1

Первая мировая война близилась к концу, и уже нужно было думать о будущем развитии гражданской авиации: так, например, Джованни Капрони планировал производство первой гражданской машины, полученной из тяжелого бомбардировщика.

Забытый гигант - гидросамолет P.R.B.

В то же время в Риме по инициативе инженера Филиппо Бастианелли (Filippo Bastianelli) в сентябре 1918 года была образована авиастроительная компания Società Industriale per l’Aviazione, первым обещанием которой была постройка большой летающей лодки, разработанной инженером Джованни Пенья (Giovanni Pegna). Она была получена в результате исследования проекта Pegna 8, предназначенного для дальних перелетов. В компании на паритетной основе участвовали инженер Пенья, кавалер Джузеппе Росси (Giuseppe Rossi) и инженер Бастианелли. Руководить предприятием предложили Карло Маркьори (Carlo Marchiori) – опытному инженеру, который доблестно сражался в Первой Мировой войне.

Гидросамолет P.R.B. (название получено из инициалов его создателей) имел размах крыльев более 30 м, пустой вес 7000 кг, мог взлетать с 12 000 кг общего веса и оснащался силовой установкой мощностью 1200 л.с. (4 двигателя Fiat A.12 bis). В те годы это была крупнейшая летающая лодка, построенная в Италии.

Забытый гигант - гидросамолет P.R.B.

Два изображения P.R.B. на этапе строительства: слева – корпус, справа – сборочный ангар

Конструктивно гидросамолет был сделан с большим старанием и имел большой центральный корпус с хорошей остойчивостью (он был почти три метра в ширину), с боковыми поплавками, связанными эластично с планером. Расположение винтов как по высоте, так и продольное выбиралось с особой тщательностью, для того, чтобы они оказывались достаточно высоко над водой также при волнующемся море на уменьшенных скоростях. Это исследование позволило увеличить компактность и простоту конструкции, позволив установить двигатели прямо на нижнем крыле и без моторам.

Забытый гигант - гидросамолет P.R.B.

Серия фотографий, освещающих различные этапы строительства гидросамолета: каркаса фюзеляжа, хвоста, кабины управления и боковых поплавков

Дальность должна была быть достаточной, чтобы пересекать Атлантику со значительной полезной нагрузкой.

Забытый гигант - гидросамолет P.R.B.

Перевозка корпуса от завода до римского речного порта в октябре 1920 года

Разработка гидросамолета была завершена летом 1920 года, и в октябре планер был передан в Лидо ди Остия (Lido di Ostia) для окончательной сборки. 2 февраля 1921 года P.R.B. был выведен из ангара для тестирования двигателей, а также мореходных испытаний. Летные испытания планировалось начать в мае.

Забытый гигант - гидросамолет P.R.B.

Собранный P.R.B. в Лидо ди Остия в феврале 1921 года

В первом полете 11 мая 1921 года помимо летчика-испытателя кавалера Росси приняли участие инженеры Джино Капаннини и Винченцо Танкреди (Gino Capannini e Vincenzo Tancredi), а также ряд пассажиров, среди которых был инженер Маркьори (Marchiori).

Забытый гигант - гидросамолет P.R.B.

Руководящий персонал и работники празднуют выход P.R.B. из ангара

Официальные летные испытания производились с полётным весом в 10 000 кг и дали удовлетворительные результаты. Но эта блестящая инициатива оказалась единичной: гидросамолет оставался в течение долгого времени на гидростанции ВМС в Остии (в частности, следует отметить визит авиационной американской миссии 23 января 1922 года) в ожидании заинтересованности со стороны правительства. Потом он был перемещен в Винья-ди-Валле, а затем был приобретен кавалером Росси, захотевшим лично дать самолету новую жизнь.

КОНСТРУКЦИЯ САМОЛЕТА

Гидросамолет-биплан с равными по длине и площади крыльями (коэффициент прочности 12) и О-образными лонжеронами с коробкой, имеющей особое внутреннее армирование (коэффициент прочности 8). Узлы крепления лонжеронов со стойками и с кабелями в бесшовной пластине из мягкой стали со всеми необходимыми усилиями в центре узла таким образом, чтобы полностью исключить все вторичные напряжения.

Забытый гигант - гидросамолет P.R.B.

Забытый гигант - гидросамолет P.R.B.

P.R.B. спускается на воду и начинает пробежки по воде

Стойки (12 штук) объединены в шарнирное соединение с узлами и состоят из стального каркаса, покрытого многослойной фанерой. Каркас корпуса обладал трехслойной обшивкой с двумя промежуточными слоями водонепроницаемого полотна; выше уровня ватерлинии корпус был покрыт легкой многослойной фанерой с очень твердым дном. У боковых поплавков был каркас, выполненный из древесины и стали, в интервалах которого для поддержки плавучести в случае аварии вместо общих переборок были размещены воздушные мешки.

Забытый гигант - гидросамолет P.R.B.

Забытый гигант - гидросамолет P.R.B.

Забытый гигант - гидросамолет P.R.B.

Забытый гигант - гидросамолет P.R.B.

11 мая 1921 года – первый полет гидросамолета. В качестве летчика-испытателя кавалер Росси, инженеры Капаннини и Танкреди. В качестве пассажиров были инженеры Маркьори и Левератто, конструктор Арригони (Arrigoni).

Управление самолетом было двойным; закрылки статически компенсированы.

ХАРАКТЕРИСТИКИ И ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ

Размах крыльев, м

31,4

Полная длина, м

18,00

Высота, м

6,60

Площадь крыла, м²

206

Средняя хорда крыльев, м

3,50

Длина бокового поплавка, м

3,50

Ширина бокового поплавка, м

0,70

Масса, кг

сухой вес

5200

полный вес

8200

Удельная нагрузка на крыло, кг/м²

39,61

Удельная нагрузка на мощность, кг/л.с.

7,88

Скорость, км/ч

максимальная

170

крейсерская

150

приводнения

80

Время подъема на высоту 4000 м

30′

Автор статьи благодарит инженера Маркьори (сына технического директора предприятия Бастианелли) за предоставление материалов для написания этой статьи.


источник: Un idrovolante dimenticato: il P.R.B. di Pegna – Rossi – Bastianelli // Aerofan 01-1978

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest

4 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account