15

6 февраля 1922 года представителями пяти ведущих, на тот момент, морских держав, в Вашинг­тоне было подписано соглашение об ограничении морских вооружений. Этим договором было в одночасье отправлено на слом огромное количество старых, переживших Первую Мировую войну, линкоров. И ещё большему количеству тогдашних властелинов океанов оно не позволило родиться: их строительство так и не было начато или было прекращено. Но небольшому количеству кораблей всё же удалось побороздить океаны, правда, под другой личиной. Я имею в виду американский линейный крейсер «Лексингтон», перестроенный в авианосец.

Жертвы Вашингтона. Линейные крейсера типа "Амаги". Япония

 

Такая же судьба ждала и его японского собрата, но даже и здесь не срослось. В 1923 году в Японии произошло крупное землетрясение, в результате которого корпус «Амаги» был разрушен, и пере­делывать в авианосец стало просто нечего. Это РИ. Мы же рассмотрим события в том мире, в котором «Амаги» не только был достроен, но и вошёл в состав Японского флота именно как линейный крейсер. И это произошло в результате того, что в Вашингтоне ничего подписано не было. Япония была небогатой страной, и согласиться на то, чтобы уже заложенные линкоры были разобраны, она не могла – финансы не те. А без участия Японии какие-либо морские соглашения просто теряли всякий смысл. Гонку морских вооружений остановить так и не удалось.

Как известно, в самом начале 20-х годов прошлого века в Японской Империи была принята амбициозная кораблестроительная программа, вошедшая в историю под названием 8-8. Согласно этой программы Дай-Ниппон Тэйкоку Кайгун должен был получить в свой состав 8 линкоров и 8 линейных крейсеров.

Первыми кораблями, которые были разработаны в рамках этой программы, стали линкоры. Японцы их разработали сразу 4 штуки: 2 — типа «Нагато» (первый – «Нагато», вступил в строй в 1920 году, второй — «Муцу» в 1921) и 2 – типа «Кага» (первый – «Кага» вступил в строй в 1923, второй — «Тоса», в 1925).

Далее наступил черед строительства линейных крейсеров. В случае с проектом новых кораблей японцы решили сильно не заморачиваться, а просто переработать соответствующим образом уже имеющийся проект своих линкоров типа «Кага». Вооружение у ЛК решили оставить таким же, как и на линкорах (я имею в виду только орудия ГК), то есть 10 орудий калибром 410 мм. А вот для того чтобы добиться достойной для ЛК скорости в 30 узлов, на кораблях решили существенно подрезать бронирование: вместо солидного броневого пояса 280+50 мм линейные крейсера получили 254+30 мм. Кроме того, на ЛК была установлена более мощная силовая установка мощностью 131 000 л.с., против 91 000 у «Каги». Все эти меры в сочетании позволили новым ЛК разгоняться до очень приличных 30 узлов («Кага» могли разгоняться только до 26,5).

Первый корабль серии их 4-х ЛК — «Амаги» был помпезно заложен 16 декабря 1920 года на верфи ВМФ в Йокосуке. Второй — «Акаги» в декабре 1920 года в Куре, третий «Атаго» — почти через год, в ноябре 1921 года, там же в Куре, и последний — «Такао» через месяц в Нагасаки.

Что любопытно, вступали в строй эти корабли в другом порядке. Первым – в 1926 году «Акаги», вторым – в 1927 «Атаго», в том же году вступил в строй и «Такао». А вот головной корабль серии «Амаги» достраивался аж до 1928 года. Дело в том, что в 1923 году на 40% достроенный корабль очень сильно пострадал в результате землетрясения. И его строительство пришлось начинать фактически заново. Но как бы там ни было, до конца 20-х все 4 систершипа пополнили состав Дай-Ниппон Тэйкоку Кайгун и началась их служба.

Жертвы Вашингтона. Линейные крейсера типа "Амаги". Япония

ТТХ:

Водоизмещение — 41 217/ 47 000 т,

Размерения (длина × ширина × осадка) — 251,8×30,8×9,5 м.

Силовая установка — ПТ-4, 19 ПК, 131 200 л.с.

Максимальная скорость — 30 уз.

Запас топлива — 2500 т уг.+3900 т нефти.

