Заточка ятагана. Могла ли компания Supermarine создать палубный реактивный истребитель мирового класса? Часть 2
Содержание:
Ранние варианты для FAA
Почему Королевский флот выбрал Scimitar? Воздушные силы Королевского флота (Fleet Air Arm – FAA) уже имели на вооружении перехватчики de Havilland Sea Venom, которые в отличие от «ятаганов» могли действовать днем и ночью в любых погодных условиях. Sea Vixen – более совершенный преемник перехватчика Sea Venom – также являлся всепогодным перехватчиком. [8] В роли ударного самолета «ятаган» эксплуатировался в течение нескольких лет и был сменен «буканиром», который обладал гораздо большими возможностями и превосходил его по дальности полета и массе полезной нагрузки.
Если FAA нуждались в дневном перехватчике, то в Соединенных Штатах имелось несколько более чем приемлемых готовых вариантов, включая Douglas F4D Skyray [9] и Grumman F11F Tiger, которые поступили на вооружение ВМС США в 1956 и 1957 годах соответственно. Каждый из них был значительно легче, чем массивный Scimitar, а общий вес был меньше, чем масса пустого «ятагана». Тем самым они гораздо больше подходили для действий авианосцев Ее Величества, включая «Виктори» и «Центавр». И «тигр», и особенно «скайрей» имели заметно лучшие характеристики скороподъемности, чем у «ятагана»; их показатели начальной скорости набора высоты составляли 16300 футов в минуту (4970 м/мин) и 18300 футов в минуту (5580 м/мин), по сравнению с 12000 футами в минуту – преимущество в 36% и 53% соответственно. На большой высоте американские машины также были быстрее. «Тигр» разгонялся до скорости 739 миль в час (1189 км/ч), а «скайрей» до 695 миль в час (1118 км/ч), тогда как «ятаган» всего лишь до 635 миль в час (1022 км/ч) – преимущество в 16% и 9% соответственно. Также Tiger и Skyray, учитывая меньшие размеры этих истребителей, можно было приобрести за меньшую цену (если принять допущение, что при всех равных условиях удельная стоимость самолета примерно пропорциональна его массе). Оба американских истребителя были одномоторными и, хотя их силовые установки имели системы дожигания топлива, ни один из них в отличие от «ятагана» не имел печально известных и требующих тщательного технического обслуживания «выдувных закрылков». [10]
В общей сложности было изготовлено всего двести «тигров» – для американского боевого самолета тех лет это был слишком малый производственный период. Истребители Skyray были гораздо более многочисленными и насчитывали 422 экземпляра. Вскоре их сменили более совершенные модели – Crusader (поступил на вооружение в марте 1957 года) и бессмертный Phantom (1961 год). Одномоторный Crusader был тяжелее, чем Tiger и Skyray, но легче, чем Scimitar. [11] Если сравнить Scimitar и Crusader, то американский истребитель имел на 23% большую начальную скороподъемность и на целых 93% большую скорость на больших высотах. «Фантом» был тяжелее и крупнее «ятагана» и для эксплуатации с палубы «Арк Ройяла» нуждался в модификации. Однако «фантом» был настоящим многоцелевым боевым самолетом, и характеристики «ятагана» и рядом не стояли с его характеристиками. [12] Его начальная скорость набора высоты была в два с половиной раза больше скороподъемности «ятагана», а максимальная скорость на высоте 36000 футов (11000 м) была более чем вдвое больше. По правде говоря, «ятаган» не шел ни в какое сравнение с этими современными боевыми самолетами.«Ятаган» имел схожие с «фантомом» размеры, массу и техническую сложность, достигая при этом лишь небольшой доли его характеристик, возможностей и успеха. Но скрывался ли в этом солидном планере потенциально лучший самолет?
Super Scimitar
Большая тяга силовой установки и тонкое крыло могли бы предоставить значительные результаты. Преимущество установки в планер самолета двигателя большей мощности продемонстрировала компания Grumman при разработке истребителя Tiger. При создании истребителя F11F-1F Super Tiger двигатель Wright J65 (изготовленный по лицензии Armstrong Siddeley Sapphire) был заменен на General Electric J79, который на максимальном и форсажном режимах развивал тягу 12533 фунтов (5685 кгс) и 17000 фунтов (7711 кгс) соответственно.
На высоте 40000 футов (12200 м) скорость возросла до 1400 миль в час (2250 км/ч) – улучшение на 89%, – в то время как скороподъемность почти удвоилась. [13] Однако этот очень многообещающий самолет не понравился командованию ВМС США, которое предпочло Phantom, в то время как зарубежные заказчики несмотря на агрессивную маркетинговую компанию выбрали либо американский Lockhead F-104 Starfighter, либо французский Dassault Mirage III, хотя политика, безусловно, также сыграла важную роль в этих решениях о закупках.
