Небольшая, но интересная статья из жж Андрея Фирсова.
Долго в свое время не мог врубиться, как американские истребители Второй мировой войны («святая троица» – Р-38, Р-47 и Р-51) реализовывали свою выдающуюся дальность полета? Это так просто кажется со стороны – залей больше бензина в баки и дело в шляпе! До Второй мировой войны эти вопросы решались по-другому. Самый известный «дальний» истребитель начала Второй мировой войны двухмоторный Мессершмитт Bf 110 имел для этого экипаж из трех человек. Практичные и, главное, педантичные немцы (руководство люфтваффе) заключило, что для полета на большую дальность, меньше не получается: нужен пилот, нужен штурман и нужен радист[-стрелок]. И не меньше. Когда «креативщик» Танк предложил свой двухмоторный дальний истребитель Fw187 с одним только пилотом, логично полагая, что самолет получится меньше, легче и, следовательно, маневреннее и быстрее, его вежливо осадили: «А где еще два места?» Место под радиста Танку удалось втиснуть, но этого было недостаточно…
Обоснование требований люфтваффе было логичным: навигация была тогда почти строго визуальная – запомнить весь маршрут на приличную дальность былА проблема. Помните, как в «Бой идут одни «старики» «старик» хвалит «желторотиков»: «Молодцы – изучают район боевых действий» (они там в морской бой играли) – то есть запоминали наизусть карту. Маршрут на большую дальность пилот-то мог запомнить, но при любом отклонении скорее всего бы потерялся… (см. историю с рекордным полетом «Родины»). Так что без штурмана было нельзя. Аналогично и со связью – тогдашние самолетные радиостанции обеспечивали связь «голосом» на несколько десятков километров. А при радиусе действия в 500 км, «достучаться» можно было только морзянкой, а стучать на ключе и вести самолет – аттракцион еще тот (не, были умельцы). То есть опять же для дальнего истребителя и без радиста нельзя…
В общем, на начало войны двухмоторный истребитель в основном был трехместным («мессер», «Потэ 630», «фоккер» G.1).
А как же решали эти вопросы американцы на своих одноместных истребителях? Ставка делалась на коллективизм. Первыми в дальние рейсы отравились «мустанги»…, не, не те самые, знаменитые. Сами пилоты их звали «Интрудерами» – именно за дальние путешествия вглубь вражеских стран («какой еще, эффи, Мустанг!»). Мотор «Эллисон» был чудесоватым, маловысотным, не особо надежным, но был плюс — «хорошо работал на обедненной смеси, обеспечивая большую дальность полета». Что и стало главным достоинством для «пикировщика» А-36 «Апач»/«Интрудер»/«Мустанг». Летели «нагибатели» звеном из четырех самолетов.
Ведущий – командир звена смотрел в одну сторону – на землю, то есть тупо отвечал только за навигацию. Справа шел его ведомый, который тоже смотрел только в одну сторону – вправо – отвечал за правую полусферу. Слева пеленгом шла вторая пара – ее ведущий смотрел опять же вперед – отвечал за воздух «от внезапных встреч». Его ведомый слева соответственно смотрел только влево – отвечал за левую полусферу. Вот так, «рассадили» экипаж из одного самолета в четыре…
А как летающему дракону без «штурмана»? Без трех голов минимум в воздухе в этом сказочном мире хрен выживешь… Умные у нас были предки, не то что какие-то (судя по опознавательным кокардам на крыльях) французы: