Продолжаю выкладывать на сайт интересные статьи из жж одного из ведущих российских историков авиации уважаемого Вячеслава Кондратьева.
155 лет назад, 29 декабря 1860 года в Блэквелле состоялся спуск на воду первого в мире железного парусно-парового бронефрегата "Уорриор" — самого крупного и наиболее мощного на тот момент боевого корабля. И хотя он был не лишен недостатков, в частности, его главный калибр — нарезные семидюймовки Армстронга оказались не очень удачными, Британия в очередной раз подтвердила свой статус владычицы морей и наиболее развитой в технологическом отношении военно-морской державы мира. Сейчас о тех далеких временах остались лишь ностальгические воспоминания и любовно восстановленный в качестве плавучего музея "Уорриор", по которому водят экскурсии.
На заставке — трехмерная компьютерная модель бронефрегата, который по размерам, тоннажу и вооружению более соответствовал линкору.
Оригинальные архивные чертежи "Уорриора". Хорошо видно, что внешним видом он повторял классические парусные фрегаты и корветы первой половины XIX века. И только механическая "начинка" демонстрирует, что это — воплощение принципиально новых технологий.
Структура корпуса "Уорриора" на чертеже и в виде макета. Обратите внимание, что железные броневые плиты с пушечными портами крепились к толстой деревянной подложке, которая обеспечивала дополнительную защиту.
Компоновочная схема бронефрегата. В левом верхнем углу показан броневой каземат, закрывавший центральную часть корабля между верхней и нижней палубами.
Далее — подборка фотографий "Уорриора", воссозданного в том виде, который он имел после ввода в эксплуатацию осенью 1861 года.
"Уорриор" и сейчас выглядит очень солидно, особенно — на фоне окружающей его плавучей мелочи.
Одно из наследий "парусного дизайна" — развитый и богато украшенный кормовой балкон с большими окнами.
Собственно уорриор — носовая фигура до и после реставрации. Это одна из немногих крупных деревянных деталей корабля, у которого даже мачты и бушприт уже были сделаны из железа.
110-фунтовое (7-дюймовое) нарезное казнозарядное орудие Армстронга с винтовым затвором. На момент ввода в строй корабль имел 10 таких орудий, из них два — на верхней и восемь — на батарейной палубе.
68-фунтовые гладкоствольные дульнозарядные пушки на батарейной палубе, которая одновременно являлась матросским кубриком. На "Уорриоре" стояло 28 таких орудий.
Штурвалы и компас на верхней палубе.
Штурвалы, компасы и оружейная стойка на батарейной палубе. На заднем плане — пушка Армстронга.
Капитанская каюта. Размеры впечатляют, но особой роскоши не наблюдается.
"Наши жены — пушки заряжены!" Каюта, в которой один из офицеров "Уорриора" делил жилплощадь с 68-фунтовым орудием.
Британскийй моряк всегда готов к ближнему бою. Стойка для револьверов и крепление для абордажных сабель-катласов на батарейной палубе.
Разные печки: слева — котельное отделение, справа — камбуз.
Слева — стиральные машины с механическим приводом и отжимными валками. "Уорриор" был первым в мире военным кораблем, оснащенным этим чудом техники. Справа — матросские ванны в помывочном отсеке.