Защитники Голландской Ост-Индии. Тяжёлые крейсера типа «Роттердам»
В середине 20-х годов голландцы, озаботились усилением своего флота на дальнем востоке, который должен был защитить их владения в Ост-Индии в случае нападения Японии.
Для этой цели правительство Нидерландов, по окончании Первой Мировой Войны, выкупило три корпуса недостроенных германских линейных крейсеров типа «Макензен», которые были достроены в качестве линкоров «Де Рюйтер» и «Тромп», а один в качестве авианосца «Де Зивен Провинсьен».
Понятно, что столь мощные корабли нуждались в достойном прикрытии, да не могли они выполнять весь спектр задач. Поэтому у голландского отделения немецкой компании Blohm & Voss, которое построило в Роттердаме верфь специально для строительства военных кораблей на экспорт, были заказаны 2 тяжёлых крейсера.
В качестве основного вооружения для корабля были выбраны 203 мм шведские пушки Bofors. Да и другое вооружение так же поставила эта скандинавская компания.
Корабли были заложены в 1925 и 1926 годах и в 1928 и 1931 годах вступили в строй, задержка была вызвана начавшейся в мире Великой депрессией. Новые крейсера получили названия «Роттердам» и «Амстердам».
Крейсера несли по 8 мощных 203-мм орудий главного калибра, однако вспомогательное вооружение на корабле было явно недостаточны и состояло из 7-и 75-мм орудий и 2-х трёхтрубных 533-мм торпедных аппаратов.
Силовая установка обеспечивалась двумя наборами турбин Parsons с шестью котлами мощностью 60 000 л.с. плюс два крейсерских дизеля MAN мощностью 13 500 л.с. максимальная скорость составляла 32 узла.
В 1936 и 1937 годах, корабли прошли модернизацию, в результате которой четыре из семи 75-мм орудий были заменены на 40-мм спаренные зенитные скорострелки Bofors. Оставшиеся 3 75-мм орудия так же заменили на спаренные 105-мм универсальные установки шведской фирмы. В 1938 и 1940 годах, соответственно, корабли прошли ещё одну модернизацию, в ходе которой на них была установлена новая система управления огнем.
Во время Второй Мировой Войны корабли приняли самое активное участие в боевых действиях. 8 декабря 1941 года, крейсера были эскортом авианосца «Де Зивен Провинсьен», осуществлявшего прикрытие с воздуха английских линкоров «Рипалс» и «Принс оф Уэлс».
27 февраля 1942 года корабли приняли участи в сражении в Яванском море, в ходе которого была предотвращена попытка высадки японских войск на острове Ява. В ходе этого сражения крейсер «Роттердам» был тяжело повреждён, а «Амстердам» потоплен.
В дальнейшем, «Роттердам» был отремонтирован в Батавии (совр. Джакарте) и с 1943 года продолжал участвовать в боевых действиях на Тихом океане.
Характеристики корабля:
Водоизмещение
- Стандартное – 10500 тонн;
- Полное – 14 500 тонн;
Размерения:
- Длина – 179 м;
- Ширина – 20 м;
- Осадка – 6 м;
Бронирование:
- Главный броневой пояс – 110 мм;
- траверзы — 25 мм;
- палуба — 35 мм;
- погреба — 110 мм;
- башни — 25 мм;
- барбеты — 25 мм
Вооружение:
- Главный калибр – 4 х 2 х 203-мм/50,
- Универсальный калибр – 3 x 2 х 105-мм/45,
- Зенитные орудия – 4 х 2 х 40-мм,
- Торпедное вооружение – 2 х 3 — 533-мм ТА;
- Авиавооружение – 1 катапульта и 1 гидросамолет
Машины:
- Турбины – 2 Parsons;
- Котлы – 6 шт;
- Общая мощность – 60 000 л. с.;
- Дополнительная энергетическая установка – 2 дизельный мотора MAN;
- Мощность дополнительной силовой установки – в 13 500 л.с.
- Максимальная скорость – 32 узла
Экипаж – 774 человека.
PS. Это ещё один корабль с конкурса на лучший АИ крейсер времён Второй Мировой, который проводился на форуме shipbucket.com в 2018 году. Корабль занял 11 место, хотя, как по мне, работа в плане предыстории и графики лучше победителя, крейсера «Висбаден».
Такого корабля никогда не существовало, а вся его история выдумана мною и автором, нашим западным коллегой – Garlicdesign.