1

Продолжаю выкладывать на сайт интересные статьи из жж одного из ведущих российских историков авиации уважаемого Вячеслава Кондратьева.

На помещенных внизу фотоснимках из рекламного буклета одной давно забытой американской автомобильной фирмы, казалось бы, вполне обычные легковые машины 20 годов прошлого столетия. С виду они ничем не отличаются от своих многочисленных современников, однако это тот самый случай, когда внешность — обманчива, а под вполне стандартными кузовами скрывается совсем не стандартная "начинка". Дело в том, что все эти автомобили — паровые.

Запоздалые шедевры стимпанка

Запоздалые шедевры стимпанка

Запоздалые шедевры стимпанка

Запоздалые шедевры стимпанка

Фирма Stanley Steam Vehicle Corporation, основанная братьями-близнецами Фрэнсисом и Фрилэном Стэнли, выпустила свой первый паромобиль еще в 1897 году. Машина оказалась весьма удачной и братьям удалось продать аж 200 экземпляров — очень неплохой результат по тем времнам.

С тех пор Стэнли навсегда остались верными паровому приводу. Даже в 1920-е годы, когда двигатель внутреннего сгорания прочно занял господствующее положение в автомобильной индустрии, а большинство автолюбителей смотрело на легковые "паровозы" с иронией, компания "Стэнли" продолжала делать паровики. И что удивительно, на них довольно долго находились покупатели, хотя эти машины были отнюдь не дешевыми. Так, модель 1921 года Stanley-740D (она — на 4-м фото) продавалась за 3950 долларов, при том, что фордовскую "жестянку Лиззи" можно было купить всего за 700, а вполне приличные автомобили с бензиновыми моторами стоили 1500-2000 долларов.

К тому времени Фрэнсис Стэнли скончался, а Фрилэн продал фирму Прескотту Уоррену, который сохранил торговую марку. Он позиционировал свои паромобили как престижные нишевые изделия для любителей старины и людей традиционных взглядов. Соответственно, салоны этих машин имели роскошную отделку из ценных пород дерева, натуральной кожи и слоновой кости, а кузова изготовлялись из дорогого, но нержавеющего алюминия.

И все же, удержаться в прошлом не удалось, спрос на паромобили неуклонно падал. Свой последний рекламный проспект с новыми моделями фирма "Стэнли" выпустила в 1924 году. А в следующем году предприятие, переставшее приносить прибыль, было закрыто.

Запоздалые шедевры стимпанка

Двухцилиндровый автомобильный паровой двигатель "Стэнли" образца 1908 года мощностью 6 л.с.

Запоздалые шедевры стимпанка
Запоздалые шедевры стимпанка

Тоже двухцилиндровая, но 10-сильная паровая машина той же фирмы. Самые мощные паровые двигатели "Стэнли" имели мощность 20 л.с., что для начала 20-х годов считалось уже явно недостаточным.

Запоздалые шедевры стимпанка

Трубчатый котел парового автомобиля "Стэнли". Справа — со снятым кожухом. Чтобы вскипятить такой котел и поднять давление пара в системе на величину, достаточную для включения двигателя, требовалось не менее 10 минут. 

Запоздалые шедевры стимпанка

Шасси автомобиля Stanley-750 с паросиловой установкой. Под капотом размещен котел с топкой, под передними сиденьями — водяной бак и бачок для пилотного топлива, а под задними — двигатель, жестко сблокированный с задним мостом. За ним — основной топливный бак. 

Далее — паровики "Стэнли", сохранившиеся в музеях и у коллекционеров. 

Запоздалые шедевры стимпанка

Запоздалые шедевры стимпанка

Запоздалые шедевры стимпанка

Запоздалые шедевры стимпанка

Запоздалые шедевры стимпанка

Запоздалые шедевры стимпанка

Для особо продвинутых фанатов стимпанка — схема двигательной установки "Стэнли". Синим посмечена вода, голубым — пар, красным — основное топливо, желтым — пилотное топливо.

источники: 

Подписаться
Уведомить о
guest

7 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account