Броня:

— пояс 254+30 мм,

— башни и барбеты 280—230 мм,

— палуба 90 мм,

— рубка 356 мм.

Вооружение:

Главный калибр — 10×410 мм/45,

Противоминный калибр — 16×140 мм/50,

Зенитные орудия – 4×120 мм

Торпедные аппараты — 8×610 мм.

 

Ещё когда корабли строились, стало ясно, что их проекты не совсем соответствуют своему времени. В 20-е резкий рывок совершила морская авиация. А зенитное вооружение у новых ЛК было, мягко говоря, так себе. В 30-е году корабли японского флота прошли масштабную модер­низацию, и ЛК типа «Амаги» также в ходе неё были капитально переделаны.

Переделки коснулись практически всех узлов и агрегатов и даже поменяли силуэт корабля. На нём пропала одна дымовая труба. Кроме этого, серьёзно изменилась передняя надстройка. Японские ЛК получили традиционную для японского флота надстройку-пагоду, в которой разме­щались новые радары и агрегаты новой системы управления огнём. На корме линейных крейсеров была смонтирована катапульта для запуска гидросамолётов. Гидросамолётов, кстати, на линкорах располагалось 3 штуки.

Казематы с противоминным калибром были срезаны напрочь. Вместо них на ЛК установили хорошо отработанные японской промышленностью двухорудийные универсальные установки калибром 127 мм. Всего на каждом корабле их было размещено по 10 штук (по 5 на борт). Таким образом, вместо 16×140 и 4×120 первоначального проекта, линкор получил 20×127-мм универсальных артил­ле­рий­ских установок, которые могли бороться как с эсминцами противника, так и с авиацией.

Но на этом усиление систем ПВО не закончилось. Корабль обильно оснастили мелкокалиберными зенитными автоматами, всего 44×25 мм, по 22 орудия на борт.

Собственно, на этом модернизация линкоров закончилась. Силовой установки и орудий главного калибра не касались. Линейные крейсера, конечно, немного набрали веса и потеряли в скорости, до 29 узлов, но такие потери японские адмиралы посчитали приемлемыми. В таком виде линейные крейсера типа «Амаги» и встретили войну.

Жертвы Вашингтона. Линейные крейсера типа "Амаги". Япония

Линейные крейсера типа «Амаги» во Второй Мировой Войне

Несмотря на то что линейный крейсер принимал активное участие во всех операциях начального периода войны, первый огневой контакт у «Амаги» случился во время битвы у атолла Мидуэй, в июне 1942 года. Да и то контакт был не с кораблями противника, а с его самолётами. Все линейные крейсера типа «Амаги» находились в охранении авианосцев и участвовали в отражении атак американских самолётов. «Амаги» даже схлопотал бомбу в район кормы, которая напрочь снесла ему катапульту. В этом же сражении данные линейные крейсера понесли первые потери – торпедо­носцы с «Йорктауна» потопили «Акаги». Сначала в корабль попало несколько 1-тонных бомб с пикирующих бомбардировщиков, которые лишили его большей части артиллерии ПВО, а затем он получил сразу 5 торпед и быстро затонул.

Орудия же главного калибра первый раз открыли огонь уже в сентябре этого года, во время штурма Гавайских островов. Правда, стреляли они не по вражеским кораблям а по береговым укреплениям. В этом же сражении все корабли типа «Амаги» получили разной степени повреждения, а много­страдальный «Амаги» так и вообще чуть не отправился на дно, получив три торпеды от американ­ских торпедоносцев. Но самоотверженная работы команды в борьбе за живучесть смогла его спасти, и он стал на длительный ремонт в захваченном, к тому моменту, Перл-Харборе.

Второй жертвой войны среди линейных крейсеров класса «Амаги» стал головной одноимённый корабль серии. В 1943 году во время битвы за Панамский канал ЛК подвергся массированной атаке эсминцев и крейсеров флота США совместно с палубными самолётами (пикировщиками). В ходе боя корабль получил множество попаданий артиллерийскими снарядами среднего калибра, фугасных бомб и одну торпеду. Всё это вместе взятое вызвало мощнейший пожар на корабле, он пылал буквально от носа до кормы, у корабля заклинило руль. И после длительной борьбы за жизнь он всё же скрылся в океанской пучине.

