День добрый. Отвлечемся немного от темы реактивной авиации и рассмотрим один довольно интересный проект, который создавался во время Великой Отечественной войны в ОКБ-155. Точнее даже пять проектов, объединенных общим индексом и единым базовым вариантом. Речь пойдет о малоизвестном высотном истребителе МиГ-11 и его модификациях. Сегодня подробно мы рассмотрим первый базовый вариант этого самолета под названием И-220 (А). В последующих публикациях расскажем о дальнейшем совершенствовании этого истребителя и разработанных улучшенных вариантах. Как это зачастую бывало в те года самолет МиГ-11 имел тяжелый путь развития, который к сожалению, завершился ничем. Тогда много перспективных проектов становилось заложниками различных обстоятельств. Если бы не война… Но обо всем по порядку. Давайте посмотрим что из себя представлял этот истребитель и что именно привело к такому завершению его жизненного пути.
Содержание:
Начало разработки
История этого истребителя началась в самое сложное для нашей страны время. Июль 1941-ого. Начало войны. ОКБ-115 в инициативном порядке разработало эскизный проект нового высотного истребителя и к концу года направило его на рассмотрение в НИИ ВСС и НКАП. После рассмотрения комиссия во главе с главным инженером ВВС И.Ф. Петрова вынесло положительное заключение по проекту и включило его в программу опытного самолетостроения на 1942 год. Летом 1942 года макет нового истребителя был рассмотрен и утвержден макетной комиссией. Изначально самолет проектировался под двигатель АМ-37.
Состав вооружения предусматривает установку двух 20-мм крыльевых пушек ШВАК с боезапасом 150 патронов и двух 12,7-мм пулеметов БС с боекомплектом в 200 патронов, которые также расположили в крыле. Однако в связи с прекращением работ по двигателю АМ-37 приняли решение устанавливать сначала АМ-38Ф (для проведения начального этапа испытаний), а в перспективне АМ-39.
Для справки.
АМ-37 — советский поршневой авиационный двигатель, разработанный незадолго до начала Великой Отечественной войны. Является малосерийной модификацией АМ-35, отличаясь от него лишь наличием воздухо-водяной радиатора, а также увеличенным диаметром крыльчатки нагнетателя. Мощность 1400 л.с.
АМ-38 — советский поршневой авиационный двигатель. Являясь дальнейшей разработкой двигателя АМ-34, АМ-38 использовался на самолётах МиГ-3 и Ил-2 во время Второй мировой войны. Мощность 1500 л.с.
АМ-38Ф (форсированный вариант АМ-38) — разработан специально для двухместного варианта штурмовика Ил-2. Устанавливался на серийные с 1943 г. Имел увеличенную на 100 л.с. (до 1700 л.с.) мощность на взлётном режиме. Имел возможность работать не менее 10 минут на высотах до 1,5 км на взлётном режиме.
АМ-39. Представлял собой переработанный двигатель АМ-35А. АМ-39 использовался на истребителях И-220 и ИТП, так же как и на бомбардировщике А. Н. Туполева СДБ. Мощность 1800 л.с.при 2350 оборотах в мин.
Кроме того изменили первоначальный состав вооружения. Началось строительство прототипа для статических испытаний и летного экземпляра. Истребитель получил индекс И-220 (А). Первый летный образец был построен в сентябре 1942 года и уже к 20 ноября его подготовили для проведения заводских испытаний. Основной новинкой этого самолета стало то что на нем впервые в истории установили мягкие баки. В остальном же это был весьма классический истребитель, который предназначался для ведения воздушного боя на всем диапазоне высот.
Этап заводских испытаний
Одной из основных проблем, которая возникала практически со всеми опытными машинами того времени- это подбор оптимальной основной силовой установки. Многие первоначальные планы нарушались, ввиду возникающих проблем с двигателем. Так вышло и сейчас. Ввиду задержки поставки форсированного двигателя АМ-38Ф на истребитель установили его обычный вариант АМ-38. Первый свой вылет в рамках заводских испытаний он совершил 26 декабря 1942 года. Пилотировал машину летчик испытатель А.М. Жуков. Полет прошел неудачно. Сразу после него самолет был отправлен на ремонт. Вышла из строя силовая установка. ремонт продлился до 1 февраля 1943 года. В ходе ремонта был установлен двигатель АМ-38Ф, а также внесены некоторые изменения в конструкцию центроплана. С 7-ого февраля возобновили полеты и начали отработку программы по определению основных характеристик. Эти предварительные испытания вселяли позитив, так как даже с менее мощным двигателем самолет показывал неплохие результаты. Но все ждали опытный вариант двигателя АМ-39. Без него дальнейшая работа не имела смысла. В апреле АМ-39 был получен. Его установка влекла за собой дополнительные доработки, в частности потребовалось разместить дополнительный водорадиатор.
Первый вылет И-220 с АМ-39 состоялся 25 мая 1943 года, а в июле, после отладки, приступили к основному этапу испытаний. Проходили они сложно. Дважды самолет терпел аварию. И пять раз приходилось менять двигатель. АМ-39 еще проходил опытную эксплуатацию и пока он не был доведен до ума. В результате, несмотря на то что с ним самолет показал отличные показатели по скорости, было принято решение на государственные испытания выходить с проверенным серийным АМ-38Ф. Также стоить отметить что к этому времени был собран второй экземпляр И-220, который был доработан с учетом тех замечаний, которые возникли при испытании первого прототипа.
Этап государственных испытаний и итоги разработки
После ремонта первый образец И-220 передали в НИИ ВВС на госиспытания, которые проходили в период с 22 октября 1943 года по 2 января 1944 года. Ответственными за их проведение назначили ведущего инженера А.С. Розанова и летчика-испытателя П.М. Стефановского. На испытаниях истребитель достиг скорости в 652 км/ч на высоте 2600 метров. В целом военные остались истребителем довольны. Из выявленных недостатков отметили явление сваливания на крыло при полете на больших углах атаки. Для их устранения потребовалось провести дополнительные заводские испытания и внести необходимые доработки. Но тем не менее все хотели больших результатов.
Было принято решение о проведении повторных госиспытаний, но уже с доработанным АМ-39. Также на финальный вариант истребителя установили четыре пушки ШВАК с боезапасом по 100 патронов к каждой. Их начали в ГК НИИ ВВС 14 июля 1944 года. Ответственными за их проведение назначили ведущего инженера В.И.Алексеенко и летчика-испытателя Д.Г.Пикуленко. Однако завершить их не удалось. 26 сентября они были прекращены по просьбе главного конструктора А.И. Микояна. К тому времени уже вовсю шла работа над более перспективной модификацией истребителя И-225 (5А) с мотором АМ-42Б и турбокомпрессором ТК-300Б, который должен был иметь более высокие летные характеристики. В итоге все работы над базовым вариантом МиГ-11 свернули, в связи с их неактуальностью. Условия военного времени все же сыграли свое дело. Форсировать работы над высотным истребителем не спешили, ровно как и передавать в серийное производство самолет с посредственными характеристиками.
Итоговые характеристики базового варианта И-220 с мотором АМ-39, которые получили на этапе заводских испытаний представлены на скриншоте ниже.