В декабре 1965 года компания Supermarine представила проект сверхзвукового палубного истребителя Type 576, для которого были предложены два типа силовой установки. Первый вариант силовой установки состоял из двух турбореактивных двигателей Rolls-Royce Avon серии 300 с тягой на максимальном режиме по 13220 фунтов (5996 кгс) каждый и из двух ракетных двигателей de Havilland Spectre, развивавших тягу по 8000 фунтов (3629 кгс) каждый и работавший на смеси керосина и высококонцентрированной перекиси водорода. Двигатели Spectre не предназначались для постоянной эксплуатации, а только для взлета, набора высоты и ускорения для перехвата и запуска ракет. Запас высококонцентрированной перекиси водорода был рассчитан на 1,75 минуты непрерывно работы ракетных двигателей. Второй вариант силовой установки не включал ракетных двигателей и состоял из двух двигателей Rolls-Royce Avon 300, оснащенных системой дожигания топлива и развивавших форсажном режиме тягу по 15000 фунтов (6804 кгс) каждый. [14] Для сравнения двигатель Avon 301R, установленный на перехватчик BAC Lightning F.6, развивал на максимальном и форсажном режимах тягу 12690 фунтов (5756 кгс) и 16360 фунтов (7421 кгс) соответственно.
С ожидаемой стандартной взлетной массой около 51000 фунтов (23000 кг) Type 576 был бы тяжелее не только «ятагана», полная масса которого составляла 34200 фунтов (15510 кг), но и даже «фантома» (41500 фунтов [18825 кг]). Истребители Type 576, возможно, выходили за возможности эксплуатации имевшихся британских авианосцев – даже «Арк Ройала» – и, предположительно, предназначался для разрабатываемых авианосцев класса CVA с полным водоизмещением 64000 тонн и длиной полетной палубы 963 фута (294 м).
Второй перспективный вариант с двумя отличался крылом с более тонкими складывающимися частями консолей либо совершенно новым крылом с более тонким профилем. Расчетная максимальная скорость версии с комбинированной силовой установкой составляла М=1,8 (1188 миль в час; 1912 км/ч) на высоте 65000 футов (19800 м). [15] Примечательно, что у Type 576 раскаленные газы реактивных двигателей проходили вдоль задней части фюзеляжа. Scimitar имел ту же особенность, и было необходимо местное усиление конструкции для противодействия акустической усталости. Данная проблема усугублялась использованием системы дожигания топлива, и лучшим решением было последовать примеру создателей «фантома» и «поднять» заднюю часть фюзеляжа и хвостовое оперение над выхлопными соплами.
Проект Type 576 был ближе к новой конструкции нежели к простому совершенствованию конструкции «ятагана». В состав радиолокационного оборудования проекта Type 576 включена бортовая РЛС перехвата и управления огнем Ferranti AI.23 AIRPASS, использовавшаяся на перехватчиках Lightning. В идеале всепогодным перехватчикам того времени требовался второй член экипажа, который разделял бы с пилотом большую рабочую нагрузку, но перехватчик Type 576, имевший схожие с «фантомом» размеры, был одноместным. Также была разработана двухместная ударная версия, но заднее сиденье уменьшило бы запас топлива и, следовательно, дальность и продолжительность полета. Очевидно, что разработка Type 576 стоила бы дороже разработки «ятагана», и, хотя 576-ой обладал бы значительно большим потенциалом, его экономическая эффективность была сомнительной, особенно по сравнению с другими уже имевшимися в наличии самолетами. Даже если бы командование Королевских ВВС удалось убедить приобрести сухопутный вариант истребителя Type 576, что маловероятно, учитывая историческое отсутствие сотрудничества между авиацией и флотом, общее количество изготовленных машин было бы около 200 экземпляров с сопутствующей высокой себестоимостью.
Затупившийся клинок
Неутешительная история «ятагана» предполагает, что он был закуплен отчасти для того, чтобы получить какую-то выгоду от затянувшейся программы, начавшейся с Type 505, и отчасти для загрузки мощностей компании Supermarine (особенно после неудачи с истребителем Swift). [16] По сравнению со своим американским современником палубным истребителем F-8 Crusader британский самолет выглядит представителем более ранней эпохи, а не передовой разработкой. Если бы у FAA была реальная потребность в дневном перехватчике, то требованиям заказчика более соответствовал бы одномоторный самолет меньших размеров и с двигателем, оснащенным форсажной камерой – такой как американские палубные истребители Skyray, Tiger и Crusader.
