Жертва бюрократии. Эскадренный броненосец «Сисой Великий»

18

В восьмидесятых годах 19-го века Российская империя, в связи с ростом угроз сразу на трех направлениях одновременно,вынуждена была перейти к длительному планированию развития своего флота. На Балтийском море усиливался германский флот,а отношения с единой Германией,наоборот,периодически ухудшались,на Черном море еще ржавел «великий флот»Абдул-Азиза,а в Средиземном море вовсю хозяйничал британский флот,уже однажды преодолевавший Босфор.На Тихом океане Большой флот дряхлеющей Цинской империи строил Ли Хунчжан,а молодая империалистическая Японская империя эпохи Мейдзи активно интересовалась расширением своего влияния в Корее и Китае.

Эскадренный броненосец «Сисой Великий»

Эскадренный броненосец «Сисой Великий»

В августе 1881 года в Санкт-Петербурге начало работу Особое совещание по определению морской стратегии Российской империи во главе с великим князем Алексеем Александровичем .

20 мая 1882 года Особым совещанием была утверждена беспрецедентная 20 летняя судостроительная программа. В первой редакции она предусматривала строительство для Балтийского флота 16 новых броненосцев.Задачей было получение превосходства над каждым из балтийских государств,особенно Германией.После головного «Императора Александра II» и близкого к нему по проекту «Императора Николая I» появились неудачливый «Гангут» и весьма необычный и мощный «Наварин» .Определение дальнейшего пути развития балтийских броненосцев было связано с появлением германских «Бранденбургов»,как прямой и явной угрозы для столичного моря.Начавшаяся эпоха «копирования» привела к выбору в качестве источника вдохновения для ответа британских броненосцев типа «Трафальгар». Из отечественных кораблей прототипами стали «Наварин» и «Император Александр II».

Пятый балтийский броненосец получил имя «Сисой Великий».

Сисой Великий († 429) — христианский святой, подвижник,монах-отшельник, последователь Антония Великого.

Проект нового броненосца в переписке первоначально именовался как «Гангут № 2»(он менял собственно «Гангут» на стапелях Нового Адмиралтейства).МТК подготовило эскизный проект к сентябрю 1890 года на базе «Император Александр II»,при этом вооружение и схема бронирования были аналогичны «Наварину».

Предъявленный проект( 8500 т .,16 узлов, 3-305-мм /35 образца 1877 года в двух барбетных установках,4-152мм/35,4-120 мм,10 противоминных скорострелок) вызвал нешуточную дискуссию среди адмиралов. Это был период смены технологических эпох и трудно было определить направление будущего развития флота.В МТК имели место самые различные взгляды на дальнейшее развитие флота. Предложения были крайне противоречивыми, вплоть до замены броненосца на таранный крейсер.Если одни предлагали за счет уменьшения бронирования поднять скорость,то другие настаивали на приоритете орудий 229 мм калибра.

В итоге МТК пришло к решению об увеличении орудий 305 мм до 4,а мощности машин -до 8500 л.с.. К утверждению спецификации 6(18) марта 1891 года средний калибр стал единым-остановились на шести 152 мм. Правда водоизмещение выросло до 8880 тонн.

Жертва бюрократии. Эскадренный броненосец «Сисой Великий»

Строительство броненосца началось 25 июля ( 6 августа )1891 года в в деревянном эллинге Нового Адмиралтейства. 21 декабря 1891 года( 2 января 1892 года)он был зачислен в состав флота как «Сисой Великий», а 18 февраля по ст. ст. 1892 года,по новой классификации, он стал эскадренным броненосцем.

"Сисой Великий" в Новом Адмиралтействе

«Сисой Великий» в Новом Адмиралтействе

Церемония закладки состоялась 7(19) мая 1892 года в присутствии императора,его супруги и наследника престола .

Строительство шло непросто,чиновники забывали заказать детали,тянули с подписанием контрактов,подрядчики задерживали поставки,МТК продолжало вносить существенные изменения в проект.Стройка затягивалась.

В начале 1893 года барбетные установки решили заменить башнями как на «Наварине»,заодно и орудия поменяли на новые ,с длиной ствола в 40 калибров.В очередной раз изменилась средняя артиллерия-теперь это были 152 мм пушки Канэ. А в ноябре 1894 года на боевом марсе появилось 10 37 мм пушек Гочкиса. Изменения и утверждения чертежей под них происходили уже во время постройки.Из-за полученной 50 тонной перегрузки было даже предложение бронирование рубки уменьшить до 152 мм,но МТК сие не утвердило.

