Забытый гигант — гидросамолет P.R.B.
Первая мировая война близилась к концу, и уже нужно было думать о будущем развитии гражданской авиации: так, например, Джованни Капрони планировал производство первой гражданской машины, полученной из тяжелого бомбардировщика.
В то же время в Риме по инициативе инженера Филиппо Бастианелли (Filippo Bastianelli) в сентябре 1918 года была образована авиастроительная компания Società Industriale per l’Aviazione, первым обещанием которой была постройка большой летающей лодки, разработанной инженером Джованни Пенья (Giovanni Pegna). Она была получена в результате исследования проекта Pegna 8, предназначенного для дальних перелетов. В компании на паритетной основе участвовали инженер Пенья, кавалер Джузеппе Росси (Giuseppe Rossi) и инженер Бастианелли. Руководить предприятием предложили Карло Маркьори (Carlo Marchiori) – опытному инженеру, который доблестно сражался в Первой Мировой войне.
Гидросамолет P.R.B. (название получено из инициалов его создателей) имел размах крыльев более 30 м, пустой вес 7000 кг, мог взлетать с 12 000 кг общего веса и оснащался силовой установкой мощностью 1200 л.с. (4 двигателя Fiat A.12 bis). В те годы это была крупнейшая летающая лодка, построенная в Италии.
Два изображения P.R.B. на этапе строительства: слева – корпус, справа – сборочный ангар
Конструктивно гидросамолет был сделан с большим старанием и имел большой центральный корпус с хорошей остойчивостью (он был почти три метра в ширину), с боковыми поплавками, связанными эластично с планером. Расположение винтов как по высоте, так и продольное выбиралось с особой тщательностью, для того, чтобы они оказывались достаточно высоко над водой также при волнующемся море на уменьшенных скоростях. Это исследование позволило увеличить компактность и простоту конструкции, позволив установить двигатели прямо на нижнем крыле и без моторам.
Серия фотографий, освещающих различные этапы строительства гидросамолета: каркаса фюзеляжа, хвоста, кабины управления и боковых поплавков
Дальность должна была быть достаточной, чтобы пересекать Атлантику со значительной полезной нагрузкой.
Перевозка корпуса от завода до римского речного порта в октябре 1920 года
Разработка гидросамолета была завершена летом 1920 года, и в октябре планер был передан в Лидо ди Остия (Lido di Ostia) для окончательной сборки. 2 февраля 1921 года P.R.B. был выведен из ангара для тестирования двигателей, а также мореходных испытаний. Летные испытания планировалось начать в мае.
Собранный P.R.B. в Лидо ди Остия в феврале 1921 года
В первом полете 11 мая 1921 года помимо летчика-испытателя кавалера Росси приняли участие инженеры Джино Капаннини и Винченцо Танкреди (Gino Capannini e Vincenzo Tancredi), а также ряд пассажиров, среди которых был инженер Маркьори (Marchiori).
Руководящий персонал и работники празднуют выход P.R.B. из ангара
Официальные летные испытания производились с полётным весом в 10 000 кг и дали удовлетворительные результаты. Но эта блестящая инициатива оказалась единичной: гидросамолет оставался в течение долгого времени на гидростанции ВМС в Остии (в частности, следует отметить визит авиационной американской миссии 23 января 1922 года) в ожидании заинтересованности со стороны правительства. Потом он был перемещен в Винья-ди-Валле, а затем был приобретен кавалером Росси, захотевшим лично дать самолету новую жизнь.
КОНСТРУКЦИЯ САМОЛЕТА
Гидросамолет-биплан с равными по длине и площади крыльями (коэффициент прочности 12) и О-образными лонжеронами с коробкой, имеющей особое внутреннее армирование (коэффициент прочности 8). Узлы крепления лонжеронов со стойками и с кабелями в бесшовной пластине из мягкой стали со всеми необходимыми усилиями в центре узла таким образом, чтобы полностью исключить все вторичные напряжения.
P.R.B. спускается на воду и начинает пробежки по воде
Стойки (12 штук) объединены в шарнирное соединение с узлами и состоят из стального каркаса, покрытого многослойной фанерой. Каркас корпуса обладал трехслойной обшивкой с двумя промежуточными слоями водонепроницаемого полотна; выше уровня ватерлинии корпус был покрыт легкой многослойной фанерой с очень твердым дном. У боковых поплавков был каркас, выполненный из древесины и стали, в интервалах которого для поддержки плавучести в случае аварии вместо общих переборок были размещены воздушные мешки.
11 мая 1921 года – первый полет гидросамолета. В качестве летчика-испытателя кавалер Росси, инженеры Капаннини и Танкреди. В качестве пассажиров были инженеры Маркьори и Левератто, конструктор Арригони (Arrigoni).
Управление самолетом было двойным; закрылки статически компенсированы.
ХАРАКТЕРИСТИКИ И ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
Размах крыльев, м | 31,4 |
Полная длина, м | 18,00 |
Высота, м | 6,60 |
Площадь крыла, м² | 206 |
Средняя хорда крыльев, м | 3,50 |
Длина бокового поплавка, м | 3,50 |
Ширина бокового поплавка, м | 0,70 |
Масса, кг | |
сухой вес | 5200 |
полный вес | 8200 |
Удельная нагрузка на крыло, кг/м² | 39,61 |
Удельная нагрузка на мощность, кг/л.с. | 7,88 |
Скорость, км/ч | |
максимальная | 170 |
крейсерская | 150 |
приводнения | 80 |
Время подъема на высоту | 30′ |
Автор статьи благодарит инженера Маркьори (сына технического директора предприятия Бастианелли) за предоставление материалов для написания этой статьи.
источник: Un idrovolante dimenticato: il P.R.B. di Pegna – Rossi – Bastianelli // Aerofan 01-1978