Британским вариантом мог бы стать проект DH.116 Super Venom, в конструкции которого инженеры компании de Havilland отказались от фирменной двухбалочной схемы в пользу треугольного крыла с Т-образным хвостовым оперением и оснащенным системой дожигания топлива двигателем Avon. При расчетной полной массе 21405 фунтов (9710 кг) он мог бы действовать даже с небольших авианосцев Королевского флота. К сожалению, у компании de Havilland не было свободной проектной группы для разработки проекта, и компания сосредоточила свои усилия на перехватчике Sea Vixen. Работы по истребителю DH.116 Super Venom дальше эскизного проекта не пошли.
Возможно, это был еще один пример слишком малого числа талантов в британской авиационной промышленности, распыленной на большое количество компаний. В качестве альтернативы компания Supermarine могла отказаться от дальнейшего развития двухмоторной компоновки Type 505 и разработать отмасштабированный проект Scimitar-Lite с одним двигателем Avon, оснащенным системой дожигания топлива, и массой, немного превышающей половину массы «ятагана». Получившийся в итоге Scimitar-Lite был бы очень похож на Grumman Tiger.
Пол Стоддарт служил инженером-механиком по авиационным системам в Королевских ВВС в 1983-91 годах. Затем он работал специалистом по исследованию операций и научным консультантом в Министерстве обороны Великобритании по различным проектам в областях авиации и авиационных силовых установок. Данная статья представляет его взгляд на проблему, а не политику Королевских ВВС или Министерства обороны Великобритании.
Данные ранних палубных истребителей стран запада времен начала холодной войны. Составитель Пол Стоддарт
Тип: | Scimitar F.1 | F11F-1 Tiger | F4D-1 Skyray | F-8E Crusader | F-4E Phantom |
Начальная скороподъемность, футов в минуту [м/мин] | 12000 [3658] | 16300 [4968] | 18300 [5578] | 14750 [4496] | 30000 [9144] |
Максимальная скорость на высоте ~36000 футов (10973 м), миль в час [км/ч] | 635 [1022] | 739 [1189] | 695 [1118] | 1227 [1975] | 1470 [2366] |
Тяговооруженность | 0,658 | 0,499 | 0,706 | 0,621 | 0,860 |
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: Supermarine Type 576
Назначение: палубный истребитель-перехватчик
Статус: проект
Экипаж: 1 человек
Силовая установка:
• два ТРД Rolls-Royce Avon 300 с тягой по 13220 фунтов (5996 кгс)
• два ЖРД de Havilland Spectre с тягой по 8000 фунтов (3629 кгс)
Размеры:
размах 41 футов 0 дюймов (12,5 м)
длина 61 футов 0 дюймов (18,6 м)
Масса:
с полной нагрузкой 51357 фунтов (23295 кг)
[8] Палубные всепогодные истребители-перехватчики Sea Vixen поступили на вооружение FAA в июле 1959 года, чуть более чем через год после истребителя Scimitar (июнь 1958 года). У обоих самолетов были слишком длительные периоды разработки и, в частности, Sea Vixen мог поставляться в подразделения FAA раньше на пятью годами или около того
[9] Позднее палубный истребитель Douglas F4D Skyray был переименован в F-6 после введения министром Макнамарой единой системы обозначений авиационной техники ВМС США и ВВС США
[10] В системе «выдувных закрылков» (закрылков со сдувом пограничного слоя) воздух под высоким давлением отбирается из компрессора двигателя и выбрасывается через переднюю кромку закрылков, когда они находятся в опущенном положении для взлета и посадки. Это усиливает воздушный поток над закрылками, создавая увеличение подъемной силы и обеспечивая большую грузоподъемность при взлете и более низкую посадочную скорость
[11] Примечательно, что авиация ВМС Франции приобрела 42 истребителя Crusader для оснащения авиагрупп авианосцев «Фош» и «Клемансо». F-8 состояли на вооружении авиации французского флота с 1964 по 1999 год
[12] Фантомы» Королевского флота были оснащены телескопической носовой стойкой шасси для увеличения угла атаки и, следовательно, подъемной силы при взлете с катапульты
[13] Spick, M., Jet Fighter Performance — Korea to Vietnam, Ian Allan, 1986, p66
[14] Buttler, T., British Secret Projects — Jet Fighters Since 1950, Midland Publishing, 2000, p55
[15] Ibid, pp47-48, p55
[16] Было изготовлено всего 197 истребителей Supermarine Swift, в то время как истребителей Hawker Hunter было изготовлено 1972 экземпляра
источник: Paul J. Stoddart FRAeS «Sharpening the Scimitar» «The Aviation Historian» №38, pages 78-87
перевод впервые опубликован – https://vk.com/@710541705-zatochka-yatagana-02