Такими образом начальный период войны пережили два из четырёх линейных крейсеров класса «Амаги»: «Атаго» и «Такао», и дожили до эпической второй битвы за Гавайи. В ходе этого сражения два ЛК были включены в 1-е диверсионное соединение вице-адмирала Куриты с флагманом линкором «Ёсино» (в этом мире, без Вашингтонского соглашения, данный линкор стал первым японским линкором с 460-мм орудиями главного калибра). Этому отряду кораблей было поручено добраться до десантных судов американцев и таким образом сорвать высадку на Гавайи.

В ходе сражения «Атаго» умышленно стал на пути роя торпед, выпущенных торпедоносцами во флагман эскадры, линкор «Ёсино», и получил три торпедных попадания. Несмотря на обширные затопления, команде борьбы за живучесть удалось с ними справиться и спасти линкор, но о полноценном продолжении операции не могло быть и речи. Вице-адмирал Курита отдал приказ капитану «Атаго» двигаться в Перл-Харбор на ремонт. Однако выход из боя «Атаго» был замечен на линкорах «Алабама» и «Миссури», и те бросились добивать подранка. В артдуэли 10 против 18-ти 16-дюймовых орудий у израненного «Атаго» не было шансов. Команда линкора могла рассчитывать лишь на «золотое попадание» которого так и не случилось. После двух часов боя линейный крейсер практически утратил способность к сопротивлению, все орудия ГК вышли из строя, да и от орудий поменьше мало что осталось. Капитан «Атаго» отдал приказ команде покинуть корабль. Не прошло и часа, как пылающий от носа до кормы «Атаго» нашёл вечный покой в водах Тихого океана. Правда, победа американцам досталась недёшево. Особенно пострадала «Алабама». Две носовые башни ГК не работали, передняя надстройка превратилась в бесформенную груду железа и к тому же пылала, а сам линкор изрядно сел носом. Однако американский линкор в отличии от своего японского визави уцелел.

Другая судьба ждала систершип «Атаго», «Такао». В ходе сражения он вступил в схватку с американ­ским линкором «Иллинойс». В этом бою «Такао» имел некоторое преимущество: 10 против 9-ти 16-дюймовых орудий, однако у американца была чуть выше скорострельность. Неизвестно, чем бы закончилась эта дуэль, так как с самого начала что тот, что другой корабль добивались регулярных попаданий, если бы не появилась американская палубная авиация: ей удалось прорвать ПВО «Такао» и всадить ему в борт две торпеды, которые, естественно, не стали фатальными. Зато сразу после американской авиации на арене появились японские торпедоносцы с Перл-Харбора. Эти преуспели больше и всадили в американский линкор сразу 4 торпеды, которые и положили конец бою. Американец, после непродолжительной агонии, затонул. Больше в этом сражении «Такао» в огневой контакт с американскими кораблями так и не вступал. Конечно, ему ещё пришлось, вместе с другими кораблями соединения, отражать атаки американской авиации. Но так как он не являлся главной целью налётов, то серьёзных разрушений не получил. Конечно, на него ещё упало несколько нетяжёлых бомб, которые хоть и нанесли некоторые повреждения, но в целом живучести корабля не угрожали.

Собственно, на этом боевой путь линейных крейсеров типа «Амаги» закончился. Из четырёх кораблей войну удалось пережить только одному.

PS. К сожалению, «Амаги» в РИ не был построен, и как бы он мог выглядеть, можно представить только по сохранившимся чертежам и сделанным по ним рисункам. Но теперь есть ещё одна возможность. Программисты и дизайнеры компании Wargaming сделали отличные 3D модели для своей игры World of Warship. Их я с удовольствием и представляю вашему вниманию:

Жертвы Вашингтона. Линейные крейсера типа "Амаги". Япония

Жертвы Вашингтона. Линейные крейсера типа "Амаги". Япония

Жертвы Вашингтона. Линейные крейсера типа "Амаги". Япония


По материалам: http://www.shipbucket.com/forums/viewtopic.php?f=14&t=1027&start=250

Подписаться
Уведомить о
guest

20 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account