Жертва бюрократии. Эскадренный броненосец «Сисой Великий»

20 мая 1894 года наконец-то,новый броненосец был спущен на воду.С яхты «Полярная звезда» за процессом наблюдал уже новый император- Николай II. Однако и на плаву скорость работ увеличить не удалось. По прежнему запаздывали детали и оборудование,продолжали утверждаться вспомогательные чертежи.На 23 августа 1896 года список недоделок состоял из 92 пунктов, включая одну из двух башенных установок.Часть оборудования пришлось «каннибализировать» с других кораблей (например неисправную рулевую машину заменили на одну из «полтавских»).

Лишь 5 октября броненосец приступил к ходовым испытаниям,показав скорость 15,65 узлов при 8635,22 л. с. мощности.

Эскадренный броненосец «Сисой Великий» первым получил новые 305 мм пушки,теперь дальность стрельбы достигала 74 кбт, его защищал толстый броневой пояс, однако не закрывавший нос и корму.Правда многочисленные недоработки,сопровождавшие его при строительстве и которые так до конца и не были устранены, вместе со значительной перегрузкой,возникшей при усилении вооружения , снижали его боевые возможности.

Жертва бюрократии. Эскадренный броненосец «Сисой Великий»

В марте 1897 года на учебных стрельбах произошел взрыв кормовой башни с многочисленными жертвами.Во время ремонта в Тулоне недостатки постройки проявили себя в должной мере.Один из членов комиссии в артпогребе главного калибра просто провалился на следующую палубу,наступив на гнилую доску.

В докладной записке председателя комиссии капитана 1-го ранга А.М. Абаза от 24 сентября 1897 года все еще нагляднее-

Среди недостатков он указал на многочисленные протечки бортов, палуб, орудийных портов, плохое изготовление водонепроницаемых дверей и броневых люков. Обратил внимание и на щель между верхней кромкой бортовой брони и обшивкой, тянувшуюся вдоль всего борта и имевшую ширину от 0,5 до 1,5 дюйма (1,27-3,8 см). Эта щель, по его словам, вызвала недоумение и открытую насмешку французских офицеров, осматривавших вместе с ним броненосец. Осматривая настилы патронных и бомбовых погребов, входивший в состав комиссии исполняющий должность главного инспектора морской артиллерии полковник А.Ф. Бринк обнаружил дыры, через которые на второе дно скатились во время качки 152-мм снаряды.

Однако броненосец активно нес службу ,неоднократно совершая переходы на Дальний Восток и обратно.

Жертва бюрократии. Эскадренный броненосец «Сисой Великий»

Жертва бюрократии. Эскадренный броненосец «Сисой Великий»

“Сисой Великий” Новое Адмиралтейство в Санкт-Петербурге. Заложен 25 июля 1891 , спущен на воду 20 мая 1894 , вступил в строй 18 августа 1896 года.Погиб в Цусимском сражении 15(28) мая 1905 года.

Водоизмещение проектное 8800 тонн, фактическое 10 400 тонн. Длина 107,24 м , по грузовой ватерлинии — 105,16 м, между перпендикулярами — 101,19 м; Ширина 20,73 м. Осадка 6,71 / 7,5 м.

Бронирование (сталежелезные плиты) -Пояс (83,5 х 2,13) 305—406 мм, траверзы 229—203 мм, верхний пояс и каземат 127 мм, башни 305 мм, барбеты 305—127 мм, рубка 229 мм, палуба 63,5—51 мм крыши башен — 63,5 мм; крыша каземата — 38 мм; рубка — 229 мм, крыша рубки — 12,7 мм.

Двигатели- 2 вертикальные паровые машины тройного расширения, 8 цилиндрических котлов( в т.ч. 4 двойных),проектная мощность 8500 л. с. Скорость проектная — 16 уз, на испытаниях — 15,65 уз. ( при 8635,22 л. с.). 2 винта. Запас угля: 550 / 1000 тонн; Дальность плавания по проекту с полным запасом угля экономическим ходом — 4440 миль,действительная 2800 (на 10 уз.) Экипаж 586 чел.(27 чел.офицеры).

Вооружение-4 × 305-мм/40 орудия Обуховского завода образца 1895 года , 6 × 152-мм/45 орудий Канэ , 12 × 47-мм орудий Гочкиса, четыре 37-мм пятиствольных револьверных и 10 одноствольных пушек Гочкиса , 2 × 63,5-мм десантные пушки Барановского . Минно-торпедное вооружение-Шесть 381-мм надводных торпедных аппаратов ; 50 сфероконических мин заграждения Герца .

  • Август 1897 года во время ремонта в Тулоне на заднем балконе установлены два 37-мм одноствольных орудия Гочкиса.
  • Март 1904 года четыре 47-мм орудия в каземате на верхней палубе заменены на 75-мм орудия системы Канэ. Четыре 37-мм револьверных орудия, два 37-мм одноствольных на заднем балконе и 63,5-мм орудия Барановского заменены на 47-мм одноствольные орудия Гочкиса. На обеих мачтах установлены дополнительные стеньги. На корабль установили дальномеры и прожекторы.

Корпус броненосца был разделен продольными и поперечными водонепроницаемыми переборками ,также имел двойное дно,переходящее в двойные борта,от 76 до 122 см глубиной для дна и 170 см для межбортового расстояния.У корабля были две дымовые трубы,стальная фок-мачта с двумя марсами и деревянная сигнальная грот-мачта.На боевом марсе стояли 37 мм пушки Гочкиса, а на втором марсе — прожектор.

Двухвальная силовая установка состояла из двух паровых машин тройного расширения ,производства Балтийского завода, мощностью 8500 л.с. ,четырех двойных и четырех одинарных огнетрубных котлов.Она должна была обеспечить проектную скорость в 16 узлов,но на испытаниях ,при 8635 л.с. броненосец показал лишь 15,65 узла. Нормальный запас угля в 550 тонн,а полный в 975 тонн по проекту должен был обеспечить дальность плавания на 10 узлах 2530 и 4440 миль соответственно, а на полном ходу-1256 и 2220.

Экипаж корабля в 27 офицеров и 555 нижних чинов размещался в соответствии со статусом-офицерские каюты в кормовой части,а кубрики и каюты кондукторов-в носовой,на жилой палубе.

Бронирование корабля состояло из сталежелезных плит. Главный пояс длиной 69,19 метра и высотой 2,18 м (в т.ч. ниже ватерлинии 1,22 м ) толщиной 406 мм с утончением к нижней кромке до 203 мм.Пояс замыкался броневыми траверзами 229 мм в носовой и 203 мм в кормовой части.Верхний пояс,прикрывавший нижний каземат длиной 46,33 м и высотой 2,24 м,был набран из 127 мм плит.Верхний каземат с такими же плитами был меньше-длиной 19,2 м и высотой 2,29 м Броневую палубу сделали плоской и толщиной от 51 до 63 мм. Башни и барбеты были защищены 305 мм броней,а боевая рубка-229 мм.

Сисой Великий,_главный калибр

Сисой Великий,_главный калибр

В качестве орудий главного калибра броненосец впервые получил новые пушки Обуховского завода-305 мм с длиной ствола 40 калибров и поршневым затвором ,первые орудия ,спроектированные под бездымный порох в нашем флоте.Они размещались на носу и корме в двух двухорудийных башнях системы Кольза .Угол возвышения-до 15°,время заряжания 2 мин.22 секунды. При 10 ° возвышении дальность стрельбы составляла 10,98 км.В боекомплект из 80 выстрелов на ствол входили картечные снаряды,чугунные и чугунные бронебойные весом 331,7 кг.

Вспомогательный калибр- в виде 6 152 мм скорострельных пушек Канэ образца 1892 года с длиной ствола 45 калибров располагался в каземате на батарейной палубе ,в центре корабля. Пушка впервые появилась на борту «Рюрика»,а начиная с «Сисоя Великого» стала стандартным вооружением русских броненосцев.Пушки стояли побортно и благодаря станкам системы Дуброва-Вавассера могли убираться внутрь с задраиванием портов при шторме или в дальнем походе.Сектор обстрела орудий составлял 100,а угол возвышения-20 ° ,что обеспечивало дальность в 11,5 км.Скорострельность составляла 7 выстрелов в минуту,а вес унитарного патрона (бронебойный, фугасный или шрапнель) достигал 41,4 кг.

