной – тут, как мы помним, у малого самолета при прочих равных преимущество.

На итоге получаем, что при прочих равных у малого самолета либо большая точность при атаке с пикирования, либо больший запас времени на выход из пикирования.

Остаются минусы, присущие малым самолетам – небольшая бомбовая нагрузка и малый радиус. Их мы лечим за счет использования в составе Звена СПБ.

Естественно, за счет технических решений и качественных материалов баланс в ТТХ больших и малых самолетов можно изменить. Но это оружие обоюдное.

Собственно альтернатива

Итак, Звено быстрее довели до ума, причем в варианте СПБ. По отзывам летчиков-испытателей Звено-СПБ доступно для освоения рядовому летчику. Сама система простая: И-16 подкатывает под крыло ТБ, закрепляется в держателях и убирает шасси. После чего происходит взлет с работающими двигателями И-16. По сути ТБ надо поднять в воздух не два ишачка, а лишние 800 кг бомбовой нагрузки. С учетом работающих двигателей И-16 удельная мощность Звена выше, чем у отдельного ТБ. Отстыковка происходит из кабины И-16.

Бомбовая нагрузка И-16 в составе Звена – 500 кг примерно соответствует таким самолетам, как Ил-2 и Су-2. Точность и соответственно кпд применения выше в разы. Поэтому альтернативить будем очень жестко.

1. Полностью отказываемся от всех бомбардировщиков и штурмовиков. СБ, Ар-2, Пе-2, Ил-2, ДБ-3, Су-2 и т.д. в нашей альтернативе не существуют. Единственное исключение делаем для У-2: учиться на чем-то надо, плюс сразу готовим версию в виде разведчика-корректировщика и ночного бомбардировщика.

2. Все освободившиеся мощности бросаем на создание истребителей. Понятно, будут скоростные высотники для ПВО и маневренные тактики для фронтовой авиации. Все тактики оснащаются подвесами для бомб. Устаревшие модели работают преимущественно истребителями-бомбардировщиками с фронтовых аэродромов с малой нагрузкой 2×50 кг, изматывая врага регулярными налетами. Самая эффективная тактика против блицкрига и прорвавшихся колон. Новые истребители-тактики работают соответственно преимущественно в роли истребителей. Как показал опыт первых дней ВОВ, потери среди И-16 и И-15, штурмующих колонны, были ниже, чем у специализированных бомбардировщиков и штурмовиков.

3. Пилоты устаревших машин постепенно переучиваются использовать их преимущественно в роли бомбардировщиков. Отмечу низкую стоимость обучения бомбометанию – как-никак всего лишь полуторотонная машина. Отсутствует период адаптации к новой машине. И более страшный период, когда новые еще не освоены, а старых уже нет. Новых пилотов соответственно готовим на самолеты новых типов.

4. Каждый истребитель оснащается креплениями для использования в составе Звена-СПБ. При возникновении задач, требующих действия пикирующих бомбардировщиков – уничтожение мостов, ж/д узлов, укреплений и т.п. – работа идет с применением Звена.

5. Еще интереснее дело обстоит с самолетами-носителями. Поскольку им необходимости вступать в зону активного ПВО и нести бомбы нет, их роль могут выполнять обычные транспортники, которые в мирное время могут активно работать на гражданских авиалиниях. Единственное отличие – оснащение или возможность быстрого оснащения подвеской для Звена. При этом пилоты с пользой для экономики приобретают опыт взлета-посадки и навигации в различных условиях. Часть самолетов будет находится на боевом дежурстве на удаленных от границы аэродромах. Таким образом линия тяжелых четырехмоторных самолетов будет продолжаться, но больше в транспортном исполнении. Хотя некоторое количество стратегов себе можно будет позволить. С учетом отсутствия полезной нагрузки на четырехмоторниках для заданий с большой вероятностью встречи с вражескими истребителями можно создать группы, где часть или все носители переоборудованы в "ганшипы" с большим количеством огневых точек.

6. Важный плюс схемы – носитель, самая дорогая часть Звена, не входит в зону активного действия ПВО противника. Истребители же достаточно зубасты и могут постоять за себя. По сути, при массовом использовании на тыловой объект противника нападают сотни истребителей с бомбовой нагрузкой в 500 кг и полным баком. Причем истребителей полноценных, маневренных.

7. В изрядной мере лечится проблема СССР с современными авиадвигателями. Что устаревшие истребители, что четырехмоторники-транспортники новейших двигателей не просят. И даже образуется некий резерв, который можно красиво потратить.

8. Базируются Звенья в достаточно глубоком тылу, взлет осуществляют с качественных аэродромов. Напомню, в реальных условиях на взлет-посадку зачастую приходилось больше потерь, чем на воздушные бои. Опять же, меньше возможностей попасть под раздачу. ТБ, несмотря на устарелость конструкции, в 1941 понесли достаточно скромные потери как раз вследствие того, что базировались далеко. Да и с учетом того, что 2/3 Звена – полноценные истребители, налет на тыловые аэродромы небезопасен для налетчиков. Опять же с точки зрения логистики бомбардировочные аэродромы в глубоком тылу – это позитив.

9. Для моря Звено вообще идеально, несколько сотен носителей создадут паритет с любым авианосным флотом. При этом проблема разрозненных ТВД уходит.

10. Разведчики и корректировщики разрабатываются преимущественно на базе учебных двухместных истребителей.

 

Ну и в заключении небольшая реклама возможностей легких тактических истребителей работать с пикирования из уст противника:

Иваны обрушили на нас тучи истребителей, к чему мы не привыкли. Кружась вокруг и подражая нашим пикирующим бомбардировщикам "Штука", они уничтожали все. Отдельные фрагменты раскромсанных тел людей и животных, разбитой техники валялись на шоссе. Это была картина, подобную которой я видел только в 1945 году вдоль дорог на западе, по которым проходили отступавшие войска.

Как правило, мы могли двигаться по дороге ночью. Частям, использовавшим конную тягу, практически невозможно было продвигаться вперед.

Отто Кариус "Тигры в грязи".

На всякий случай напомню, что в это же время (1943) только отдельные элитные экипажи Пе-2 начали осваивать бомбардировку с пикирования.

Оттуда же, но уже про эффективность наших штурмовиков:

Просто чудо, что мы вышли из этой передряги невредимыми. В довершение всего и к нашему величайшему удивлению, несколько штурмовиков также атаковали нас. Самолеты пронеслись так низко над гребнем, что казалось, вот-вот нас прихлопнут. Но нам не принесли вреда ни многочисленные бомбы, ни ракеты. К сожалению, как всегда, не было и намека на наших летунов.

Конечно, судить по паре эпизодов дурной тон, но повод задуматься есть.

Подписаться
Уведомить о
guest

108 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account