Малый калибр

Малый калибр

Броненосец обладал многочисленной противоминной артиллерией -47 мм скорострельные пушки Гочкиса размещались в каземате на верхней палубе(4),на батарейной палубе(по две на носу и корме),на спардеке(4). Скорострельность 20 выстрелов в минуту, дальность стрельбы — 4575 м при угле возвышения +10,4°,в боекомплекте чугунные и стальные гранаты весом по 1,5 кг.

У ходовой рубки и крыльев мостика стояло по две 37 мм револьверных пятиствольных скорострелки Гочкис,а 10 одноствольных 37 мм Гочкисов-на боевом марсе. Проект предусматривал еще два 37 мм одноствольных Гочкиса на балконе в корме ,но их устанавили только при ремонте в 1897 году. Пятистволки имели максимальную скорострельность 32 выстрела в минуту несколькими видами стальных и чу­гунных снарядов весом около 0,5 кг. Одностволки стреляли 500 граммовыми стальными и чугунными гранатами со скорострельностью 20 выстрелов в минуту на дальность до 2,8 км( при угле возвышения в 11°) .

Для вооружения десантной партии имелось две десантные пушки Барановского 63,5 мм.В случае крайней необходимости они могли устанавливаться на бортах в специальные станки.

Торпедное вооружение состояло из шести однотрубных аппаратов 381 мм -два неподвижных,в фор- и ахтерштевне на броневой палубе и по два на каждый борт-на поворотных станках.Боекомплект 12 торпед Уайтхеда обр. 1889 года.Еще два метательных аппарата устанавливалось на бортовых паровых минных катерах. Бортовые катера и шлюпки могли использовать шестовые мины. Кроме того на борту было 50 сфероконических мин заграждения Герца с гальвано-ударным взрывателем, которые устанавливались со специальных минных плотиков.

Для защиты от вражеских торпед броненосец получил устройство стационарного сетевого заграждения. Оно состояло из 32 шестов и для установки требовало участия 350 нижних чинов под руководством 17 боцманов и кондукторов.

Переходность эпохи ,в которую проектировался и строился корабль,наложила свой отпечаток на его конструкцию и дальнейшую судьбу. Начавшийся в российском кораблестроении и в имперском управлении в целом период бардака выразился и в проектировании и в строительстве(долгострое) броненосца. Соображения ложной экономии и «брожения умов» среди лиц ,принимающих решения,привели к тому ,что вместо развития найденного классического варианта эскадренного башенного броненосца типа «Наварин» начали обреченные на провал эксперименты с «дешевым и маленьким» «Гангутом»,растущим на глазах «Николаем»,броненосцами береговой обороны.

Внедрив вроде бы новейшие разработки-башни,длинноствольные орудия,мощное бронирование,умудрились за счет косности и отсталости бюрократии затянуть строительство до того,что «Сисой» вошел в строй чуть не одновременно с японо-британским «Фудзи»,который Цусиму успешно прошел как корабль первой линии.

Качество строительства,администрирования поставок ,жуткий перегруз(на полторы тысячи тонн от проекта),культура производства и проектирования(по усовершенствованию и доработке проекта) привели к тому ,что потенциально могучий корабль к 1905 году шел в отряде разносортного военно-морского музея. Причем страдая от недостатков,которые были относительно легко устранимы и не вызывались никакими практическими потребностями.Понятно,что несмотря на длительность строительства переход на гарвеевскую брони затянул бы ввод в встрой еще на более долгий срок,но наличие огромного парка мелкокалиберной противоминной артиллерии,бесполезной к тому времени против появившихся эсминцев,особенно батареи на боевом марсе было уже явным анахронизмом,причем дававшим значительную прибавку верхнего веса.

Да и замена тяжелых мачт-не самая дорогая и сложная процедура.

К другим недостаткам- типа скорости,казематного расположения средней артиллерии и неполного броневого пояса можно отнестись снисходительно-тогда это было практически у всех одноклассников и «Сисой» был явно не самым худшим.

Источник — https://zen.yandex.ru/media/id/5cf01f060d8ac524e68e4579/eskadrennye-bronenoscyjertva-biurokratii-sisoi-velikii-5e635ef8595b8e63047aa94b

boroda
Подписаться
Уведомить о
guest

16 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account